РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Дементьева К. В., Никиташова О.С. | |||
24.12.2022 17:04 | |||
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дементьева К. В., Никиташова О.С. Аннотация. В статье рассматривается специфика раннего музыкального развития детей. Обозначается необходимость музыкального воспитания ребенка, а также его положительные стороны. Анализируется развитие музыкальных способностей детей с помощью музыкально-ритмической деятельности. Ключевые слова: музыкальное развитие, дети, музыкально-ритмическая деятельность, музыкальный руководитель, воспитатель. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное развитие играют важную роль в полноценном развитии ребенка. Музыка, как одно из самых эмоциональных искусств, очень близка натуре ребенка, поэтому с помощью музыки знакомство ребенка с окружающей средой происходит более ярко и красочно. Различные виды музыкальной деятельности развивают у ребенка художественное восприятие, воображение, фантазию. Поэтому так важно уделять внимание развитию музыкальных способностей.
Н.А. Ветлугина утверждала, что формировать основы музыкальной культуры необходимо в раннем возрасте. Современная наука признает ранее детство как период, который имеет огромное значение для всей последующей жизни человека. Ведь именно в данный период происходит наиболее интенсивное физическое и психическое развитие, а также закладываются наиболее важные способности ребенка. Дети раннего возраста живут по принципу «здесь и сейчас», ведь в отличии от взрослых у детей краткосрочная память, и вся их познавательная деятельность сосредотачивается в «данный момент». Ребенок в своем познании, в качестве своего ориентира использует только то, что видит и ощущает. Он не осознает свое прошлое или будущее, не может основываться на чужой опыт, поэтому мыслит характеристиками «здесь и сейчас». Основные задачи музыкального воспитания состоят в следующем: во-первых, создать благоприятную и радостную атмосферу, во-вторых, побудить детей к активности – научить проявлять себя в подпевании и связывать движения с музыкой. Обобщая вышесказанное, можно выделить одну главную цель музыкального воспитания – это формирование активности в музыкальной деятельности [1]. Работая с детьми раннего возраста, стоит учитывать, что они проходят период адаптации. Из домашних условий, они попали в совершенно другую среду, где их окружают не только незнакомые взрослые, но и другие дети. Для ребенка это стресс. Поэтому, чтобы минимизировать его влияние на ребенка, музыкальная деятельность должна проходить не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. Чтобы получить положительный результат, музыкальный руководитель и воспитатель должно работать вместе [3]. Существуют различные методы развития музыкальных способностей детей, они классифицируются и применяются в зависимости от возрастных особенностей ребенка. В данной статье мы подробно рассмотрим развитие музыкальных способностей с помощью средств музыкально-ритмической деятельности. Сфера музыкально-ритмической деятельности состоит из упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, которые помогают ребенку лучше почувствовать и полюбить музыку. Музыкально-ритмическая деятельность выражается в следующем: обогащает музыкальные впечатления детей; создает радостное настроение; развивает ритмичность под музыку; подводит к выразительному исполнению движений, совместным и индивидуальным действиям. Музыкально-ритмическая деятельность имеет три направления, которые взаимосвязаны между собой:
Главная составляющая музыкально-ритмического образования – это музыкальное сопровождение урока. Ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению только в течение последовательного ряда уроков. На начальном этапе необходимо выбирать предельно ясные мелодии как для танцев, так и для упражнений. Если оригинальная композиция дана в слишком сложной разработке, то можно ее подвергнуть определенной аранжировке, несколько ее упростив. Таким образом, благодаря музыкально-ритмической деятельности ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность. Бесспорно, что успехи ребенка в данной области зависят от физических данных, однако большую роль здесь играет правильная организация и систематичность занятий. Система музыкально-ритмических упражнений, построенная по принципу «от простого к сложному» поможет успешно развить музыкальные способности детей раннего возраста. Список литературы:
|