Опыт работы: «Организация образовательной деятельности по развитию вокально-хоровых навыков у детей в ДОУ» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Щегорина Наталья Анатольевна | |||
23.12.2022 16:32 | |||
Опыт работы: «Организация образовательной деятельности по развитию вокально-хоровых навыков у детей в ДОУ» Все мы помним слова нашего русского педагога К.Д. Ушинского: «Запоют дети – запоёт народ». А будут любить пение наши воспитанники и как они будут петь, это конкретно зависит от нас, педагогов. Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому важно, чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринуждённость является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата. Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что мы и пытаемся реализовать в процессе занятий. Целью моей работы стало овладение детьми дошкольного возраста вокально-хоровыми навыками. Для реализации цели были поставлены задачи:
Все мы знаем, что детский голос сильно отличается от голоса взрослых. Детский голос ребёнка ещё не сформирован и слаб. Только лишь к 7 годам голосовой аппарат ребёнка формируется в целом. А в школьном возрасте происходит его дальнейшее развитие. И чтобы он у нас успешно сформировался в этом нам помогают вокально-хоровые упражнения, которые опираются на игровую методику, вызывают положительный эмоциональный отклик у детей и позволяют достигать хороших результатов в кратчайшие сроки. Многие из нас считают, что пение – это в первую очередь выучить песню. Но исходя из моего опыта я хочу сказать, что, если мы очень много внимания уделяем вокально-хоровым упражнениям, на занятиях быстрее формируются навыки, и песни однозначно выучиваются быстрее. Самое главное, что дети поют с радостью. Не надо никого уговаривать. Вокально-хоровые упражнения не обязательно включать в раздел «Пения». В течении всего занятия эти упражнения можем включать и в движения, и в игры, и в игру на музыкальных инструментах. Тогда у нас упражнения будут решать не одну вокальную работу, а ещё какие-то им сопутствующие задачи. При проведении вокально-хоровых упражнений я руководствуюсь следующими дидактическими правилами:
Упражнения должны включатся в каждое занятие, их не надо специально разучивать, а принцип: делай как я, делай вместе со мной! Следующее правило, если у нас идёт конкретно вокальное упражнение, мы детям даём тоновую поддержку. Это могут быть аккорды, тоника, доминанта. Не обязательно проигрывать мелодию, но, чтобы ладовое чувство ощущение и поддержку ребёнок чувствовал. Упражнения должны повторятся не однократно из занятия в занятие. Чтобы детям упражнения не надоедали, их можно варьировать, добавлять что-то новое, ставить какие-то другие задачи. Если дети поют неправильно, мы должны их сразу остановить. Мы прививаем навыки только правильного исполнения. Во многом успех развития вокальных навыков зависит от качества песенного репертуара. Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы стараюсь подбирать интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. После подбора репертуара начинается вокально-хоровая работа. Работа над развитием вокальных навыков состоит из музыкально-игровых упражнений, которые имеют свои разновидности, а их достаточно много. Это упражнения для правильной осанки, дыхательные упражнения, упражнения на звуковедение и интонирование, упражнения на дикцию и конечно же на развитие ансамбля. В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки. Под певческой установкой мы понимаем то положение, которое должен принять вокалист перед началом пения. Соответственно мы ребят учим, чтобы спинка была прямая, плечики развёрнуты. Петь мы их учим, сохраняя осанку и сидя, и стоя. Детям очень трудно сохранить длительно правильную осанку во время пения. Помогают в этом динамические паузы, которые можно включить в любой раздел занятия. Для детей младшего возраста я использую упражнения для формирования правильной осанки. «Были маленькими мы» Стали вот такими. Согнуть руки в локтях, пальцы сжав в кулаки. Один из основных факторов голосообразования — это дыхание. Если в повседневной жизни дыхание производится непроизвольно, то певческое дыхание требует определённых волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха. Дыхательные упражнения можно разделить на несколько групп:
Педагогу следует помнить, что на занятии мы используем не более 2-3 дыхательных упражнений, при этом ориентируемся на самочувствие детей. Чрезмерное увлечение дыхательными упражнениями может привести к гипервентиляции лёгких. И вместо пользы мы получим обратный результат – ребёнку может стать плохо. Детям очень нравится упражнение на дыхание «Дирижёр». Такие упражнения хорошо проводить после музыкально-ритмических движений, танцев, музыкальных подвижных игр. Они позволяют стабилизировать дыхание, снять двигательное напряжение у детей. Дирижёр придёт На минуточку замрём, (И. П. – стоя, руки опущены вниз. Педагог- «дирижёр» поднимает руки вверх и считает до 2, дети делают вдох. «Дирижёр» держит руки вверху и считает до 2, дети задерживают дыхание. При медленном опускании рук «дирижёра» дети выдыхают воздух через чуть приоткрытые губы (счёт на 4). Постепенно счёт на вдох и задержку дыхания можно довести до 6. Желательно, чтобы выдох был по продолжительности в 2 раза дольше вдоха. Можно на выдохе произнести согласные «с», «ш», «ф») На музыкальных занятиях широко использую дыхательные упражнения с предметами. Эти упражнения, как правило, направлены на продолжительность и равномерность выдоха с использованием раздаточного материала, в качестве которого могут быть использованы силуэты парохода, паровоза с прикреплённым к трубе кусочком тюля, домика с окошком, в котором висит занавеска, лодки с парусом из лёгкой ткани или свечи с «огнём» из красной капроновой ленты. Ребёнок держит, например, пароход на уровне лица на расстоянии 8-10 см от губ, делает вдох, задерживает дыхание и выдыхает воздух медленно и равномерно, произнося при этом «ду-у-у…» Перед каждым упражнением можно прочитать небольшое стихотворение. «ПАРОХОД» Пароход сбавляет ход, По реке под мост плывёт. Дым за ним валит густой. Покатает нас с тобой. (Дуют на «дым» из трубы, произносят звук «ДУ» «ДОМИК» Ветер занавеской Дуют в окошко домика так, чтобы занавеска приподнялась. Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. Из чего у нас строится чистое интонирование? Конечно из чистого, точного звука, имеющего приятную тембровую окраску. Достигается красота пения только путём многократных повторений и постоянной, кропотливой работы над звуком. В этом мне помогают многообразные упражнения.
Все эти упражнения я включаю в основную часть музыкального занятия, когда непосредственно идёт работа над вокалом. Проанализировав сложные места в песне, подбираю распевки, упражнения, задания, которые в последствии с успехом применяю при разучивании песни. Для укрепления голосового аппарата и расширение диапазона использую упражнение «Баба Яга». Упражнение основано на фонопедическом методе В. Емельянова и проводится перед слушанием пьесы «Баба Яга» П. Чайковского. Методическое пособие «БАБА ЯГА» для детей старшего дошкольного возраста Цель. Способствовать укреплению голосового аппарата детей и расширению диапазона. Описание. Педагог показывает детям иллюстрацию летящей над лесом Бабы Яги и говорит: «Быстро летит Баба Яга над лесом, помелом себе помогает. Только воет ветер в кронах деревьев. Давайте покажем, как ветер воет». Педагог по очереди опускает на иллюстрацию изображения букв «и», «э», «а», «о», «у». Дети глиссандируют гласные от самого низкого звука до самого высокого. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Для работы над дикцией я использую артикуляционные упражнения, пальчиковые игры с предметами и без них, скороговорки, чистоговорки, самомассажи. Упражнения¸ как правило, используются в качестве динамических пауз в любом разделе занятия. Чтобы научиться петь, надо петь! И я ненавязчиво, игровыми методами учу детей владеть своим голосом, прививаю любовь к певческой деятельности. И это дает позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Практической базой моей работы являются методические разработки:
|