Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс «Методы разучивания музыкально-ритмических движений с дошкольниками посредствам игры».
Занятия по Музыке
Автор: Фурс Любовь Ивановна   
17.03.2023 20:41

Мастер-класс «Методы разучивания музыкально-ритмических движений с дошкольниками посредством игры».Мастер-класс «Методы разучивания музыкально-ритмических движений с дошкольниками посредствам игры».

Автор: Фурс Любовь Ивановна Музыкальный руководитель высшей категории ГБОУ Школа 1155 дошкольное отделение 3 г. Москва

Важно, чтобы дошкольное образование было интересным и познавательным для детей. Поэтому разрабатываются различные методы обучения детей. При обучении дошкольников музыкально-ритмическим движениям с помощью игры применяют следующие методы: наглядно-слуховой, наглядно-двигательный, устный, упражнения.

Игра является важным элементом в обучении дошкольников, поэтому именно этот формат выбран в качестве средства обучения. Играя, дети лучше вовлекаются в процесс, быстрее и охотнее обучаются.

 

Это доказал мастер-класс на тему: «Методы разучивания музыкально-ритмических движений с дошкольниками посредствам игры». В мастер-классе принимали участие шестеро детей из средней группы детского сада, их воспитатель, музыкальный руководитель и пришедшие гости – родители и другие воспитатели. Целью мероприятия стали повышение профессионального уровня и обмен опытом. Задачами:

  • передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности
  • повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
  • формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса.

Преподавательская работа требует от музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения многообразия знаний и умений в сфере обучения и преподавания детям дошкольного возраста, а современное общество выставляет пред ним специальные вопросы в связи с реализацией индивидуального подхода. Увеличилась необходимость в результативных способах обучения и преподавания дошкольникам основ музыкального развития, действующее на дальнейшее формирование личности детей.

Творческая специальность музыкального руководителя побуждает находить все свежие и новейшие формы преподавания: обучать ребенка усваивать формирование музыкальных образов и выражать их в движениях; совершенствовать созидательные возможности, выдумывать игровой стиль, «свой» танец — вот цель преподавания ритмики и достичь этого можно посредством игры, посредством наглядности в образной форме. От простого — к трудному: с детских кукол к образам фантастичных героев и образам воображения и природы! Такой должна являться динамика формирования детского творческого самовыражения!

Музыкально-ритмическое развитие в действительности один из главных разновидностей работы, объединяющим музыку, вокал, движение и слово. Так как овладевая способностями ритмического, выразительного движения, дошкольник обучается владеть собственным телом, у него складывается верная манера держаться и выразительная легкая поступь.

Скопленный опыт работы в ходе организации музыкально-ритмического становления в дошкольном учреждении показал то, что имеются задачи, на которых следует сосредоточить внимание: как обучить ребенка фиксировать различные танцевальные движения, их очередность, замену рисунка в танце. Исследование собранного опыта работы помог найти результативные ресурсы активизации музыкально-ритмических перемещений, а также по-новому приблизиться к выбору методов, а также способов работы с детьми.

Музыкальные произведения требуют глубокого целого восприятия. И хотя они ярки по характеру, однако обладают конкретной сущностью, невелики по размеру (чаще это хороводные, маршевые, игровые песни, инструментальные пьесы изобразительного характера). В обучении ритмика неизменно объединена с движением, конкретным действием, порой с текстом. Поэтому понимание музыкальной игры — это понимание целостности музыки и движения. Проделать это трудно, так как игра подразумевает взаимодействие множества участников и демонстрация ее полностью с музыкальным сопровождением практически нереален. В данном случае преподаватель использует не только показ движений, но и слова, поясняя игру то в образной форме, то в форме точных кратких указаний.

Есть большое количество методов первого ознакомления с игрой. Мы полагаем более подходящим следующий: сперва исполняется вся музыка, далее предоставляется сжатое описание игры и в завершение повторно звучит музыкальное произведение.

Чаще всего этот метод применяется в достаточно обычных несюжетных либо сопровождающихся песней играх.

Также необходимо подобрать музыкальное сопровождение. Основными принципами отбора репертуара по ритмике являются следующие:

  • художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
  • моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям ( «дансантность»);
  • разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;
  • соответствие движений характеру, образам музыки;
  • разнообразие движений (танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения).

Репертуар музыкально-ритмических движений для всех возрастных групп рекомендовался программой. В ней предусмотрены главные принципы отбора. Но преподавателю в каждой группе необходимо искать репертуар в зависимости с конкретных обстоятельств. Это уровень единого, музыкального и физиологического формирования ребят, материально-техническая основа детского сада, степень квалификации музыкального руководителя и педагогов, заполняемость группы и т. д.

На мастер-классе педагог представил свою игру «на полянке», которая была направлена на разучивания музыкально-ритмических движений.

Дети получили маски животных: гусь, заяц, медведь, лиса, волк, козлик. Сперва была разминка с детьми и разбор масок. Во время разминки, использовались простые упражнения: ходьба, прыжки, бег, приседание. Затем с детьми разучивали движения животных, сначала попросив изобразить животное, которое изображено на маске, а затем, дать детям изобразить увиденное, предложить исполнить следующие действия для каждой маски, поставив руки на талии:

  • гусь – ходьба вприсядку;
  • заяц – короткие, мелкие прыжки с согнутыми коленками;
  • медведь – ходьба с широко расставленными ногами как бы шатаясь;
  • лиса – мягкие легкие шажки на цыпочках;
  • волк – грубый шаг, руки уперты в бока с кулаками;
  • козлик – прыжок с подскоком;
  • солдатик – широкий шаг с прямой ногой; кукла – руки согнуты в локтях, ладони прямые, ноги прямые, шаги среднего размера, не сгибая коленок.

Чтобы дети запомнили правую ногу и не путались, педагоги привязывают красную ленточку к правой ноге. Дети видят, что ленточка находится на противоположных ногах, что ножки не ударяются и свободно можно выставлять их вперед. А нога, на которой нет ленточки- левая, она тоже может свободно двигаться вперед и назад.

Знание Правой руки и ноги — самое первое правило для танца: любое танцевальное движение начинается с правой ноги, при кружении поворачиваются в правую сторону.

Когда дошкольник постигает мир, обретает навыки в игровой форме, то эти информация усваиваются им скорее и проще. Музыкально- ритмическое движение, как и любой другой тип работы с ребенком требует результативности выполненных действий. Целое понимание обретает особенный значение, если дошкольник способен понимать и сохранять в собственном сознании единичные элементы произведения: вид формирования музыкальных образов, темповые, динамические изменения. По этой причине, обучая ребенка, необходимо подбирать такие способы, которые могут помочь ребятам ощутить богатство «языка музыки» и предоставить это в движениях.

По этой причине приучать ребят к учебе музыкально ритмическим процессам правильнее посредством игры, чтобы в интересной, игровой ситуации дошкольник исполнял движения свободно и непринуждённо, увлекаясь самим действием, чтобы он не стыдился совершить движение неверно, а был захвачен игрой, сюжетом, ведь давно известно: если ребятам любопытно, то гарантия того, что у них всё выйдет, возрастает во много раз. Что понятно – то осуществимо!

В конце дети самостоятельно показывали, чему научились, и каждую маска показывала именно своё движение. После аплодисментов, дети ушли в группу, а участники мастер-класса подвели итоги, обсуждая зачем нужны маски на занятии. Ведущая попросила участников высказать своё мнение.

Список использованной литературы:

  1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы/ Г.И. Анисимова. — Ярославль: Академия развития, 2005. — 96с.; ил.
  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. — М.: АСТ: Люкс, 2005. — 671с.
  3. Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. С-пб; Детство-Пресс, 2010, — 650с.
  4. Деркунская В.А. Статья «ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка»; журнал «Справочник музыкального руководителя» №2, 2014 г.
  5. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры для детей 4-7 лет, предназначенные для развития музыкально-сенсорных способностей. Феникс, 2010 -216с.
  6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688с.
  7. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей/ Т.Н. Образцова. — М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»», ООО «Этрол», ООО «Гама Пресс 2000», 2005. — 277с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год