«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами музыки» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Спиридонова Наталья Владимировна | |||
27.03.2023 06:13 | |||
«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами музыки» Спиридонова Н.В., музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №2 п. Верховье» «Без творчества не мыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей…» В. А. Сухомлинский Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Анализ соответствующей литературы показал, что развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка, а музыкально – творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и другие утверждают, что основой музыкально – творческих способностей являются общие способности. Ими были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.
Как утверждает А. Э. Симановский: «Психологические составляющие творческой деятельности – это гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение». Это можно назвать творческим мышлением. А Б. М. Теплов считает, что любое творчество связано с эмоциональным откликом на музыку, и оно полезно в период начального обучения, когда закладываются основы целостного отношения к музыке. Задачи, стоящие перед педагогом: развитие наблюдательности, образной памяти, творческого воображения, креативного мышления; развитие эмоциональных, творческих, музыкально – эстетических качеств личности; формирование музыкального вкуса, воспитание интереса к различным видам музыкального творчества, формирование знаний о средствах художественной выразительности, о видах музыкально – творческой деятельности и их изобразительных средствах (специфических для каждого). Для того чтобы работа по формированию музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста была эффективной, целенаправленной, необходимо придерживаться следующих принципов: принцип целенаправленности, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности, принцип наглядности обучения, принцип интегрированного подхода, принцип воспитывающего и развивающего обучения, принцип адаптивности, принцип прочности. В процессе работы с детьми можно использовать следующие формы решения программных задач художественно-эстетического воспитания по разделу музыкальная деятельность:
Большое значение для развития у детей самостоятельности, творческой активности имеет правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Рекомендуется использовать следующие дидактические игры: «Ритмические загадки», «Четвертый лишний», «Облачко настроения», «Разноцветная гусеница» или «Снеговики настроения» — на определение характера музыки, «Музыкальный магазин» — определение музыкального инструмента, «Сладкий колпачок» — закрепление музыкального репертуара, «Музыкальный паровоз» — на развитие тембрового слуха, «Кого встретил колобок» и другие. В музыкальных уголках групп рекомендуется воспитателям подобрать игры для развития у детей самостоятельности, творческой активности, так же оснастить музыкальные уголки набором музыкальных инструментов, соответствующий данному возрасту, подобрать оборудование для театральных уголков. Это дает возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях. Важным направлением в работе по развитию творческих способностей у дошкольников средствами музыки является работа с родителями, которую следует строить по принципу взаимопонимания и взаимосотрудничества. С содержанием, организацией и проведением музыкально-дидактических игр необходимо знакомить родителей, помещая материал на информационные стенды и в папках-передвижках, а также на родительских собраниях. В течение учебного года родителям можно порекомендовать посетить занятия по музыкальному развитию. Это даёт возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются музыкальные способности, навыки и умения их детей. В результате систематической и целенаправленной работы у детей значительно улучшится способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным), дети станут активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения), повысится эмоциональная отзывчивость, разовьется ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на́ умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями, дети станут больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре. Таким образом, планирование музыкальной деятельности является основополагающей составляющей для успешного комплексного музыкального воспитания детей в детском саду. Правильно организованные действия педагогов и родителей позволяют ребенку получить основы эстетического воспитания и музыкальной культуры. Это откроет для ребенка мир творческого развития, способствует его социализации и подготовит его к полноценной взрослой жизни.
|