Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие художественно эстетических способностей детей дошкольного возраста в ИЗО деятельности через музыку
Занятия по Музыке
Автор: Федорова Елена Валерьевна   
19.04.2023 09:38

Развитие художественно эстетических способностей детей дошкольного возраста в ИЗО деятельности через музыкуРазвитие художественно эстетических способностей детей дошкольного возраста в ИЗО деятельности через музыку

Прогресс, как и все в нашем мире не стоит на месте. Каждый день мы можем наблюдать то, создаются новые виды техники, новые кулинарные рецепты, новые автомобили и т.д. Вместе с всеобщим развитием неумолимо шагает вперед и современный педагог.

В связи со сменой жизненных приоритетов существенно меняется современный ребенок, а именно меняется его кругозор, манера общения и соответственно меняются педагогические приемы и методы, которые современный педагог не может не вводить в образовательную деятельность младших дошкольников.

В 21 веке трудно представить человека без чувства стиля вкуса и воображения. Все это развивается в детях с самого раннего возраста, ведь фантазия и воображение и вкус чуть ли не самое главное во всестороннем развитии детей младшего дошкольного возраста.

 

Фантазийные представления помогают ребенку познать не только самого себя, но и познакомиться с окружающими его людьми, новыми предметами и явлениями. Стоит заметить, что дети во время дошкольного образования пользуются воображение куда чаще, чем логикой или дедукцией и именно это помогает ребенку достигать определенных высот, в какой либо деятельности. К огромному сожалению, некоторые родители не могут отличить детскую выдумку или фантазию от лжи или вранья. Ругая малыша, за «лже-слова» даже не представляют, что наносят своему чаду непоправимый ущерб, который в будущем может отразиться на интеллектуальной составляющей ребенка.

Проблема развития творческих способностей стояла перед человечеством не всегда. В средние века таланты появлялись стихийно. Создавались неповторимые продукты культуры, тем самым подтверждая развитие этой самой культуры, но это не было показателем работы над этим развитием. Именно в наше время каждый родитель считает своим долгом воспитать сверх талантливого ребенка, развивая его в сфере, которая более близка самому родителю, при этом забывая, что каждый ребенок индивидуален и неповторим.

В наше время все больше и больше физического и умственного труда возлагается на машины. То есть то, что раньше было только полетом фантазии и, так сказать, вымыслом сегодня стало чем-то будничным и обыденным. Можно ли с этого сделать вывод, что наше будущее становление прогресса напрямую зависит от развитого мышления и воображения подрастающего поколения? Скорее всего, да. Именно от того какое «зерно» будет заложено в сознание ребенка сейчас будут зависеть плоды, которые принесет это зерно нашему будущему. Возможно, уже сейчас, где то подрастает новый Билл Гейтс или Стив Джобс.

Известный педагог и детский писатель В.А. Сухомлинский сказал: «Истинные способности детей – на кончиках их пальцев». Именно через пальцы рук тянутся тончайшие нити одаренности ребенка, так ребенок познает окружающую среду информацию, о которой впоследствии и переносит в свое детское творчество, а творчество со временем перерастает в талант. Говоря другими словами на сколько ребенок творчески развит, на столько ребенок и умен. Вот почему занятия изобразительным искусством так важны для ребенка, который только начинает познавать не только окружающий мир, но и себя самого. Во время занятий по изобразительному искусству ребенок учится правильно воспринимать действительность во всем ее великолепии. Искусство учит детей видеть красоту и неповторимость этого мира, тем самым осознавая красоту и неповторимость самого себя.

Практическая работа с детьми показала, что в отличие от детей старшей категории, ребенок младшего дошкольного возраста воспринимает действительность, так сказать, в общих чертах. Если ребенок старшей группы нарисует дом со всеми прилагаемыми деталями (двери, окна, забор и. т. д), то ребенок младшей категории нарисует квадрат, а детали додумает, фантазируя, или расскажет словами.

В своей работе с детьми данного возраста я всегда ставила перед собой цели детализировать восприятие детей, способствовать их творческому развитию, быть тем мотивом, который заставляет взглянуть на предмет по новому, расширить его функционал, использовать в чем-то новом не утратив при этом полезности.

С точки зрения эмоциональной подготовленности дошкольный возраст является более чем удачным для развития творческих способностей ребенка. Именно по — этому первоначальная задача воспитателей детских учреждений целенаправленно развивать творческие способности детей.

Незримая связь живописи или изобразительного искусства и музыки существует, как социуме, так и в природе. Немало известных людей говорят о переплетении этих двух творческих направлениях. Например, Аристотель писал, что гармония красок по красоте может сравниться только с красотой созвучий в музыке. Во времена древней Индии существовало даже направление в творчестве, где выдающиеся люди того времени создавали свои шедевры по мотивам мелодий. Проводилась некая параллель между семью звуками в музыке и семью цветами, такая же совместимость была найдена между фигурами и мелодиями. Мало кто знает, что импрессионизм – это одно из направлений в искусстве, которое появилось благодаря слиянию двух направлений в искусстве – музыке и живописи.

Цветовые ощущения свойственные для импрессионизма могут возникать не только у сверх талантливого человека, такое восприятие может возникнуть как у человека не знакомого с музыкой, как с творчеством, так и у ребенка. Во время проведения ряда исследований ученые выяснили, что ребенку проще раскладывать карандаши, или любые другие разноцветные предметы, от темного к светлому напевая при этом гамму в восходящем направлении. С этого можно сделать вывод, что дети еще более явно и ярко чувствуют незримую связь этих двух по-своему необычных направлений в творчестве.

Неким ответом ребенка на звуки, которые он слышит и воспринимает, является его рисунок. Именно к рисунку ребенок чаще всего обращается для передачи своего эмоционального состояния касающегося того или иного музыкального произведения. Потому что рисунок дает ребенку возможность более четко передать то, какие чувства им овладевают при прослушивании звуков музыки благодаря цвету и образным формам.

Что касается образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста связанной с изобразительным искусством и музыкой, то дети очень любят придумывать различные музыкальные движения, которые, по их мнению, наиболее удачно подходят под определенную композицию. Под «Лебединое озеро»

П.И. Чайковского дети изображают различных животных, которые, по их мнению, являются наиболее грациозными и утонченными. А в дальнейшей работе с данным произведение ребенок с энтузиазмом берет в руки краски и переносит на бумагу, то что на его взгляд является грациозным и утонченным.

Каждый человек, вслушиваясь и пытаясь запомнить какую-то композицию в первую очередь ассоциирует ее с каким либо событием в собственной жизни, а дальше наше сознание само начинает рисовать некие образы, для более точного и конкретного отпечатка в памяти. Это и есть самый первый этап образного мышления. Вторым этапом является создание цветов этой композиции, более детальная его прорисовка, создание и сохранение в память характерных элементов. Следующим этапом будет создание характера и отношения, к какому либо произведению. Именно отношение формирует дальнейшее сохранение в памяти детализированного образа композиции и перенесение ее бумагу или полотно.

Интегрированные занятия, которые проводятся в дошкольных учебных учреждениях можно разделить на две формы:

  • Сопоставление музыкального произведения и художественного на основе общего настроения, темпа, колорита;
  • «Рисование музыки». Дети рисуют музыку в той форме, которую они воспринимаю в меру своего интеллекта и умственных способностей.

Последняя форма занятий включает в себя много подвидов художественной деятельности. Это и художественная лепка, и лирическая проза или стихотворная лирика, все возможные музыкальные движения, аппликации и многое другое. Все что косвенно или напрямую связанно с раскрытием детского таланта в сопоставлении музыки живописи.

Интеграция музыки и живописи (изобразительного искусства) совмещает и переплетает между собой эти виды искусства, что дает возможность рассмотреть каждый из этих форм с другой точки зрения. У ребенка появляется возможность посмотреть на музыку так, как до этого он ее не представлял. Восприятие музыки происходит с оглядкой на образ, который возникает при прослушивании произведения. Таким образом, развивается образное мышление и ассоциативная память, что в данном возрасте крайне необходимо.

Результатом интегрирования музыки и изобразительного искусства является:

  • более углубленное изучение этих двух направлений в искусстве и в тоже время познание различных их форм, что в будущем способно повлиять на выбор собственного направления в развитии;
  • детальное изучение средств художественной выразительности, таких как линии, формы, цвет, звук, ритм, тон;
  • глубокое изучение жанра в каждом из направлений. Дети более детально и осознанно концентрируются на различиях между тем или иным видом искусства, что способствует их развитие, как истинного ценителя искусства;
  • расширение кругозора, словарного запаса;
  • осознанный выбор той отрасли искусства, которая ближе конкретному ребенку;

Данный прием работы на практике показал себя, как сбалансированный и новаторский, так как не только дает возможность педагогу-новатору способствовать изучению детьми определенного материала, но и раскрывает в ребенке творческие способности и желание вслушиваться и всматриваться не только в искусство минувших лет, но и в современное искусство.

На данном этапе социального развития современный педагог не мог не столкнуться с рядом проблем, которые характерны этому времени. Современный ребенок, уже на этапе развития «младший дошкольник», является полноценным, социально-активным членом общества. Это не может не повлиять на педагогические подходы, которые воспитатель использует во время занятий с детьми. Данный факт определяет потребность педагога в постоянном профессиональном обновлении и корректировке своего педагогического багажа.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год