Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ КЛАССИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Занятия по Музыке
Автор: Плохих Юлия Сергеевна   
30.12.2022 15:53

ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ КЛАССИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ КЛАССИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Плохих Юлия Сергеевна Студент НТГСПИ (ф) ФГАОУ ВО РГППУ Научный руководитель: Трофимова Елена Давидовна к.п. н., доцент кафедры ППО НТГСПИ (ф) ФГАОУ ВО РГППУ

Аннотация: В статье представлено определение музыкально-образных представлений, его структура, рассмотрены особенности и значение развития музыкально-образных представлений у детей старшего дошкольного возраста, возможности использования творчества композиторов-классиков в развитии музыкально-образных представлений и примеры таких произведений классической музыки.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, музыкально-образные представления, творчество композиторов-классиков.

CREATIVITY OF CLASSICAL COMPOSERS IN THE FORMATION OF MUSICAL AND IMAGINATIVE REPRESENTATIONS IN OLDER PRESCHOOLERS

 

Скачать конспект

Plohyh Julia Sergeevna

Scientific adviser: Trofimova Elena Davidovna

Abstract: The article presents the definition of musical-figurative representations, its structure, considers the features and significance of the development of musical-figurative representations in older preschool children, the possibility of using the creativity of classical composers in the development of musical-figurative representations and examples of such works of classical music.

Keywords: senior preschool age, musical and figurative representations, creativity of classical composers.

В настоящее время отмечается тенденция к гуманизации образования, и акцентируется внимание на создании для детей эстетичной окружающей среды, поэтому изучаются новые подходы формирования личности ребенка как художественно-творческой, способной видеть красоту разных видов искусства. Компонентами гармонично развитой личности, которая адаптирована к условиям современных социально-экономических реалий, являются умение оригинально мыслить, находить собственные, неповторимые решения поставленных задач. Для современного образовательного процесса характерна направленность на развитие у детей целостного восприятия мира и творческого подхода к любому созидательному процессу. Для этого у детей должна быть сформирована база художественных представлений, в том числе представлений музыкальных и музыкально-образных [2].

Музыкальное занятие в дошкольной образовательной организации в первую очередь направлено на поиски прекрасного на основе художественно-творческих решений, связанных с интеллектуальными особенностями развития дошкольников. Изучение педагогической практики музыкальных руководителей показало, что цель музыкального образования по-прежнему заключается в воспитании музыкального восприятия [3].

Период дошкольного возраста является наиболее благоприятным, сензитивным для развития музыкально-образных представлений. Стремясь удовлетворить свою повышенную потребность в творчестве, дошкольники активно включаются в творческую деятельность и всегда очень эмоциональны при восприятии музыки. Однако дети еще не умеют воспринимать музыку адекватно, не могут осознанно откликаться на выразительность отдельных музыкальных элементов. Дошкольники не могут самостоятельно понять язык музыкально-образных систем, поскольку на музыкальных занятиях не уделяется особого внимания для развития музыкально-образного мышления [3].

Приобщение детей к образной сфере духовно-нравственного классического искусства, развитие музыкально-образных представлений каждого ребенка, способствует приумножению его личного опыта, расширению эмоциональных реакций, обогащению образной памяти, связанной с переживанием музыки.

Представление — это воспроизводимый в сознании обобщенный образ предмета, явления или ситуации, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, в процессе мышления или воображения. Музыкальные представления — это умение слушать и слышать звуковысотные, ритмические особенности, представлять музыкальные образы, эмоционально откликаться, активно использовать слуховое воображение. Музыкально-образные представления Е. А. Кущина рассматривает как форму чувственного отражения в виде наглядных образов, возникающих в воображении или памяти на основе прошлого опыта в результате взаимодействия с произведениями музыкального искусства [5].

В основе музыкально-образных представлений лежит восприятие музыки. Первым обратил на это внимание Л. С. Выготский, определивший восприятие художественного (музыкального) произведения как «трудную и утомительную психическую работу», «сложнейшую конструктивную деятельность вчувствования» заключающуюся в том, что «из предъявляемых внешних впечатлений воспринимающий сам строит и создает эстетический объект» или музыкально-образные представления [1].

Музыкально-образные представления у дошкольников на музыкальном занятии должны занимать значительное место. Образные представления играют важную роль в формировании музыкальной грамотности детей. Наглядно-образные характерные средства помогают раскрыть содержание художественного образа и его свойств и занимают главное место в формировании образных представлений на музыкальных занятиях.

Музыкально-образные представления обобщают впечатления ранее слышанной музыки, отдельных элементов ее звучания. В процессе обучения музыке образ-представление выполняет познавательную, эмоционально-экспрессивную, регулирующую функции в разных видах музыкальной деятельности.

Развить музыкально-образные представления, значит, научить детей переживанию чувств и настроений, выражаемых композиторами через игру звуков, специальным образом организованную. Дети как слушатели должны включаться в сотворчество, сопереживать идее и музыкальному образу, выраженному невербальным языком, понимать то, с помощью каких средств композитор достигает художественный эффект воздействия.

Одним из средств формирования музыкально-образных представлений является творчество композиторов-классиков. К классическим произведениям обращаются многие программы музыкального воспитания, как, например, программа «Ладушки» И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой. Также существует программа О. П. Радыновой «Музыкальный шедевры», цель которой — сформировать основы музыкальной культуры детей дошкольного возраста, предлагая к восприятию произведения мировой классики музыки [4, 6]. Общаясь с классической музыкой, дети начинают проявлять более глубокий интерес к ней, любить ее, происходит повышение уровня музыкальной восприимчивости, формирование зачатков музыкального вкуса. У дошкольников развивается эмоциональная отзывчивость, эмоционально-оценочное отношение к музыкальным произведениям, вследствие чего появляются музыкальные предпочтения, желание слушать классическую музыку. Это создает опыт восприятия музыки, на основе которого происходит формирование музыкально-образных представлений.

Ознакомление детей с произведениями композиторов-классиков позволяет постепенно приобщить их к основам мировой и общенациональной музыкальной культуры, что, несомненно, способствует развитию гармонической личности, умеющей любить и понимать искусство, чутко и бережно относиться ко всему окружающему, к миру природы, к миру человеческих взаимоотношений.

Привлечение детского внимания к произведениям композиторов-классиков, настрой на их восприятие, накопление слушательского опыта детьми, «погружение» в музыку. Подготовка к процессу приобщения и восприятию музыкальных произведений композиторов-классиков детьми старшего дошкольного возраста включает предварительную беседу (рассказ, пояснение, объяснение и т.д.), в которой дается характеристика музыке. Педагог рассказывает детям о жанре, о средствах выразительности музыкального произведения, его содержании, художественном образе и др.

Творчество композиторов-классиков является необходимым при развитии музыкально-слуховых представлений, поскольку именно в нем соблюдены все нормы построения музыкальных произведений. Содержание музыкальных произведений всегда имеет определенную форму, которая является совокупностью музыкальных средств, выражающих идейно-эмоциональные аспекты содержания произведения. Более узкое понимание музыкальной формы раскрывает ее как композиционное построение частей музыкального произведения.

При ознакомлении детей с классическими произведениями происходит освоение ими этих норм построения музыкального произведения и формирование у детей понимания того, где в произведении начинается переход от одного образа к другому, где снова вступает в действие образ, который уже был и так далее. Так дети понимают динамику музыкального произведения, представляют не статичные образы, а их взаимодействие, сюжет музыкального произведения.

Давая примеры музыкальных произведений, педагоги стремятся к тому, чтобы дети смогли почувствовать характер и осознать особенности музыки. Например, предлагая к прослушиванию несколько маршей: «Турецкий марш» (Л. В. Бетховен), «Военный марш» (Ф. Шуберт), «Солдатский марш» (Р. Шуман), «Марш» из оперы «Аида» (Дж. Верди), «Марш Черномора» (М. И. Глинка), «Марш» из балета «Щелкунчик» (П. И. Чайковский), «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам» (С. С. Прокофьев); необходимо обратить внимание детей на отличия в настроении перечисленных маршей, на связь с разными музыкальными жанрами (увертюрой, оперой, балетом), и на сходство, заключающееся в передаче четкой ритмической пульсации и размеренном движении шагов. Воспринимая музыку маршевого характера, дошкольники должны двигаться под нее, вслушиваться в рисунок мелодии, ритм и передавать их в движении. Ритмический рисунок марша также можно передавать хлопками в ладоши или притопами.

Таким образом, в процессе ознакомления с творчеством композиторов-классиков у дошкольников формируется слуховое представление и предвосхищение звуковысотных, ритмических и других особенностей произведения, так как именно в нем соблюдены все нормы построения музыкальных произведений.

Также в процессе ознакомления с творчеством композиторов-классиков у дошкольников развивается воображение, способность к визуализации, представлению музыкальных образов. Это происходит на основе сопоставления, соединения образов музыкального представления (звуков, темпа, ритма), речевых образов (описания сюжета и истории написания произведения), зрительных образов, примеры которых дети видят в жизни, в сказках и мультфильмах, в книгах. Комбинирование этих образов в сочетании с сюжетом произведения приводит к возникновению нового образа, изначально собирательного, а затем уже окрашенного личным отношением ребенка к герою музыкального произведения.

В классической музыке множество конкретных образов, близких к реальной жизни, к окружению детей, поэтому она привлекательна и доступна для детского восприятия. Дошкольники хорошо понимают образы природы в музыке, чувствуют тонкости настроения композитора, воображают природные пейзажи. Такие образы можно создавать с помощью концертного цикла «Времена года» (А. Вивальди), «Утро» (Э. Григ), фортепианного цикла «Времена года» (П. И. Чайковский), «Океан-море синее» (Н. А. Римский-Корсаков) и т. д.

Необходимо, чтобы при слушании классической музыки дети раскрывали ее выразительные возможности, учились различению эмоций и настроений, выраженных в музыкальных произведениях. Это расширяет эмоциональный опыт дошкольников, развивает способности к сопереживанию музыке.

Исходя из того, что в классических музыкальных произведениях присутствуют образы, которые доступны детям и при этом эстетически приятны, обладают как общими, так и различными чертами, при знакомстве с классическими произведениями у детей развивается воссоздающее и творческое воображение, способность к визуализации, представлению музыкальных образов.

Подводя итог, можно сделать вывод, что творчество композиторов-классиков является средством формирования музыкально-образных представлений у дошкольников, поскольку:

— формирует слуховое представление и предвосхищение звуковысотных, ритмических и других особенностей произведения;

— развивает воображение, способность к визуализации, представлению музыкальных образов.

Список литературы:

  1. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Искусство, 1968. — 576 с.
  2. Деркунская, В. А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка [Текст] / В. А. Деркунская // Справочник музыкального руководителя. — 2014. − № 2. — с. 5–7.
  3. Дубогрызова, Г. Н. Методика организации педагогического процесса по музыкальному воспитанию дошкольников [Текст] / практические занятия по курсу / Г. Н. Дубогрызова. — М.: Армавир, 2014. — 96 с.
  4. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей [Текст] / И. Каплунова, И. Новоскольцева. — СПб.: Композитор, 2005. — 76 с.
  5. Кущина, Е. А. Развитие музыкально-образных представлений у школьников на уроках музыки [Текст] / Е. А. Кущина // Педагогические инновации. — 2013. — № 1. — С. 134–136.
  6. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации [Текст] / О. П. Радынова. — М.: ГНОМ и Д, 2000. — 80 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) [Текст] / — М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год