«Самореализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с помощью хореографии» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Валиева Гульнара Рависовна | |||
11.07.2024 23:05 | |||
«Самореализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с помощью хореографии» В России с каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями. И перед всем обществом стоит задача в снижении этой тенденции, в создании условий для помощи таким детям реализоваться и быть значимыми. Основные задачи в работе с детьми с ОВЗ направлены на ориентацию образования не только на освоение обучающимися знаний и навыков, но и на развитие его личности, его познавательных способностей, социализации и адаптации. При правильной постановке обучения, хореография способствует развитию личностных качеств у детей с ОВЗ, произвольного внимания, умения преодолевать посильные трудности, контролировать себя: развитию целеустремленности, настойчивости, организованности, дисциплинированности, смелости, правильному отношению к оценке своих действий и положительному отношению к сверстникам.
Специфика работы с детьми с ОВЗ состоит в снижении уровня возрастных требований к хореографическим элементам, более медленное и кропотливое выполнения каждого отдельного движения. На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные танцевально-игровые занятия, так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве. Бессюжетные танцы способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей ориентироваться по схеме рисунка. При обучении детей танцевальным упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы. В каждое занятие включается специальная работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия), развитию дыхательной мускулатуры и нормализации двигательной активности, а также умственных способностей. На занятиях хореографией, большое значение придаётся слушанию и разбору музыки танца (особенно это важно для слабослышащих детей). Музыка сообщает движениям определенный характер, придает им эмоциональную окраску. Музыкальное сопровождение должно быть ярким, эмоциональным, выразительным. Чтобы заинтересовать детей с ОВЗ танцевальным творчеством, совместно с практическими занятиями проводятся и теоретические. На занятиях даётся общая характеристика музыки, придумываются образы, сюжеты, рассматриваются иллюстрации, знакомящие детей с костюмами, образами, традициями и обычаями народов, эпох. Всё это необходимо для того, чтобы ввести детей в мир тех образов, той музыки, под которую они будут танцевать. Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. У детей с ОВЗ эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, задача педагога-хореографа заключается в том, чтобы направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-танцевальный материал. Двигаться, как подсказывает музыка – строгий закон, который следует неуклонно соблюдать на всем протяжении занятия. Движения должны вытекать из музыки, согласовываться с ней, отражая не только ее общий характер, но и конкретные средства выразительности. В процессе обучения, помогая найти ребенку нужное движение, педагог-хореограф помогает своим советом, словом, собственным примером и т.д. Совпадение образного слова, музыки и движения, развивается детское воображение, ребенок точнее передает характер музыкального произведения, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность. И весь этот сложный путь на сцене превращается в искусство танца. А интерес окружающих к творчеству таких детей, его высокая оценка, существенно повышают самооценку детей, веру в свои силы. Это стимулирует детей для дальнейшего творческого развития. Коррекционно-воспитательная работа в хореографии детей с ОВЗ, направлена на развитие внимания и запоминания, формирование восприятия и мышления, а также воспитание определенных качеств личности. Задача хореографа заключается в поиске и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития детей (физического, психологического, интеллектуального) более продуктивно, применяя новые технологии. Актуальность данной темы заключается в разрешении сложившегося противоречия, в котором с одной стороны выступает необходимость развития двигательной моторики детей с ОВЗ и недостаточным количеством развивающих методик с другой.
|