«Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях для развития речевых способностей у детей» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Татаринова Татьяна | |||
12.07.2024 19:38 | |||
«Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях для развития речевых способностей у детей» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад комбинированного вида №78 «Пчелка» г. Орска» Подготовил музыкальный руководитель: Первой квалификационной категории Татаринова Татьяна Александровна Орск 2024 г Современное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими. Недостатки речи могут породить неуверенность ребёнка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.
Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию – функцию человеческого общения. Исследователями доказана важнейшая роль музыкальных занятий не только в эстетическом, но и интеллектуальном развитии детей. Изучая психологию воздействия музыки, учёные отмечают, что только гармоничная системная работа обоих полушарий мозга является определяющей деятельности индивида, иначе нарушает инициативность, эмоциональный тонус, способность мыслить. Главное назначение музыки, органически сочетающей в себе социальные функции с ведущей коммуникативной функцией, заключатся в организации художественного общения детей. Ученые свидетельствуют о том, что в основу музыки заложен ритм, который является одним из самых важных средств общения между людьми. Ритм в основе своей имеет моторную природу. Всё, окружающее нас, живёт по его законам: смена времён года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Поэтому с раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Великий швейцарский композитор и педагог Эмилем Жак-Далькрозом. Разработал методику, совмещающую в себе музыку и речь ЛОГОРИТМИКА.. Говоря о логоритмике, ее основоположник Гринер Вера Александровна отмечает, что в основу ее она ставит ритм, как организующий момент: «а именно музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом». Логоритмика – это система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий. Она основана на использовании связи слова, движения и музыки Основные задачи логоритмики и музыкального развития очень схожи:
К элементам логоритмики относят:
Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач. Организация последовательной, систематической работы на музыкальных занятиях в детском саду над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных, является в наше время актуальной проблемой. Внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду – является одной из основных целей нашей работы. В своей работе я активно использую логоритмику, как одно из важнейших методических средств, опирающихся на связь слова, музыки и движения, включающих в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные коммуникативные игры, направленные на развитие динамической стороны общения: лёгкости, вступления в контакт, готовности к общению, развитию позитивного самоощущения, сформированной положительной самооценки. Следует отметить, что ритмизированная форма речи привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, настраивает их на игру. Логоритмические упражнения в музыкальные занятия я включаю комплексно, то есть связываю их с разными видами музыкальной деятельности: пением, ритмическим движением или игрой. Чаще всего в музыкальные занятия я включаю следующие элементы логоритмики: - Упражнения на развитие дыхания. помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу и постепенность. Ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже при исполнении песни – приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому в своей работе я уделяю особое внимание дыхательной гимнастике. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. В работе с дошкольниками я использую несложные упражнения Александры Николаевны Стрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох. Упражнение «Ладошки» (по А.Н. Стрельниковой) Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем. Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем. (На счет «раз» — хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – плавный выдох ртом) Упражнения для развития голоса проводятся как под музыку, так и без нее. Гласные звуки дети поют с изменением высоты звучания, длительность звучания зависит от продолжительности выдоха. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим легкие и расширяющим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь. Так же полезно пение вокализов — мелодии без слов: у, о, а, и. Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей. - Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию. При разучивании песен на музыкальных занятиях, мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В наших силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни. Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. - Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры. Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Я использую в своей работе пальчиковые игры Е. Железновой, О. Узоровой, которые проводятся под музыку. Несложная, легко запоминающаяся мелодия и доступные движения позволяют включать пальчиковые игры в занятия с трехлетнего возраста (вторая младшая группа). Тексты для этих игр должны быть довольно-таки простыми — русские народные песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление. - Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание. - Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. Коммуникативные игры и танцы формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферыобщения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятсяв общем кругу, а движения просты и озвучены, благодаря этому у ребенка не возникает чувства страха, что он забудет движение, ребенок становится более уверенным в себе, повышается самооценка. Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных танцев являются танцы со сменой партнёров, встречающиеся в фольклоре разных народов. В основе танцев, как правило, лежат игровые сюжеты, что облегчает их запоминание. Построены они, в основном, на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу. Игры звуками. Здесь следует выделить следующие направления:
Природа наделила человека огромным разнообразием звуков. Их можно произвести, используя возможности собственного тела (голоса, рук, ног, губ) как своеобразных и оригинальных инструментов. Используемые варианты звуковых моделей:
Шлёпки по коленям (хлопанье крыльев птиц; Постукивание кулачками по полу (бег табуна лошадей); Постукивание подушечками пальцев (бег сказочных существ). В работе я использую речевые игры Т.Боровик и Т.Тютюнниковой. В них дети поют текст или ритмично декламируют хором, соло, дуэтом. Листопад Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки) Лес осенний конопат (щелчки пальцами) Листья рыжие шуршат (трут ладошкой о ладошку) И летят, летят, летят! (качают руками) - Музыкально-ритмические игры с музыкальными или шумовыми инструментами, помогают в развитии творческих и музыкально-сенсорных способностей детей, развитию чувства ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана. Я активно оформляю небольшие рассказы, стихотворения, песни оригинальным шумовым сопровождением. Также я убедилась, что доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально — речевой материал создают на занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но и корректируя нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей. Такие формы работы очень нравятся детям, обогащают их художественные впечатления, развивают коммуникативные навыки. В результате данных форм работы дошкольники становятся активными, раскрепощёнными, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность. Практика показывает, что регулярное включение в музыкальные занятия элементов логоритмики формирует положительный эмоциональный настрой у детей, учит их общению со сверстниками.
|