Конспект организованной образовательной деятельности «Задушевные звуки курая» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Габдрахманова Айгуль Маратовна | |||
27.03.2023 05:49 | |||
Конспект организованной образовательной деятельности «Задушевные звуки курая» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 г. Туймазы расположенного по адресу: ул. Островского д. 16б муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Образовательная область «Художественно-эстетическое» Раздел «Музыка» Возрастная группа: старшая группа Выполнил: Музыкальный руководитель Габдрахманова Айгуль Маратовна Квалификационная категория: первая стаж в данной должности: 5 лет г. Туймазы-2023 Цель: знакомство с башкирским народным инструментом — курай. Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
любовь к музыке и музыкальному искусству своего народа, любознательность. Средства реализации: курай, мольберт, шкатулка, лепестки курая, ИКТ, башкирский костюм (взрослый) башкирский костюм (детские), артист- кураист. Предварительная работа: просмотр сказки- легенды о курае, разучивание движений танца, беседа о башкирских народных инструментах, слушание мелодии курая, разучивании песни “Курай”. Словарная работа: курай, «Сонрау торна» ( «Звенящие журавли»). Репертуар: «Башкирский Марш» — Р.Загретдинов. «Дуслык» ( «Дружба») — баш. нар. мелодия в обработке Ш.Кульбарисова. Дыхательно-артикуляционная гимнастика «Курай» Песенка- попевка «Поиграй же мой курай» Песня «Курай» сл. М.Гали, муз. А.Каримова. «Сонрау торна» ( «Звенящие журавли») — башкирская народная мелодия. Башкирский танец под башкирскую мелодию. Игра «Курай» муз. Ф.Гершовой, сл. Е.Басс. Ход ООД. Дети входят в зал под башкирскую мелодию «Марш», образуя круг. Музыкальный руководитель: (пропевая) -здравствуйте ребята! Дети: (пропевая) -здравствуйте! Сегодня к нам на занятие пришли гости, они тоже очень любят музыку, и поэтому я предлагаю поздороваться с ними по – музыкальному. Дети: (пропевая) здравствуйте! Музыкальный руководитель: Молодцы ребята. Сейчас мы с вами вспомним элементы движения башкирского танца, которые мы с вами выполняли. Кто помнит? Ребенок — переменный шаг. Музыкальный руководитель: покажи нам. (ребенок показывает) Молодец. Еще какие движения выполняли? Ребенок: тройной притоп Музыкальный руководитель: правильно. Покажи нам тройной притоп. (ребенок показывает) молодец. Кто еще подскажет какие движения выполняли? Ребенок: притопы с поворотами в паре. Музыкальный руководитель: разделились на пары. Выполняем движения в паре. А теперь соединяем все движения под музыку. Музыкально – ритмические движения под башкирскую народную музыку «Дуслык» в обработке Ш. Кульбарисова.. (башкирский переменный ход, тройной притоп, притопы с поворотами). Музыкальный руководитель: какие вы молодцы. Давайте мы сегодня превратимся в настоящих артистов, и покажем нашим гостям как мы можем красиво петь и танцевать. Ребята, сегодня мне пришло вот такое видеообращение (ИКТ). «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Рустем — ученик музыкальной школы. Я играю на башкирском музыкальном инструменте – курай. Мне пришло приглашение выступить на концерте, но злой и жадный Хан заколдовал мой курай и теперь я не могу на нем играть. Я прошу вас помочь мне расколдовать мой курай. Для этого вы должны выполнить задания Хана и вернуть лепестки соцветия курая. А все задания находятся в шкатулке, которую я вам отправил. Желаю вам удачи!». Музыкальный руководитель: посмотрите злой Хан заколдовал курай Рустема. Мы должны помочь ему. Вы согласны? Вот и сам сундук (открывает сундук) Вот соцветие курая, которому мы должны вернуть лепестки (показ листа бумаги с изображением соцветия курая без лепестков, берет 1 лепесток). 1 задание: «Прошу вас выполнить дыхательно-артикуляционную гимнастику «курай»» Музыкальный руководитель: Ребята, а вы видели, как играют на курае? Дети: да. Музыкальный руководитель: сейчас мы с вами сыграем на курае. Дыхательно-артикуляционная гимнастика «Курай» Раз, два, три, четыре, пять- (цокаем) Дружно пальцы встали в ряд- (имитация игры на курае) Поиграть на курае — (дуем) Каждый будет очень рад. Музыкальный руководитель: молодцы, справились с первым заданием злого Хана. (прикрепляет 1 цветок курая на мольберт) Музыкальный руководитель: интересно какое же будет следующее задание? 2 задание «Спеть песню про курай» Музыкальный руководитель: но, прежде чем спеть песню, мы сначала с вами распоемся. Распевка. «Добрый день» Распевка. «Поиграй же мой курай» Музыкальный руководитель: сейчас я вам сыграю мелодию, а вы угадайте. (играет мелодию песни на фортепиано) Дети: «Художница осень» Музыкальный руководитель: правильно, эту песню мы с вами учили на осенний утренник. Сейчас мы ее с вами все вместе споем. Дети исполняют песню «Художница осень» Музыкальный руководитель: Молодцы ребята, справились со вторым заданием. (пытается прикрепить лепесток, он не крепится) Ребята, посмотрите лепесток не крепится, что же мы с вами сделали не так? Какое было задание? Дети: спеть песню про курай. Музыкальный руководитель: а мы с вами про что пели? Дети: про осень. Музыкальный руководитель: Ребята, мы же знаем песню про курай. Давайте споем ее. Песня «Курай» сл. М.Гали, муз. А.Каримова. Музыкальный руководитель: какие же вы талантливые. (крепит лепесток) вот теперь получилось прикрепить 2 лепесток Музыкальный руководитель: так, ребята мне так интересно какое же будет следующее задание (достает 3 лепесток) 3 задание: «Угадайте какой инструмент играет?» Музыкальный руководитель: а теперь проходите к стульям и садимся. Нам надо послушать произведение и угадать какой инструмент звучит. Сядем поудобнее, закроем глаза и пусть музыка унесет нас далеко-далеко, в незабываемый прекрасный мир чудес и волшебства. Звучит музыка — «Сонрау торна» ( «Звенящие журавли») Музыкальный руководитель: звучание какого инструмента вы услышали? Дети: звучание курая. Музыкальный руководитель: правильно, курая. Курай не просто звучит, его полет звука — это рассказ о богатом прошлом башкирского народа. О подвигах, о слезах, о радости. Какие чувства у вас вызвала мелодия курая? Дети: чувство полета, свободы. Музыкальный руководитель: а какое название можно дать этой мелодии? Дети: Утро в лесу, пение птиц и т. п. Музыкальный руководитель: ребята, эта мелодия называется «Сынрау торна» ( «Звенящие журавли»). Этой мелодии тоже более 1000 лет. Это одна из первых мелодий, сочиненных на курае. Сейчас мы с вами еще раз закроем глаза и представим, что мы журавли и летаем над облаками. Повторное слушание музыки «Сонрау торна» ( «Звенящие журавли») Музыкальный руководитель: молодцы. За это задание мы получаем сразу 2 лепестка. Какие же вы прекрасные слушатели. Музыкальный руководитель: кто хочет открыть следующее задание? (Ребенок достает из шкатулки 5 задание). 5 задание «Отгадайте мою загадку» Спросите, каждый назовет, Что за тростник у нас поет. Прославил он башкирский край, мелодичный наш… (курай). Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята. Конечно это наш национальный инструмент- курай. (крепит 5 лепесток) Скажите мне, пожалуйста сколько лепестков в соцветии курая? Сколько еще нам надо собрать цветков? Дети: 2. Музыкальный руководитель: правильно 2 лепестка. Нам осталось совсем немного, чтобы спасти курай Рустема. 6 задание «Станцевать башкирский танец» Музыкальный руководитель: ребят мы же умеем танцевать? Приглашаю вас к центру зала, станцевать башкирский танец. Исполняется башкирский танец под башкирскую народную мелодию. Музыкальный руководитель: молодцы ребята, выполнили и шестое задание Хана. Музыкальный руководитель достает 7 цветок курая. Музыкальный руководитель: вот и последнее — 7-ое задание. 7 задание: «Про курай вы мне и спели, и станцевали, и загадку отгадали. А про игру «Курай» вы не забыли?» Музыкальный руководитель: злой Хан просит, чтобы мы поиграли в игру «Курай». Сыграем? Дети: да. Музыкальный руководитель: становись в хоровод, нас курай играть зовёт! Игра «Курай». (Муз. Ф. Гершовой. Сл. Е. Басс.) Музыкальный руководитель: (крепит 7-ой лепесток) какие же вы молодцы, все задания выполнили и помогли расколдовать курай от злого Хана. Послушайте кажется сюда кто-то идет. Садимся на стульчики. Вдруг под мелодию курая, входит в группу мальчик Рустем. Рустем: Спасибо вам, ребятки, вы справились со всеми заданиями Хана и его колдовство развеялось. Теперь я могу играть на курае. В знак благодарности я сыграю вам башкирскую мелодию на курае. " Игра на курае. Музыкальный руководитель: спасибо, Рустем. Мы очень рады были тебе помощь. Ребятки, вот и удалось расколдовать курай Рустема. Расскажите Рустему что для вас было самым тяжелым из заданий? Какое задание вам понравилось больше всего? Что интересным? А почему в цветке курая 7 лепестков? Дети отвечают. Музыкальный руководитель: Сегодня вы хорошо занимались, я вами очень довольна. В следующий раз я вас познакомлю еще с одним башкирским национальным инструментом. А с каким я пока не буду говорить, пусть это будет сюрпризом. Теперь предлагаю вам попрощаться со всеми музыкально. Музыкальный руководитель: до свидания (пропевая) Дети: до свидания. (выходят из зала)
|