Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект организованной образовательной деятельности «Задушевные звуки курая»
Занятия по Музыке
Автор: Габдрахманова Айгуль Маратовна   
27.03.2023 05:49

Конспект организованной образовательной деятельности «Задушевные звуки курая»Конспект организованной образовательной деятельности «Задушевные звуки курая»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 г. Туймазы расположенного по адресу: ул. Островского д. 16б муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Образовательная область «Художественно-эстетическое»

Раздел «Музыка»

Возрастная группа: старшая группа

Выполнил: Музыкальный руководитель Габдрахманова Айгуль Маратовна Квалификационная категория: первая стаж в данной должности: 5 лет г. Туймазы-2023

Цель: знакомство с башкирским народным инструментом — курай.

Задачи:

 

Образовательные:

  • познакомить детей с башкирским национальным музыкальным инструментом «курай».
  • учить определять его на слух.

Развивающие:

  • познакомить детей с легендой о «курае».
  • ритмично ходить в одном направлении, сохраняя дистанцию.
  • формировать певческие навыки.
  • умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «си» первой октавы.
  • брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова
  • совершенствовать навык звучания музыкального инструмента – курай.
  • петь выразительно, протягивая гласные звуки.
  • выполнять движения эмоционально, изменяя его характер и динамику с изменением силы звучания музыки.
  • выполнять определенные танцевальные движения: притопы, переменный шаг, притопы с поворотами.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою республику

любовь к музыке и музыкальному искусству своего народа, любознательность.

Средства реализации: курай, мольберт, шкатулка, лепестки курая, ИКТ, башкирский костюм (взрослый) башкирский костюм (детские), артист- кураист.

Предварительная работа: просмотр сказки- легенды о курае, разучивание движений танца, беседа о башкирских народных инструментах, слушание мелодии курая, разучивании песни “Курай”.

Словарная работа: курай, «Сонрау торна» ( «Звенящие журавли»).

Репертуар:

«Башкирский Марш» — Р.Загретдинов.

«Дуслык» ( «Дружба») — баш. нар. мелодия в обработке Ш.Кульбарисова.

Дыхательно-артикуляционная гимнастика «Курай»

Песенка- попевка «Поиграй же мой курай»

Песня «Курай» сл. М.Гали, муз. А.Каримова.

«Сонрау торна» ( «Звенящие журавли») — башкирская народная мелодия.

Башкирский танец под башкирскую мелодию.

Игра «Курай» муз. Ф.Гершовой, сл. Е.Басс.

Ход ООД.

Дети входят в зал под башкирскую мелодию «Марш», образуя круг.

Музыкальный руководитель: (пропевая) -здравствуйте ребята!

Дети: (пропевая) -здравствуйте!

Сегодня к нам на занятие пришли гости, они тоже очень любят музыку, и поэтому я предлагаю поздороваться с ними по – музыкальному.

Дети: (пропевая) здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Молодцы ребята. Сейчас мы с вами вспомним элементы движения башкирского танца, которые мы с вами выполняли. Кто помнит?

Ребенок — переменный шаг.

Музыкальный руководитель: покажи нам. (ребенок показывает) Молодец. Еще какие движения выполняли?

Ребенок: тройной притоп

Музыкальный руководитель: правильно. Покажи нам тройной притоп. (ребенок показывает) молодец. Кто еще подскажет какие движения выполняли?

Ребенок: притопы с поворотами в паре.

Музыкальный руководитель: разделились на пары. Выполняем движения в паре. А теперь соединяем все движения под музыку.

Музыкально – ритмические движения под башкирскую народную музыку «Дуслык» в обработке Ш. Кульбарисова.. (башкирский переменный ход, тройной притоп, притопы с поворотами).

Музыкальный руководитель: какие вы молодцы. Давайте мы сегодня превратимся в настоящих артистов, и покажем нашим гостям как мы можем красиво петь и танцевать.

Ребята, сегодня мне пришло вот такое видеообращение (ИКТ).

«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Рустем — ученик музыкальной школы. Я играю на башкирском музыкальном инструменте – курай. Мне пришло приглашение выступить на концерте, но злой и жадный Хан заколдовал мой курай и теперь я не могу на нем играть. Я прошу вас помочь мне расколдовать мой курай. Для этого вы должны выполнить задания Хана и вернуть лепестки соцветия курая. А все задания находятся в шкатулке, которую я вам отправил. Желаю вам удачи!».

Музыкальный руководитель: посмотрите злой Хан заколдовал курай Рустема. Мы должны помочь ему. Вы согласны? Вот и сам сундук (открывает сундук) Вот соцветие курая, которому мы должны вернуть лепестки (показ листа бумаги с изображением соцветия курая без лепестков, берет 1 лепесток).

1 задание: «Прошу вас выполнить дыхательно-артикуляционную гимнастику «курай»»

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы видели, как играют на курае?

Дети: да.

Музыкальный руководитель: сейчас мы с вами сыграем на курае.

Дыхательно-артикуляционная гимнастика «Курай»

Раз, два, три, четыре, пять- (цокаем)

Дружно пальцы встали в ряд- (имитация игры на курае)

Поиграть на курае — (дуем)

Каждый будет очень рад.

Музыкальный руководитель: молодцы, справились с первым заданием злого Хана. (прикрепляет 1 цветок курая на мольберт)

Музыкальный руководитель: интересно какое же будет следующее задание?

2 задание «Спеть песню про курай»

Музыкальный руководитель: но, прежде чем спеть песню, мы сначала с вами распоемся.

Распевка. «Добрый день»

Распевка. «Поиграй же мой курай»

Музыкальный руководитель: сейчас я вам сыграю мелодию, а вы угадайте. (играет мелодию песни на фортепиано)

Дети: «Художница осень»

Музыкальный руководитель: правильно, эту песню мы с вами учили на осенний утренник. Сейчас мы ее с вами все вместе споем.

Дети исполняют песню «Художница осень»

Музыкальный руководитель: Молодцы ребята, справились со вторым заданием. (пытается прикрепить лепесток, он не крепится) Ребята, посмотрите лепесток не крепится, что же мы с вами сделали не так? Какое было задание?

Дети: спеть песню про курай.

Музыкальный руководитель: а мы с вами про что пели?

Дети: про осень.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы же знаем песню про курай. Давайте споем ее.

Песня «Курай» сл. М.Гали, муз. А.Каримова.

Музыкальный руководитель: какие же вы талантливые. (крепит лепесток) вот теперь получилось прикрепить 2 лепесток

Музыкальный руководитель: так, ребята мне так интересно какое же будет следующее задание (достает 3 лепесток)

3 задание: «Угадайте какой инструмент играет?»

Музыкальный руководитель: а теперь проходите к стульям и садимся. Нам надо послушать произведение и угадать какой инструмент звучит. Сядем поудобнее, закроем глаза и пусть музыка унесет нас далеко-далеко, в незабываемый прекрасный мир чудес и волшебства.

Звучит музыка — «Сонрау торна» ( «Звенящие журавли»)

Музыкальный руководитель: звучание какого инструмента вы услышали?

Дети: звучание курая.

Музыкальный руководитель: правильно, курая. Курай не просто звучит, его полет звука — это рассказ о богатом прошлом башкирского народа. О подвигах, о слезах, о радости. Какие чувства у вас вызвала мелодия курая?

Дети: чувство полета, свободы.

Музыкальный руководитель: а какое название можно дать этой мелодии?

Дети: Утро в лесу, пение птиц и т. п.

Музыкальный руководитель: ребята, эта мелодия называется «Сынрау торна» ( «Звенящие журавли»). Этой мелодии тоже более 1000 лет. Это одна из первых мелодий, сочиненных на курае. Сейчас мы с вами еще раз закроем глаза и представим, что мы журавли и летаем над облаками.

Повторное слушание музыки «Сонрау торна» ( «Звенящие журавли»)

Музыкальный руководитель: молодцы. За это задание мы получаем сразу 2 лепестка. Какие же вы прекрасные слушатели.

Музыкальный руководитель: кто хочет открыть следующее задание? (Ребенок достает из шкатулки 5 задание).

5 задание «Отгадайте мою загадку»

Спросите, каждый назовет,

Что за тростник у нас поет.

Прославил он башкирский край,

мелодичный наш… (курай).

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята. Конечно это наш национальный инструмент- курай. (крепит 5 лепесток) Скажите мне, пожалуйста сколько лепестков в соцветии курая? Сколько еще нам надо собрать цветков?

Дети: 2.

Музыкальный руководитель: правильно 2 лепестка. Нам осталось совсем немного, чтобы спасти курай Рустема.

6 задание «Станцевать башкирский танец»

Музыкальный руководитель: ребят мы же умеем танцевать? Приглашаю вас к центру зала, станцевать башкирский танец.

Исполняется башкирский танец под башкирскую народную мелодию.

Музыкальный руководитель: молодцы ребята, выполнили и шестое задание Хана.

Музыкальный руководитель достает 7 цветок курая.

Музыкальный руководитель: вот и последнее — 7-ое задание.

7 задание: «Про курай вы мне и спели, и станцевали, и загадку отгадали. А про игру «Курай» вы не забыли?»

Музыкальный руководитель: злой Хан просит, чтобы мы поиграли в игру «Курай». Сыграем?

Дети: да.

Музыкальный руководитель: становись в хоровод, нас курай играть зовёт!

Игра «Курай». (Муз. Ф. Гершовой. Сл. Е. Басс.)

Музыкальный руководитель: (крепит 7-ой лепесток) какие же вы молодцы, все задания выполнили и помогли расколдовать курай от злого Хана. Послушайте кажется сюда кто-то идет. Садимся на стульчики.

Вдруг под мелодию курая, входит в группу мальчик Рустем.

Рустем: Спасибо вам, ребятки, вы справились со всеми заданиями Хана и его колдовство развеялось. Теперь я могу играть на курае. В знак благодарности я сыграю вам башкирскую мелодию на курае. "

Игра на курае.

Музыкальный руководитель: спасибо, Рустем. Мы очень рады были тебе помощь. Ребятки, вот и удалось расколдовать курай Рустема. Расскажите Рустему что для вас было самым тяжелым из заданий? Какое задание вам понравилось больше всего? Что интересным? А почему в цветке курая 7 лепестков?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: Сегодня вы хорошо занимались, я вами очень довольна. В следующий раз я вас познакомлю еще с одним башкирским национальным инструментом. А с каким я пока не буду говорить, пусть это будет сюрпризом.

Теперь предлагаю вам попрощаться со всеми музыкально.

Музыкальный руководитель: до свидания (пропевая)

Дети: до свидания.

(выходят из зала)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год