МУЗИЦИРОВАНИЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Смирнова Ольга Леонидовна | |||
02.01.2023 01:37 | |||
МУЗИЦИРОВАНИЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Смирнова Ольга Леонидовна Студент НТГСПИ (ф) ФГАОУ ВО РГППУ Научный руководитель: Трофимова Елена Давидовна к.п. н., доцент кафедры ППО НТГСПИ (ф) ФГАОУ ВО РГППУ Аннотация: В статье представлено определение коммуникативного развития, перечислены коммуникативные умения детей дошкольного возраста, рассмотрено понятие музицирования на детских музыкальных инструментах и положительные стороны его применения в коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: старший дошкольный возраст, коммуникативное развитие, музицирование на детских музыкальных инструментах. PLAYING MUSIC ON CHILDREN"S MUSICAL INSTRUMENTS AS A MEANS OF COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF OLDER PRESCHOOLERS Smirnova Olga Leonidovna Scientific adviser: Trofimova Elena Davidovna
Abstract: The article presents the definition of communicative development, lists the communicative skills of preschool children, examines the concept of playing music on children"s musical instruments and the positive aspects of its application in the communicative development of older preschool children. Keywords: senior preschool age, communicative development, playing music on children"s musical instruments. Современная система образования дошкольников ориентирует специалистов в этой области на новый, гуманистический взгляд на современного ребенка как на личность, развивающуюся, нуждающуюся в понимании и уважении ее интересов и прав. Главным ориентиром при организации процесса воспитания детей в дошкольной образовательной организации служит Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17. 11. 2013, где прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, которые подразумевают развитие у ребенка способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками [5]. В период дошкольного образования основное внимание уделяется формированию коммуникативных качеств личности, поскольку именно этот период является сензитивным для развития общения детей со взрослыми и сверстниками. Современная наука различает понятия коммуникации и общения. Под коммуникацией понимается процесс обмена сведениями, идеями, смысловой аспект взаимодействия людей. Коммуникация — это передача информации посредством языка и других знаковых средств [4]. Под коммуникативным развитием понимается процесс освоения детьми совокупности навыков и умений, важных для построения эффективного общения. Говоря о коммуникативном развитии дошкольников, необходимо отметить, что, как и любое другое, оно происходит от простого к сложному. Сначала дошкольник овладевает коммуникативными умения, затем они переходят в навыки и становятся коммуникативными способностями личности, определяющими ее коммуникативную компетентность. Можно определить направления коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста: — речевое развитие, в котором происходят отдельные количественные и качественные накопления, например, увеличивается словарный запас, дифференцируются семантические поля (психолингвистический уровень); — развитие умений правильно, точно и полно выражать собственные мысли, выстраивать логичные и связные высказывания (психосемантический уровень); — развитие умения выражать свои мысли в действенных, понятных и доступных для собеседника высказываниях, которые помогут достичь целей собственного вербального поведения (коммуникативный уровень) [3]. Полноценное коммуникативное развитие детей дошкольного возраста может быть достигнуто только при объединении и взаимодействии всех указанных уровней, то есть при включенности речевого развития в общий контекст общения, коммуникативной деятельности. В нашей работе мы остановимся на классификации О. В. Дыбиной, которая выделяет следующие коммуникативные умения: — понимание эмоционального состояние сверстника, взрослого и умение рассказать о нём; — умение выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, спокойно отстаивать своё мнение; — способность получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог с взрослыми и детьми; — умение относиться с уважением к окружающим людям, не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; — умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей, умению принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.) [1]. Музицирование на детских музыкальных инструментах является одной из культурных практик, которые помогают детям усваивать не только культурно-исторический опыт, но и овладевать правилами коммуникации. Через музицирование дети узнают о культуре своего народа, выражают свои эмоции, учатся взаимодействовать с другими участниками детского оркестра. Музицирование чаще всего организуется в коллективной форме, как оркестр простейших инструментов, поэтому в них дети учатся согласованию действий с действиями сверстников, выполнению своей роли в общем деле. В музицировании дети выполняют совместные действия, которые приводят к общим радостным переживаниям на основе активной деятельности. Детское инструментальное музицирование следует представлять, как творческое восприятие музыки через доступные, подручные музыкальные инструменты [2]. Музицирование на детских музыкальных инструментах — один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и звучащих игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления старших дошкольников. Когда дети играют на музыкальных инструментах, то организуется детский коллектив, совершенствуется эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, происходит развитие музыкальных способностей, мышления, аналитических способностей, воображения, воли, стремления к достижению цели. Музицирование обогащает опыт общения, приносит детям радость творческого взаимодействия с окружающими. Звуки инструментов заменяют интонации речи, звучащие жесты помогают выражать эмоции, музыкальный ритм организует согласованные движения под музыку. Педагогический потенциал музицирования заключается в соответствии специфике детского музыкального творчества, в богатстве эмоционального содержания произведений используемых в музицировании, в разнообразии видов и форм музыкального исполнительства, предоставляющих возможность реализации многоаспектного подхода к решению поставленных педагогических задач. При игре на музыкальных инструментах дети активно общаются между собой. Игра в оркестре помогает детям научиться исполнять музыкальные произведения слаженно, не выделяясь из общего звучания. Слушая игру сверстника, ребенок сможет настроиться на определенное психологическое состояние, которое отражается в игре исполнителя. При совместном исполнении определенной мелодии дети будут учиться настраиваться на работу в одном ритме, что будет способствовать появлению у них одинаковых эмоций и развитию умения одинаково выражать эти эмоции. Любое исполнение мелодии в детском саду сопровождается обсуждением, беседой о том, что было услышано, выполнено, и о том, как ребенок относится к этому. В таком обсуждении дети вербально обозначают те настроения, те эмоции, события, которые передает или сопровождает музыка. То есть, дети упражняются в переводе музыкального языка на речевой. В музицировании на детских музыкальных инструментах дети приобретают опыт общения между собой в разных ситуациях. Например, музицирование с элементами танца «Танцоры и музыканты» ставит перед детьми задачу использовать общие вещи, дети учатся уступать друг другу, выражая симпатию другим играющим. При этом дети учатся обращать внимание на несущественные детали: на особенности движений сверстников, на мимику и жесты, а это позволяет лучше понимать настроение партнера. Так дети учатся проявлять эмпатию, учатся чувствовать друг друга. Музицирование может сопровождать игры-шутки с движениями, например, спор между мальчиками и девочками. Такие диалоги учат выслушивать собеседника до конца, даже если реплика не совпадает с собственным мнением, усваивать информацию и затем проявлять реакцию на нее. Музицирование на детских музыкальных инструментах способствует тому, что дети ведут себя более эмоционально, проявляют свои эмоции при помощи мимики и жестов. Чтобы объяснить характер музыки, педагог предлагает прослушать ее перед началом исполнения, в это время дети понимают, в каком темпе им нужно будет играть, какие движения и жесты выполнять согласно исполнительской задаче. Объясняя роль каждого инструмента в оркестре, педагог обращает внимание на их характер, чтобы детям было проще его передать в игре, проводится совместное обсуждение того, что можно делать, и чего нельзя в рамках полномочий каждого инструмента. Все это способствует тому, что дети учатся взаимодействовать в коллективе, понимать эмоциональное состояние сверстников, вести себя согласно принятым правилам, не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях. Способность получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог с взрослыми и детьми также эффективно развивается с помощью детского музицирования. В данном аспекте привлекательно сопровождающее музицирование на детских музыкальных инструментах. С помощью музицирования можно вводить новые речевые обороты, а эмоциональность и образность музыки поможет понять область их применения и в дальнейшем использовать уместно и правильно. Музицирование на детских музыкальных инструментах имеет также такое преимущество в развитии коммуникативных умений, как коллективный характер игр. Чаще всего музицирование на детских музыкальных инструментах в старшем дошкольном возрасте проводится на основе очередности звучания инструментов относительно других участников оркестра. То есть, дети должны по ходу исполнения ориентироваться, взаимодействовать с другими игроками и согласовывать свои действия с остальными играющими. Такая совместная деятельность способствует тому, что у детей появляются общие радостные переживания, общие успехи. Дети учатся помогать друг другу, радоваться успехам других, уступать, если это нужно для достижения цели. Таким образом, изучив особенности музицирования на детских музыкальных инструментах, можно сделать вывод, что его применение будет способствовать коммуникативному развитию старших дошкольников, так как позволяет развивать способность к получению информации в общении, ведению диалога с взрослыми и детьми, поскольку этот вид музыкальной деятельности обеспечивает использование речевых клише, возможностей звукоподражания, ритма, тембра; умение выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, спокойно отстаивать своё мнение; умение относиться с уважением к окружающим людям, не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, поскольку предполагает диалог между детьми, выполнение заданных ролей, соблюдение правил исполнения композиции; понимание эмоционального состояния сверстника, за счет формирования интереса и доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, приобретения опыта общения; умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей, умению принимать участие в коллективных делах, так как чаще всего используется коллективное музицирование с разнообразными видами коммуникации. Список литературы:
|