Приобщение детей к игре на якутских национальных музыкальных инструментах |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Васильева Наталия Петровна | |||
23.12.2022 16:08 | |||
Приобщение детей к игре на якутских национальных музыкальных инструментах Васильева Наталия Петровна, музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР -д/с №7 «Остров сокровищ» ГО «город Якутск». Республика Саха (Якутия) В работе с детьми дошкольниками применяются различные музыкальные инструменты. Они всегда вызывают у ребенка большой интерес своим звучанием, и осознанием того, что он сам, без чьей-либо помощи, может извлекать из инструментов разные звуки. При игре на музыкальных инструментах ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность и это самый доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности.
Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах в России уже в 20-е годы ХХ века стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Такой оркестр позволит детям осуществлять одно из заветных желаний – «играть музыку». Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов детской исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает малышей, повышая интерес к музыке. В младшем возрасте ребенок овладевает приемами игры преимущественно на шумовых и ударных инструментах, не имеющих звукоряда. Малыш не устает бить в барабан, стучать палочкой по металлофону или дудеть в дудочку. А те, музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными и с годами желание извлекать звуки из музыкальных и шумовых инструментов для ребенка не угасает. В более старшем возрасте начинается знакомство с множеством музыкальных инструментов. Дети уже не просто извлекают звуки, но учатся различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, баяна, фортепиано, знать и различать звучание бубна и погремушки). Каждая нация имеет свои музыкальные инструменты. Вот и народ Саха имеет свои, национальные, народные инструменты это и ударные: табык, былаайах, күпсүүр, мас хобо, дүҥүр; это и духовые: айаан, чуһуурба, ойдуо; это и механические: таҥсыр, топсуур, хомус; ударно-механические: хобо, чуораан, аарыктар, хабардьа, бадьаайах, дьаҕа, сиксиир. Наши дети очень интересуются национальными инструментами, наиболее любимым является «хомус». «Хомус» – это один из древнейших музыкальных инструментов народов саха. «Хомус» выкован из стали, его делают только опытные кузнецы, знающие свое дело. Он имеет округлую форму (тиэрбэс) и отсюда тянутся две челюстники (сыҥаахтар) четыре угла. Хомус имеет язычок, позволяющий извлекать трещащий, звонкий, раскатистый звук. Чарующий звук хомуса не спутаешь ни с одним инструментом, есть поверье, что волшебные звуки имеют свойство лечить душу и сердце человека. Хочется отметить, что игра на этом инструменте имеет свои ограничения и правила, для ребенка выбирается хомус с более свободным язычком, маленькими формами, подходящий под детскую ладонь. Пока у ребенка не вырастут постоянные зубы, увлекаться частой игрой на хомусе не рекомендуют, дошкольнику дают играть простые мелодии, больше работы проводится на развитие дыхания и движений кистей рук. Якутские национальные инструменты в основном сделаны из природных материалов, с использованием шкуры, костей животных, украшены узорами, поэтому детей всегда тянет их потрогать, пощупать, извлечь звуки. Например, «күпсүүр”- мембранный бубен, использовался как музыкальный барабан на торжественных церемониях. Изготавливается из хорошей лиственницы, верхнюю часть закрывают выделанной коровьей шкурой. Чтобы «күпсүүр» звучал красивее и мощнее, есть палочка, которая называется «былаайах». “Быйалаах”, палочка для «күпсүүр», изготавливают из осины, ударную часть покрывают шкурой не удаляя мех. Если ударять по “күпсүүр” этой палочкой, то он звучит глухо, но очень торжетсвенно и таинственно, раскатываясь эхом разносится по помещению. Есть еще один инструмент, который очень нравится детям, “сиксиир”- он делается из дерева, удаляют внутреннюю часть дерева и кладут мелкие камешки или бисер. Если встряхивать “сиксиир”, он начинает издавать звонкие и веселые звуки, чем сильнее встряхиваешь, чем громче и звонче звук. “Дьа5а”– самый звонкий шумовой инструмент. Ее изготавливают из осины, вокруг вставляют маленькие бубенчики внутри которых вкладывают разные бусинки, для создания шумового эффекта. “Сиксиир” и “дьа5а” из одной “семьи” шумовых инструментов, поэтому похожи, отличаются тем, что “дьа5а” имеет колокльчики, соотвественно, издает немного другие звуки в отличие от “сиксиир”. Все якутские музыкальные инструменты, которые мы используем в своей работе с детьми, сделаны на заказ мастерами под их возрастные особенности. Размер инструментов полностью походит для того, чтобы детям было удобно и комфортно в них играть. К нам на музыкальные занятия часто приходят куклы, девочка Сардаана и мальчик Уруйдаан. Они приглашают детей поиграть в якутские национальные музыкальные инструменты. Когда музыкальный руководитель с детьми начинают играть на инструментах, Сардаана и Уруйдаан танцуют, то быстро, то медленно, дети подстариваясь под их темп, так же, играют то быстрее, то медленнее. Так дети учатся чувствовать ритм и реагировать на смену темпа. Игра на якутских музыкальных инструментах проводится с постепенным усложнением: сначала с одним инструментом и анализом извлекаемого из него звука, затем с несколькими инструментами в сравнении. Затем, когда дети научатся слышать каждый инструмент и держать его правильно, с ними разучиваются короткие мелодии, в основном из народных песен, получается прекрасный детский оркестр, игру которого можно сочетать с исполнением «чабыр5ах» (жанр якутского фольклора) или использовать в инсценировке «олонхо» (якутского героического эпоса). В настоящее время в нашей республике наблюдается подъем интереса к самобытной культуре своего народа, традициям, и народные инструменты, как часть культурного наследия, возрождаются и завоевывают популярность не только в республике, но и за её пределами. Культура родного края должна войти в сердце каждого человека и стать неотъемлемой частью его души. Для этого необходимо знать и сохранять не только историю своего народа, но и самобытность неповторимой якутской национальной музыкальной культуры в целом.
|