Консультация для родителей «Музыкальная игра в развитии детей раннего возраста» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Кадашникова Галина Сергеевна | |||
07.06.2023 17:10 | |||
Консультация для родителей «Музыкальная игра в развитии детей раннего возраста» Кадашникова Галина Сергеевна, музыкальный руководитель МБДОУ № 83 г. Мурманск Улица Советская, 23 Музыка в жизни ребёнка звучит с самого раннего детства. Она даёт удивительные, богатые возможности для общения малыша со взрослыми, часто является основой эмоционального контакта между ними с самого рождения. Музыка благотворно влияет на физическое, речевое, познавательное развитие, способствует музыкально-эстетическому становлению ребёнка, развивает музыкальность. Подбор музыкального репертуара для детей раннего возраста должен быть разнообразным по содержаниюи соответствовать задачам музыкального развития:
Музыкально-игровая деятельность взаимосвязана с другими видами деятельности (пение, слушание, музыкально- ритмические движения) и невозможна без развития и совершенствования предметно — развивающей среды (атрибутов, пособий). Атрибуты, такие как: ленточки, платочки, цветочки, листочки, снежинки, погремушки, куколки, игрушки должны быть лёгкими, удобными, безопасными повседневными и праздничными, соответствовать художественно- эстетическим требованиям. Правильно организованная музыкальная игра вызывает у ребёнка интерес, эмоциональный подъём, развивает память, внимание, способствует проявлению активности, самостоятельности. Знакомить ребенка с миром музыки необходимо начинать с произведений малых жанров поэтического фольклора: потешек, пестушек и прибауток, народных детских песенок. С их помощью у ребёнка развивается речевая активность, напевность, происходит ознакомление с окружающим миром. Все музыкальные игры для детей раннего возраста сопровождаются песенными текстами и их можно разделить на игры- забавы с игрушками или с персонажами кукольного театра, игры с музыкальными инструментами, игры с атрибутами или с предметами. Игры-забавы с игрушками 1 «Кто это? Что это?» Цель: развитие звукоподражания и подпевания. - Отгадайте–ка ребята, кто пришел к нам поиграть -Отгадайте -ка ребята, постарайтесь их назвать! На столике в руках воспитателя появляется появляется курочка дети называют и пропеваютко-ко-ко. Песенка повторяется перед появлением других игрушек Появляется коровушка му-му- му, кошечка, мяу – мяу –мяу, машинка би- би- би. 2 «Зайка» Цель: развитие положительного эмоционального отношения к сюжетной игрушке, формирования певческих навыков. В руках воспитателя появляется зайчик -У меня есть зайка маленький такой, маленький такой -Беленький, смешной -Маленького зайку очень я люблю, очень я люблю -травкой накормлю (морковкой, капустой) Воспитатель: ой смотрите зайчик к нам пришел со своими друзьями зайчатами. (Можно приготовить 5-6 зайчиков дети по желанию берут игрушки, прижимают к себе, песенка повторяется.) 3 «Прятки» Цель: развитие интереса к сюжетной игрушке, звукоподражание -Мишка, мишка – шалунишка! -Где ты? Где ты? Отзовись! -Мишка, мишка – шалунишка! -Где ты? Где ты? Покажись! (На столике стоит домик в окошке которого появляется мишка) Воспитатель: малышки посмотрите мишка услышал песенку и решил с ребятками поиграть, мишенька рычит ры- ры- ры Дети повторяют ры-ры- ры Мишка прячетсяпесенка, повторяется 4 «Гав» Цель: звукоподражание и подпевание. Перед песней рассмотреть игрушку-собачку (маленькая – большая, какого цвета бант на шее). -Вот и Бобик к нам пришёл, головой качает. -Вот и Бобик к нам пришёл, ой как громко лает! -Гав! Гав! Гав-гав-гав! При повторе песни можно пригласить ребёнка по желанию выполнить действия с игрушкой. 5. «Мышки икотик» Цель: развития ориентира в пространстве, двигательной активности детей. Игрушка котик в руках воспитателя. Дети – мышки сидят на стульчиках и наблюдают за котиком. На роль котика можно выбрать ребёнка. -Мышки в уголке сидят и на котика глядят -Котик молочка попил, глазки крепко он закрыл. На музыку подвижного характера дети- мышки легко разбегаются. Воспитатель говорит: котик проснулся Котик: мяу, мяу. мяу. Все дети-мышки убегают на стульчики. Игра продолжается. 6. «Птички и кот» Цель: развитие музыкальности, образного восприятия. Дети – птички легко бегают по залу, клюют зёрнышки. кружатся. -Птички зёрнышки клюют, птички песенки поют. - «Чик- чирик, красота, не боимся мы кота!» В руках воспитателя появляется игрушка- кот. Рассердился кот Матвей на непрошенных гостей: мяу, мяу. Дети- птички улетают на стульчики после окончания слов 7. «Мишка и мышка» Цель: развитие основных движений (ходьбы и бега), двигательной активности, Воспитатель предлагает детям пойти в гости к мишке и маленькой мышке (игрушки находятся напротив друг друга, в разных местах зала, группы) -Будем ножки поднимать к мишке весело шагать Звучит бодрая музыка, дети вместе с воспитателем шагают -Мишка деток веселит громко, громко он рычит: ры-ры-ры. Посмотрите ждёт нас мышка, побежим к ней ребятишки. Звучит легкая музыкадети бегут к мышке. Мышка деток веселит и тихонечко пищит: пи-пи-пи 8. «Под кустом» Цель: развитие основных движений (прыжки, кружение, приседания) -Кто под кустиком сидит, кто ребяток веселит? -это зайка, наш дружок, прыг да скок, прыг да скок. Звучит музыка по выбору, дети легко прыгают, показывая ушки. Посмотрите вот лисичка, любит весело кружиться. Ай да лисонька – лиса, до чего же хороша. Звучит музыка по выбору дети кружатся на шаге. 9. «Петрушка любит танцевать» Цель: способствовать развитию интереса к музыке. На ширме появляется персонаж кукольного театра Петрушка в руках воспитателя. -Вот Петрушка к нам пришёл, он так пляшет хорошо. (Петрушка выполняет плясовые движение. Малыши хлопают в ладоши). -Ты Петрушка посмотри, как попляшут малыши. (Звучит русская народная музыка «Ах, ты берёза» дети выполняют простые движения по показу взрослого: пружинку, вращающие движения рук. Петрушка хлопает в ладоши). 10. «Матрёшка в гостях у ребят» Цель: развитие музыкально- ритмических движений. На столике в руках воспитателя появляется Матрешка выполняет повороты. поклон. -Вот Матрешка, вот Матрешка посмотрите дети крошки. -Вот как улыбается, детям очень нравится. -Ты Матрешка посмотри, как попляшут малыши. Звучит русская народная музыка «Полянка» дети выполняют простые движения по показу взрослого: топают ножками, кружатся на шаге, поклон. Игры с музыкальными инструментами Музыкальные игрушки и инструменты способствуют формированию слухового представления, чувства ритма, тембрового восприятия. 11. «Дудочка» Цель: Слушать звучание дудочки, развивать интерес к звучанию музыкального инструмента. Воспитатель играет на дудочке, песенку поёт музыкальный руководитель: -Ду-ду, ду- ду, ду- ду-ду! Ду-ду, ду- ду, ду- ду-ду! -Вот как дудочка гудит, всех ребяток веселит. -Вот как дудочка гудит, всех ребяток веселит. Песню можно повторить, играя мелодию на другой дудочке, дети могут имитировать звучание дудочки, перебирая пальчиками. 12. «Я на дудочке играю» Цель: прислушиваться к звучанию музыкального инструмента. Исполнение под русскую народную музыку «Во саду ли в огороде» Я на дудочке играю кнопочки перебираю, Ду-ду-ду, ду-ду-ду. Слушай музыку мою. 13. «Бубен» Цель: развивать внимание и прислушиваться к звучанию бубна. (На мелодию русской народной песни «Во саду ли в огороде») -Хлопну, хлопну поскорей, хлопну, хлопну веселей -детки повернитесь, детки улыбнитесь. -детки повернитесь, детки улыбнитесь. -Воспитатель пропевая мелодию повторно на ля-ля-лядает возможность детям поиграть на бубне проходя возле них, дети ударяют ладошкой по бубну. 14. «Игра с бубном» Цель: слушать разное звучание музыкального инструмента, Несколько детей самостоятельно берут приготовленные бубны -Может бубен зазвенеть словно гром. Под маршевую музыку дети ладошками отстукивают ритм -Может бубен зазвенеть ручейком. Под музыку любой польки дети потряхивают бубном, чтоб звенели тарелочки. 15. «Ложечки» Цель: развитие ритмического слуха, интереса к музыке. В руках воспитателя появляется кошечка с ложками
-будем с кошечкой плясать, в ложки весело стучать. Дети берут ложечки под русскую народную музыку «Ах ты берёза» одну ложку держат вниз, другой сверхуотстукивают ритм. 16. «Погремушка попляши» Цель: развитие ритмического слуха. Детям предлагается взять погремушки, по показу звенят погремушкой по ладошке, по ножке, присев отстукивают ритм по полу. -Поглядите на игрушку озорную погремушку - погремушка попляши, пусть смеются малыши -погремушка попляши, пусть смеются малыши. -Позвените погремушкой непоседливой игрушкой - погремушка веселей, позабавь-ка малышей -погремушка веселей, позабавь-ка малышей 17. «Прогулка» Цель: развитие интереса к музыкальным инструментам, слуховых представлений Воспитатель берёт ложки, легко постукивая приглашает детей на прогулку. Звучит весёлая музыка -Вот как солнышко сияет, всех ребяток приглашает - погулять, погулять и в садочке поиграть. Дети по показу выполняют пружинку, кружение -Тучка по небу летит, дождиком грозит, грозит. -Кап- кап- кап, кап-кап-кап малышам бежать велит. На звуки треугольника дети прячутся под зонтик в руках воспитателя. Игры с атрибутами или с предметами. 18. «Листики» Цель: развитие ориентира в пространстве, действия с предметом. Дети с разными осенними листочками свободно гуляют под спокойную музыку -Листики летят, радуют ребят. -Желтые, красные все листочки разные На подвижную музыку легко подбрасывают листочки вверх и наблюдают как они падают. Игра продолжается. 19 «Разноцветные шары» Цель: формировать навыки речевого дыхания (глубокий вдох и выдох) Несколько шариков разного цвета можно прикрепить к верёвочке, предоставив детям свободный доступ к ним. перед игрой можно закрепить основные цвета. Игра начинается с подгруппой детей -Ветерок прилетай наши шарики качай, у-у-у-у (дети дуют на шарики) -Шарики качаются, ребятки удивляются, у-у-у-у Звучит спокойная музыка дети дуют, и наблюдают за шариком, хлопают в ладоши. Игра повторяется с другими детьми. 20. «Платочки» Цель: развитие ориентира в пространстве, двигательной активности. Звучит народная музыка «Калинка», куколка в руках воспитателя приплясывает: -К нам Алёнушка пришла и платочки принесла. -Мы возьмём платочки, встанем все в кружочек. дети берут платочки и выполняют движения по показу приплясывают взмахивают платочком кружатся и кланяются. Эмоциональность, доброжелательность, чуткость со стороны взрослого помогает детям понять игровую ситуацию, получить радость, удовольствие от игровых действий. Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье. Литература:
|