Музыка и экологическое воспитание |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Трошкина Светлана Сергеевна | |||
04.10.2022 13:10 | |||
Музыка и экологическое воспитание Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет огромное значение, так как в раннем возрасте закладываются основы экологической культуры личности человека. Основой экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанного, правильного отношения к природе. Это отношение вырабатывается при условии контакта и взаимодействия ребёнка с природой: растениями, с животными дома, в детском саду. Ребёнок узнаёт, что у всего живого, как и у человека, есть потребности: растения надо поливать, рыхлить землю, вносить удобрения; животных кормить и ухаживать за ними).
Познание природы имеет большое значение для разностороннего развития личности ребёнка: расширение кругозора, обогащение знаний об окружающем мире, развитие наблюдательности. Любовь к природе, бережного отношения к ней, заботы о живых существах побуждает интерес к природе, формирует черты характера: трудолюбие, патриотизм, уважение к труду взрослых, охраняющих и приумножающих природные богатства. Задача взрослых воспитать в ребёнке способность видеть красоту природы и бережное отношение к ней. Природа способствует умственному развитию, логическому мышлению, развитию речи, развивает художественный вкус. Всё начинается со средств народной педагогики: сказок, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных. Роль сказки в воспитании ребёнка огромна. Благодаря сказкам детям в доступной форме можно рассказать о явлениях в природе, об отношениях человека и природы. Экологическое воспитание – это познание ребёнком себя как части природы, единства всего живого на Земле. Показать красоту природы можно через мир искусства – музыку, живопись. Яркие краски, красивая мелодия привлекает ребёнка, пробуждает у него воображение, фантазию, желание творить, узнавать. И мы, взрослые, и наши дети, учатся чувствовать, любить и беречь природу. Музыка – это язык чувств, эмоций. В окружающем мире всё звучит, поёт. Это и журчание ручейка, пение птиц, звон капели, свист ветра, завывание вьюги. Музыка имеет большое значение в развитии способности человека к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром величайшие композиторы прошлого и современности в своём творчестве теме природы отводили большое место. Нам известны музыкальные циклы «Времена года» П. И. Чайковского, А. Вивальди и А. К. Глазунова. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтичные картинки природы. Дошкольники с удовольствием слушают и поют песенки про животных, птиц и насекомых ( «Песенка про кисоньку» Б. Брянского, «В траве сидел кузнечик» Н. Носова, «Птичка» Д. Тухманова и т. д.). Значение праздников и развлечений как форм экологического воспитания трудно переоценить. Оно заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей в комплексе оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей, сюрпризные моменты, игровая деятельность и т.д. Музыкальное искусство непосредственно влияет и воздействует на развитие человека уже в ранние годы его жизни. Под влиянием музыки у ребёнка развивается художественное восприятие, богаче становится внутренний мир. С годами человек становится более восприимчив к чужой боли, к страданиям других. Природа и музыка взаимосвязаны. Русские народные песни, воспевающие родную природу, её красоту, народные игры, фольклор, экологические праздники – всё это надо использовать в экологическом воспитании дошкольников.
|