Роль народных инструментов в детском саду |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Громова Ирина Юрьевна | |||
01.04.2023 13:38 | |||
Роль народных инструментов в детском саду Громова Ирина Юрьевна, музыкальный руководитель МАДОУ №2 «Лучики», г.Киселевск, Кемеровской области Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, являющийся лучшей формой приобщения их к современному коллективному музицированию. Её назначение – способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребёнка, обогащать художественный опыт старших дошкольников, развивать их интерес к исполнительской деятельности, целенаправленное восприятие, чувство музыкального ритма и усвоение приёмов игры, эмоциональное отношение к музицированию, приобщение к русскому народному творчеству.
Детский фольклор – это особая область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков наши предки использовали прибаутки, потешки, приговорки, которые в игровой форме мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме произведения народного поэтического и музыкального творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Вовлекать ребенка в русскую народную культуры можно различными способами. Это может быть чтение или рассказывание русских сказок, или переодевание в национальные русские костюмы, рисование быта русского народа и др. Но именно использование русских народных инструментов на музыкальных занятиях как нельзя лучше передает и быт русского человека, его любовь к природе. К тому же само звучание этих инструментов завораживают и окунают в тот мир любви и радости. Еще в глубокой древности первыми развлечениями детей были звуковые игрушки (инструменты) – погремушки, свистульки, трещотки. Играя с ними у ребенка, не только формировались музыкально – творческие навыки, такие как ритм, интонация, координация, но и помогали ребенку понять и познавать мир. Народные инструменты чаще всего мастерили из простых природных материалов – дерева, глины, рогов животных, тростника, камыша; инструментом могли стать листья сирени, липы, черёмухи, обыкновенная травинка, бобовый стручок, или стручок акации, кости птиц и животных. Начинать обучать игре на народных музыкальных инструментах надо как можно раньше. В народной педагогике в качестве первых музыкальных инструментов для детей использовались звучащие игрушки: свистульки, жужжалки, погремки. Кроме того, существовал так называемый ряд инструментов «одного дня» – свистульки из акаций и одуванчиков, дудки из тростника, соломы, бересты, которые дети делали сами. Маленькие дети с интересом изучают балалайку, гусли, рожок, свирель, гармонь. Конечно же дошкольников больше привлекают те инструменты, с которыми легче, им наиболее доступны шумовые, ударные инструменты: различные варианты игры на двух ложках, трещотках, бубне, рубеле, колокольчиках, пастушьей доске, коробочке, ветряке, колотушке и других. Параллельно нужно рассказывать детям в доступной форме, что это за инструмент и зачем он был нужен, из породы какого дерева он был изготовлен. Например, трещотка в словаре Даля описана так – «снарядец для стуку, бряку, для пугания птиц в садах». Этот инструмент несложен в изготовлении и освоении, украшался лентами, бубенцами, бумажными цветами. В каждой возрастной группе есть музыкальный уголок. В зависимости от возраста в нём должны находиться следующие музыкальные инструменты.
В результате, начиная с детского сада, музыка входит в жизнь ребёнка и становится любимым видом искусства, развивая его творческие способности и формируя его как личность. Роль совместного музицирования трудно переоценить. Так, известно, что многие великие музыканты, вспоминая свои яркие детские впечатления, говорили о совместной игре со взрослыми на музыкальных инструментах. Часто она давала толчок к возникновению музыкальной потребности, была прелюдией к серьёзным занятиям музыкой.
|