Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль музыкального сопровождения на физкультурных занятиях для детей с нарушениями речи.
Занятия по Музыке
Автор: Козлова Марина Викторовна Фролова Марина Анатольевна Минакина Наталья Сергеевна   
28.04.2023 08:55

Роль музыкального сопровождения на физкультурных занятиях для детей с нарушениями речи.Роль музыкального сопровождения на физкультурных занятиях для детей с нарушениями речи.

  • Козлова Марина Викторовна, воспитатель по физической культуре
  • Фролова Марина Анатольевна, музыкальный руководитель
  • Минакина Наталья Сергеевна, музыкальный руководитель

ГБОУ города Москвы «Школа № 1034 имени Героя Советского Союза В. В. Маркина»

Аннотация: в статье рассмотрен корректирующий потенциал музыки и физического воспитания. Определена роль музыкального сопровождения в процессе физического развития детей с нарушениями речи.

Ключевые слова: отклонения в речевом развитии, интеграция, логоритмика, речемоторное нарушение.

 

Основные задачи федерального государственного образовательного стандарта направлены на решение вопросов здоровьесбережения и устранение проблем, связанных с различными нарушениями у детей, в том числе и с нарушением речи. У детей с отклонениями в речевом развитии несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений. Наша задача сделать все возможное для устранения речемоторного нарушения у воспитанников. Приоритетным направлением для решения этой проблемы, безусловно, является физическое воспитание. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности, формируются важнейшие двигательные навыки. [3; с. 24].

В нашем дошкольном учреждении увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. У нас три логопедические группы, в которых занимаются дети среднего и старшего дошкольного возраста. Специалисты нашего учреждения помогают детям решать практически все речевые проблемы, опираясь на проведенные учеными исследования.

Ученые коррекционной педагогики доказали, что существует связь между развитием движений и речи. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Происходит такой процесс, посредством развития физических и интеллектуальных качеств, а также социальных и культурных навыков в синтезе с музыкой.

Говоря о значении музыки в развитии движений, известный педагог Н. А. Ветлугина отмечает: «…между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и то же поэтическое содержание». Н.Аксенова считает: «Для активизации малоподвижных детей, музыка помогает установить нужный темп и ритм выполнения упражнений, в связи, с чем увеличивается двигательная активность».

Для занятий физической культурой следует подбирать музыку простую по форме и содержанию, жизнерадостную и бодрую по характеру, чтобы комплекс ее выразительных средств соответствовал содержанию упражнения и помогал его выполнению [5; с. 897]. Так же необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. В младших группах музыкальное сопровождение дается в более медленном темпе, чем в подготовительных группах. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений.

Поэтому, для достижения положительного результата в решении проблем с нарушением речи нами было принято решение использовать на занятиях по физической культуре с дошкольниками музыкальное сопровождение. Но еще полезнее для детей будут занятия по физической культуре, если к музыке и движениям подобрать стихи. Детям это очень нравится. Такие занятия соединяют воедино и физкультуру, и музыку, и логопедию. Комплексы могут объединяться одной темой или плавно переходить от одной части к другой. Наиболее эффективным средством развития музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых сфер детей с недоразвитием всех компонентов речевой системы является логоритмика. [1; с. 5].

Элементы логоритмики мы включаем в систему работы в коррекционных группах в комплексе с коррекционными методиками и лечебно-оздоровительными мероприятиями.

Логоритмика основывается на сочетании слова, музыки и движения с преобладанием одного из этих компонентов или связи между ними. В настоящее время логоритмика на физкультуре рассматривается как интегрированные занятия с обязательным привлечением к составлению конспектов воспитателя по физической культуре, учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя группы. Совместно специалисты предусматривают, с какими затруднениями могут столкнуться дети при разучивании тех или иных упражнений, какие движения, перестроения, игры будут для них новыми. Необходимо помнить, что в интегрированных занятиях должны рационально сочетаться статические и динамические нагрузки, построенные на основе пройденного материала. В результате интеграции на занятиях происходит увеличение объема двигательных умений и навыков, улучшение координации движений, приобретение более свободного ориентирования в пространстве и развития чувства ритма, а также, основных психических процессов, памяти, внимания и мышления [4; с. 80].

Логоритмика интересна детям как игра. Здесь самому ребенку надо быть внимательным не только к ритму, но и к тексту, который подсказывает, когда надо менять движение. В ходе таких игр можно также отрабатывать артикуляционные и голосовые упражнения. Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой – либо ритмической основой: под музыку, под счёт, под словесное, или чаще стихотворное сопровождение. Благодаря тексту и музыке легче усваиваются движения, последовательность их выполнения. Такой игровой комплекс можно использовать полностью или частично в качестве физкультминутки в других видах образовательной деятельности. Игры со словом, игры с пением, запоминаются детьми легко. Музыкально-ритмические комплексы составляются из хорошо усвоенных упражнений. Применяя такой вариант, дети более четко и точно выполняют движения, а также согласовывают их с темпом и ритмом музыкального сопровождения. Воспитатель по физической культуре, как и музыкальный руководитель, должен учить детей перед выполнением движений под музыку правильно занять исходное положение, соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой [2; с.5]. Музыка помогает воспитателю по физической культуре лучше организовать занятие, повысить его плотность. Удачно подобранное музыкальное со-провождение заменяет при выполнении упражнений счет воспитателя. В сопровождении музыки все разученные физические упражнения приобретают большую четкость, точность, плавность, а у педагога появляется возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь в выполнении заданий.

Для достижения наилучших результатов физкультурные занятия строятся с учетом равномерного распределения физической и речевой нагрузки с использованием музыкального сопровождения. Все используемые упражнения делятся на две группы:

  1. Упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движения, ориентировка в пространстве и т.д.).
  2. Речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, и т.д.).

Физкультурные занятия с использованием музыкального сопровождения являются наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающие исправление нарушений речи с развитием двигательных и музыкальных способностей детей. Под влиянием таких занятий дети глубже погружаются в игровую ситуацию, создаётся благоприятная атмосфера усвоения изучаемого материала.

Список литературы

  1. Аксанова Т.Ю., Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР — СПб., Детство-Пресс, 2009. – 40с.
  2. Буцкая Ж.Н., Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Ж. Н. Буцкая. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 30 (268). — С. 114-115.
  3. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 5—6 лет) / авт. -сост.: С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. — М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
  4. Рязанова С.Г. Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников (Текст) / Научно практический журнал «Инструктор по физической культуре». – М.: ООО «ТЦ Сфера» 2011. — №2. -128с.
  5. Якуб, И. Ю. Роль музыкального сопровождения во время физической активности / И. Ю. Якуб, О. А. Крыжановская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 895-900.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год