Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль самостоятельной деятельности дошкольников при формировании музыкально-ритмических навыков
Занятия по Музыке
Автор: Коцкая Евгения Анатольевна Монакова Татьяна Владимировна Объедкова Ольга Александровна   
01.01.2023 14:47

Роль самостоятельной деятельности дошкольников при формировании музыкально-ритмических навыковРоль самостоятельной деятельности дошкольников при формировании музыкально-ритмических навыков

  • Коцкая Евгения Анатольевна
  • Монакова Татьяна Владимировна
  • Объедкова Ольга Александровна

Воспитатель I квалификационной категории дошкольных групп МБОУ «Средняя общеобразовательная Монаковская школа»

Аннотация: самостоятельная музыкальная деятельность возникает по желанию самих детей тогда, когда у них есть запас знаний, умений и навыков в различных видах музыкальной деятельности и способствующая этой деятельности предметно – развивающая среда. Ключевые слова: музыкальная деятельность, музыкальные инструменты, пение, пляски, игры, музицирование.

 

Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды:

  • обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам
  • позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально
  • содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач
  • позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами).

Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке – сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить.

Другими словами, самостоятельная музыкальная деятельность возникает по желанию самих детей тогда, когда у них есть запас знаний, умений и навыков в различных видах музыкальной деятельности и способствующая этой деятельности предметно – развивающая среда [2с. 73].

Для характеристики детской самостоятельной деятельности важно отметить следующее: источник, откуда они черпают свои музыкальные впечатления; интересы детей, отдающих предпочтение тем или иным песням, хороводам, какому-либо виду деятельности; формы организации самостоятельной деятельности.

Многие ребята любят танцевать, маршировать под музыку. Но если они научаться напевать плясовую мелодию, марш, то уже смогут без помощи взрослого сопровождать движения своим пением.

Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники, развлечения. Это яркие страницы жизни ребенка. Многие воспитатели отмечают, что сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.

Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности в семье. Самые распространенные из них – это детские музыкальные радио- и телепередачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, слушание аудиозаписей и т.д. оказывают влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование.

Фильмы с музыкальным сопровождением, увлекательные мультфильмы с занимательными персонажами вызывают у ребенка желание повторять полюбившиеся ему песни.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей может проходить как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Индивидуальная форма самостоятельного музицирования представляет из себя упражнения дидактического характера, когда ребенок сам тренирует, упражняет себя в каком — либо виде музыкальной деятельности (пении, слушании музыки, игре на музыкальном инструменте) [5, c. 19].

Коллективная форма самостоятельного музицирования так же может включать в себя все виды музыкальной деятельности или проходить в форме музыкально – дидактической или сюжетно – ролевой игры.

Дети в самостоятельной деятельности часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, триолах, саксофонах, кларнетах, дудочках, детских пианино, роялях, бубнах, барабанах, цитрах, гуслях и др.

Интересно проходят у старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, характеризуя какой-либо персонаж игры. При этом отвечают: «Про лису надо играть мягко, про медведя сильнее, он сердитый».

Музыкальные инструменты дети используют индивидуально, объединяясь по двое – трое, иногда по своей инициативе организуют «оркестр» и выбирают дирижера.

В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель по их просьбе использует магнитофон, и все вместе слушают вокальную, инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств.

Среди сюжетно – ролевых игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях.

Играя в «музыкальные занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая музыкального руководителя и воспитателя, рассаживают перед собой кукол и разучивают песню М. Красева «Осень». Одна из девочек строго говорит: «А это пойте тише, как эхо».

В «концерте» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей – «артистов», для своих товарищей – «зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках [6, c. 63].

Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления, дети сочиняют попевки, песенки, придумывают пляски, построения, используя знакомые движения.

В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в «парад», мальчики поют «Барабан» М.Красева, барабанят и маршируют, меняя построение в каждом куплете песни (ходят по кругу змейкой, парами). Девочки, укачивая кукол, поют песню «Баю-бай» М.Красева. песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей.

В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. Например, в игре «Два барабана» один ребенок отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит или один исполняет несложную мелодию на металлофоне, другой выкладывает ноты – кружки на фланелеграфе, изображая направление мелодии и ее ритм.

Музыкально – дидактические игры привлекают детей возможностью действовать с игрушками и пособиями. Играя в «музыкальное лото», дети различают по тембру разные инструменты, узнают по содержанию картинки или исполненные на органчике знакомые песни. Переставляя матрешку по ступенькам «музыкальной лесенки», дети осваивают направление движения мелодии, расположение звуков, разных по высоте, воспроизводят тихое и громкое звучание на разных инструментах [10, c. 376].

Большую роль в организации самостоятельной музыкальной деятельности играют «музыкальные уголки» в группах, в которых имеются пособия, материалы, детские музыкальные инструменты, портреты композиторов, аудиозаписи, настольные музыкально-дидактические игры, комплекты различных театров, фланелеграф, элементы костюмов, атрибуты, шапочки для инсценировки литературных и музыкальных произведений.

Воспитатель и музыкальный руководитель осторожно направляют музыкальную деятельность детей и помогают каждому ребенку проявить себя, осуществляя, таким образом, косвенное руководство самостоятельной деятельностью.

Таким образом, самостоятельная музыкальная деятельность детей обогащает процесс музыкального развития детей, способствует закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности.

Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Вестник образования. – 2015. – № 5. – С. 3 – 44.
  2. Арисмеди, А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание / П.Л. Арисмеди – М.: Прогресс, 2015. – 325 с.
  3. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина — М.: Просвещение, 2011. – 252с.
  4. Горшкова, Е.О. формировании музыкально-двигательного творчества в танце /Е. О. Горшкова //Дошкольное воспитание, — 2011, -№ 12.
  5. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников / И.Л. Дзержинская — М.: Просвящение, 2015. — 147с.
  6. Зацепина, М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор дошкольных программ / М.Б. Зацепина –М.: издательство «Сфера», 2010. – 150с.
  7. Кодаи, З. Музыка в детском саду / З. Кодаи // Кодаи З. Избр. статьи. — М.: Сов. композитор, 2012. — С.148-149.
  8. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей / Г.А. Колодницкий – М.: Педагогика, 2017. – 64 с.
  9. Куприянова, Т.М. Музыка для малышей. Игры, песни, танцы, шумовой оркестр / Т.М. Куприянова – М.: издательство «Академия Развития», 2011. – 80 с.
  10. Малахова, Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста / Л.В. Малахова – Ростов –на- Дону, издательство «Феникс», 2008. – 144 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год