Развитие музыкального слуха с раннего детства |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Бойко Елена Андреевна | |||
20.04.2023 10:56 | |||
Развитие музыкального слуха с раннего детства Музыка обогащает духовный мир ребенка, влияет на развитие его творческих способностей, формирует моральные качества. Каждый педагог по-своему приобщает детей к миру прекрасного. Обучение на музыкальных занятиях: Формы организации музыкальной деятельности разнообразные. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, дает им возможность успешно принимать участие на праздничных мероприятиях, развлечениях и, конечно, заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью, что безусловно обогащает их музыкальное развитие. Соответственно возрастным возможностям, дошкольники способны самостоятельно водить хороводы, слушать и петь песни, играть на детских музыкальных инструментах, в своих играх использовать различные виды театрализации, играть в музыкально-дидактические игры и прочее. Чтобы у детей появилось желание этим заниматься, нужно в групповых комнатах создать соответствующие условия. И в первую очередь для этого следует выделить место и обустроить музыкальный уголок.
В нашем детском саду в каждой группе есть музыкальный уголок. В младших группах имеются музыкальные игрушки с фиксированным звуком или мелодией: органчики, свистульки, дудочки; на полочках размещены: барабан, бубен, образные «поющие» игрушки, разные по величине (собака и щенок, курица и цыпленок). Эти игрушки используются в музыкальных играх, когда нужно показать, что звуки бывают высокие и низкие. Есть также плоские фортепианные клавиатуры, и детям очень нравится «играть» на таком инструменте, петь, «аккомпанируя» себе. В средних группах тоже оставили музыкальные игрушки, но дополнили свои музыкальные уголки миниатюрным пианино, металлофоном. Дети начинают знакомиться с настольными музыкально-дидактическими играми, поэтому и в музыкальном уголке мы разместили такие игры: «Узнай инструмент», «Птица и птенчики», «Луна». Кроме этого, в уголке размещены и персонажи кукольного и теневого театра, игрушки-самоделки. В старших группах вводим еще дополнительно некоторые музыкальные инструменты. Это рояль, баян, блокфлейта, треугольник, ложки и т.д. Музыкально-дидактические игры использую следующие: «Музыкальное лото», «Лото на узнавание музыки по характеру», «Труба», «Кто лучше слушает», «Сложи попевку», «Угадай инструмент». В работе я использую пособия по музыкальной грамоте, музыкальные картинки, музыкальную «лестницу»; имеются «ноты» — это такие маленькие книжечки с картинками, которые вызывают интерес у детей к игре на инструментах. Кроме музыкальных инструментов и пособий в уголках мы стали чаще размещать атрибуты, стимулируя детей к выполнению танцевальных движений, хороводов, инсценировки знакомых песен. В каждой группе есть возможность слушать программные произведения, народную музыку, детские песенки, сказки. Однако одного наличия музыкальных инструментов, игрушек и пособий недостаточно для того, чтобы музыка заняла в жизни ребенка весомое место. Если ребенок не научен петь, танцевать, играть, то и при наилучшем обустройстве музыкального уголка успешной музыкальной деятельности в нем не будет. У дошкольника должны быть практические навыки умения петь, двигаться, играть на музыкальных инструментах. Этот опыт он приобретает на музыкальных занятиях, главное предназначение которых — заинтересовать, увлечь музыкой, воспитать добрые чувства, вызвать посыл быть активным. Вот почему дети, которые пришли из дому сразу в старшую группу, отличаются от детей, которые постоянно посещают детский сад. Ребенок приходит на музыкальные занятия с радостью, ждет их, делится дома своими впечатлениями, играет, изображает то, что на них происходит. Родители нередко рассказывают, как в семье ребенок во всем подражает музыкальному руководителю. Важным моментом считаю приучать детей вслушиваться в музыку на протяжении всего занятия. К примеру, если знакомлю детей с новым танцем, предлагаю сначала им послушать музыку и подвигаться под нее. Детям нравится, что они на первоначальном этапе сами «придумали» движения к танцу, а дальше они проявляют еще большую активность в этом творческом задании. Детям старших групп нередко предлагаю творческое задание «Покажи, как передвигается лисичка». Перед этим заданием мы вспоминаем образ лисы из сказок (хитрая, осторожная). Девочки показывают, как двигается лисичка, а мы с мальчиками смотрим и выбираем наиболее выразительное исполнение. Музыка для всех девочек звучит одна, а «лисички» у всех получаются разные. Мальчики в свою очередь показывают образ волка, и теперь девочки выступают в роли зрителей и судей. Начиная с младших групп, соответствуя требованиям программы воспитания в детском саду, часто предлагаю детям хлопать в ладоши под музыку. Сначала простейшие ритмические фигуры, затем играю то громко, то тихо, а дети самостоятельно отмеряют силу ударов в ладоши в соответствии со сменой динамики музыки. Также я могу предложить детям старших групп вслушаться в музыку и похлопать так, как она подскажет. Тут можно уловить и вполне слаженный ритмический рисунок. В конце занятия часто использую творческий танец-антре. Обязательно хвалю ребенка за придуманные движения и вариант выполнения ранее выученного танцевального движения на занятиях, при этом напоминая детям, что в танце принимают участие не только ноги, но и руки, лицо и все тело. На музыкальных занятиях учу детей петь без музыкального сопровождения. Пение a capella дает возможность проверить, насколько хорошо усвоена та или иная песня, помогает дошкольникам следить за мелодией. Ведь в самостоятельной деятельности дети в основном поют без музыкального сопровождения, поэтому им следует уметь петь без помощи взрослого. В обучении пению обязательно нужно развивать и хвалить творческий посыл ребят. Сначала они робко и несмело пропевают свое имя, при этом все чаще повторяя один и тот же интервал. Но постепенно появляется опыт в пропевании слов, предложений, и творчество детей все дальше и дальше расширяется: «Как тебя зовут?», «Спой мне песенку», «Поиграем в оперу» и т.п. Конечно мною до этого объясняется, что это за жанр – опера, отрывочно мы слушаем и «Муху-цокотуху» Красева, и Волк и семеро козлят» Коваля и т.д. А в младших группах инсценируем сюжетные песенки: «Строим дом» (муз. М. Красева), «Веселые гуси», «Как у наших, у ворот» (народные песни), «Паровоз» (муз. А. Филиппенко) и т.д. Построение своих музыкальных занятий стараюсь разнообразить, потому что одинаковые по структуре занятия перестают заинтересовывать детей. Иногда я посвящаю целиком занятие только слушанию музыки или движениям, а также имеют место контрольные (итоговые) занятия, которые я провожу один раз в квартал. Часто в младших группах провожу занятия, объединенные какой-либо темой. Это может быть «Путешествие» или просто «Игра на полянке». На развитие самостоятельной музыкальной деятельности имеют позитивное влияние послепраздничные занятия, на которых мы повторяем репертуар наиболее полюбившихся номеров исключительно по желанию детей. На таких занятиях активную позицию занимают даже самые пассивные дети, причем предлагаю исполнить им главные роли, которые они видели на праздники в исполнении своих товарищей. На этих занятиях использую чаще всего атрибуты, которыми дети воспользуются в самостоятельной деятельности (телевизор, микрофон, элементы костюмов и прочее). Развитие музыкального слуха с раннего детства Восприятие, исполнение и сочинение музыки требует хорошего развитого музыкального слуха. Важным его проявлением есть внутренний, относительный слух, а также общая музыкальность. Задатки музыкальных, как впрочем и других способностей, заложены в каждом ребенке, но их обнаружение и развитие зависит от соответствующих условий. Особенностью музыкальных способностей является их раннее выявление. Большинство детей раннего возраста имеют стойкое слуховое внимание: они слышат регистровые изменения, распознают силу звучания, охотно слушают песни и поют их, и вообще любят музыкальные занятия. Особенную способность малыши проявляют в развитии звуковысотного слуха: легко изображают отдельные высокие звуки ( «би-би» в песенке «Машина» Т. Попатенко, гудок паровоза после прослушивания песни «Паровоз» А. Филиппенко; имитация крика петушка, мяуканье котенка и т.д.). И воспроизводят эти звуки малыши играючи. Я показываю им шапочку кошечки, собачки или лягушенка и предлагаю изобразить вместе со мной эти звуки. У кого это хорошо получится, т.е. кто правильно проинтонирует вслед за мной (это нисходящие секунды верхнего тетрахорда 1-ой октавы), тот одевает заветную шапочку животного на голову и танцует под веселую музыку и хлопки остальных детей. Если с раннего возраста не развивать музыкальный слух, особенно его звуковысотную сторону, которая помогает правильно интонировать, то ребенок привыкает петь фальшиво, а чем старше он становится, тем тяжелее это будет исправить. Первым необходимым условием развития музыкального слуха является активизация слухового внимания с самых первых занятий музыкой. Для решения этой задачи я использую народные песни, попевки, потешки. Нужно заинтересовать маленького ребенка, песней, музыкой. Если детям интересно, они будут внимательны на занятии. Музыкальные занятия должны быть интересными, а текст песни, музыка – несложными, понятные детям. И что еще важно – это темп проведения занятий. Он должен быть активным, бодрым, но неспешным. В своей работе над развитием музыкального слуха у детей я использую: «Музыкальный букварь» Н. Ветлугиной, музыкальную лесенку, фланелеграф. Одновременно учу и закрепляю навыки игры на детских музыкальных инструментах. Например, дети младшего и среднего возраста лучше всего воспринимают материал, поданный в игровой форме. Использование игровых элементов, даже во момент разучивания песни, я поддерживаю живой интерес у детей. Задаю, к примеру, такой вопрос: «Интересно, ребята, узнаете ли вы, какую песню мы сейчас будем исполнять?», а затем играю на инструменте мелодию песни «Едет-едет паровоз». На вступление воспитатель начинает изображать движение поезда. Догадавшись, исполняем песню вместе, используя показанные движения на проигрыш. Следующий момент – песня «Паровоз» А. Филиппенко. «Тоненько» издалека гудит маленький паровозик – дети прислушиваются. Когда через несколько занятий «тоненький» гудок паровозика они хорошо запомнили, я продолжаю: «Навстречу этому маленькому паровозику едет другой, который везет большие тяжелые машины и прочую технику, его гудок совсем не похож на «тонкий». Послушайте его». Играю гудок на 1-2 октавы ниже. Дети с интересом вслушиваются в эти звуки, а потом подхватывают идею, имитируя движение поезда с изобразительным эффектом гудка. Получается своеобразная игра движущихся навстречу друг другу поездов (2 команды). Таким образом, постепенно воспитывается слуховое внимание и тембровый слух. Следует учитывать серьезный момент в музыкальном воспитании детей – это индивидуальные особенности. В каждой группе есть такие дети, которые не поют вовсе и не могут научиться извлекать ни один звук. Исходя из своего опыта, я могу сделать следующий вывод: у них мало развиты вокально-слуховые навыки и музыкальный слух как таковой. Поэтому такие дети заслуживают отдельного внимания и особого подхода. Я использую специальные упражнения для развития голоса и слуха (фонопедический метод Д. Емельянова, например)
Что ты сидишь, что ты не спишь? Я все сижу, лес сторожу. Ух, у, у, у-у-у.
Он играет во трубу. У-у, ууу. У-у, ууу. (на звуке «фа» 1-ой октавы)
Попевки, прибаутки и другие виды народного творчества на первоначальном этапе обучения просто незаменимы. Как показывает моя практика, разучивание коротких попевок облегчает и ускоряет усвоение песенного материала. Дети младшего возраста с удовольствием поют такие попевки и прибаутки, как «Ладушки», «Пеку, пеку хлебчик», «Сорока-ворона», «Иди, иди, дождик», «Котик, котик, мяу». И каждый раз я ставлю себе задачу заинтересовать детей, обратить внимание на текст, обязательно объяснить значение незнакомых для них слов; обратить внимание на характер песни, используя сравнения, эпитеты, двигательные изобразительные элементы. То есть, многие попевки и прибаутки исполняются с показом каких-то движений (хлопки, притопы, повороты и прочее). Чем полезен такой способ? Известно, что музыкальный слух включает в себя несколько компонентов, и что не все они развиваются равномерно и одинаково чаще всего. У большинства детей лучше развита либо ритмическая сторона слуха, либо звуковысотная, т.е. чистое интонирование. А есть дети с неустойчивым интонированием. Они и ритм чувствуют, и поют чисто, но только с помощью инструмента. В этом случае одновременно развивается у детей звуковысотный слух, расширяется диапазон и развивается чувство метроритма (постукивание под пение). Чтобы дети поняли и могли чувствовать соотношения звуков в мелодии, учу их распознавать высокие и низкие звуки, движение мелодии вверх-вниз. Высокие и низкие звуки они хорошо воспринимают на образном уровне: высокие звуки словно поднимаются и летят вверх; а низкие – наоборот, спускаются вниз, все ниже и ниже, до самой земли. Таким образом, музыкальный руководитель должен помнить: чтобы у ребенка с раннего детства развивался музыкальный слух, он не должен быть лишен удовольствия спеть любимую песенку или мелодию и воспринимать музыку с радостью.
|