Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия по Музыке
Автор: Дементьева К. В., Никиташова О.С.   
24.12.2022 17:04

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИРАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дементьева К. В., Никиташова О.С.

Аннотация. В статье рассматривается специфика раннего музыкального развития детей. Обозначается необходимость музыкального воспитания ребенка, а также его положительные стороны. Анализируется развитие музыкальных способностей детей с помощью музыкально-ритмической деятельности.

Ключевые слова: музыкальное развитие, дети, музыкально-ритмическая деятельность, музыкальный руководитель, воспитатель.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное развитие играют важную роль в полноценном развитии ребенка. Музыка, как одно из самых эмоциональных искусств, очень близка натуре ребенка, поэтому с помощью музыки знакомство ребенка с окружающей средой происходит более ярко и красочно. Различные виды музыкальной деятельности развивают у ребенка художественное восприятие, воображение, фантазию. Поэтому так важно уделять внимание развитию музыкальных способностей.

 

Н.А. Ветлугина утверждала, что формировать основы музыкальной культуры необходимо в раннем возрасте. Современная наука признает ранее детство как период, который имеет огромное значение для всей последующей жизни человека. Ведь именно в данный период происходит наиболее интенсивное физическое и психическое развитие, а также закладываются наиболее важные способности ребенка. Дети раннего возраста живут по принципу «здесь и сейчас», ведь в отличии от взрослых у детей краткосрочная память, и вся их познавательная деятельность сосредотачивается в «данный момент». Ребенок в своем познании, в качестве своего ориентира использует только то, что видит и ощущает. Он не осознает свое прошлое или будущее, не может основываться на чужой опыт, поэтому мыслит характеристиками «здесь и сейчас». Основные задачи музыкального воспитания состоят в следующем: во-первых, создать благоприятную и радостную атмосферу, во-вторых, побудить детей к активности – научить проявлять себя в подпевании и связывать движения с музыкой. Обобщая вышесказанное, можно выделить одну главную цель музыкального воспитания – это формирование активности в музыкальной деятельности [1].

Работая с детьми раннего возраста, стоит учитывать, что они проходят период адаптации. Из домашних условий, они попали в совершенно другую среду, где их окружают не только незнакомые взрослые, но и другие дети. Для ребенка это стресс. Поэтому, чтобы минимизировать его влияние на ребенка, музыкальная деятельность должна проходить не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. Чтобы получить положительный результат, музыкальный руководитель и воспитатель должно работать вместе [3].

Существуют различные методы развития музыкальных способностей детей, они классифицируются и применяются в зависимости от возрастных особенностей ребенка. В данной статье мы подробно рассмотрим развитие музыкальных способностей с помощью средств музыкально-ритмической деятельности. Сфера музыкально-ритмической деятельности состоит из упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, которые помогают ребенку лучше почувствовать и полюбить музыку.

Музыкально-ритмическая деятельность выражается в следующем: обогащает музыкальные впечатления детей; создает радостное настроение; развивает ритмичность под музыку; подводит к выразительному исполнению движений, совместным и индивидуальным действиям.

Музыкально-ритмическая деятельность имеет три направления, которые взаимосвязаны между собой:

  • Первое направление включает в себя музыкальное развитие, а также формирование музыкального слуха. Помимо этого, дети учатся подчинять движения музыке и усваивают музыкальные знания.
  • Второе направление формирует правильные двигательные навыки: ходьбы (маршевая, бодрая, спортивная, плавная, пружинистая и т.д.); шага (высокий, на носках, широкий, хороводный); поскоки (легкие, энергичные); движения рук (мягкие, энергичные); хлопки в ладоши (тихо, громко, с размаха и т.д.).
  • Третье направление обеспечивает умения управлять движением тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и т.д. [2].

Главная составляющая музыкально-ритмического образования – это музыкальное сопровождение урока. Ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению только в течение последовательного ряда уроков. На начальном этапе необходимо выбирать предельно ясные мелодии как для танцев, так и для упражнений. Если оригинальная композиция дана в слишком сложной разработке, то можно ее подвергнуть определенной аранжировке, несколько ее упростив.

Таким образом, благодаря музыкально-ритмической деятельности ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность. Бесспорно, что успехи ребенка в данной области зависят от физических данных, однако большую роль здесь играет правильная организация и систематичность занятий. Система музыкально-ритмических упражнений, построенная по принципу «от простого к сложному» поможет успешно развить музыкальные способности детей раннего возраста.

Список литературы:

  1. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – Москва: Педагогика, 2002. – 416 с.
  2. Корлякова, С. Г. Музыкально-ритмическая способность в структуре музыкальных способностей ретроспективный анализ / С. Г. Корлякова, А. Г. Островерхов // Мир науки, культуры, образования. – 2016. — №5 (60). – С. 272-273
  3. Музыкальное развитие детей раннего возраста [электронный ресурс]. – URL:https: //cyberleninka. ru (дата обращения 16 ноября 2022)
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год