Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Электронные образовательные ресурсы в процессе интенсификации образовательной деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ»
Занятия по Музыке
Автор: Афанасьева Ирина Геннадьевна   
31.07.2022 18:07

«Электронные образовательные ресурсы в процессе интенсификации образовательной деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ»«Электронные образовательные ресурсы в процессе интенсификации образовательной деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ»

Афанасьева Ирина Геннадьевна Музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад № 7 «Улыбка» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области. Имеет высшее образование по квалификации «Организатор-методист дошкольного образования», общий стаж работы 35 лет. Ветеран труда. Почётный работник общего образования РФ. Лауреат федерального электронного фото каталога «Лучшие педагоги России-2020». Участник «Второго чемпионата России по педагогическому мастерству 2020 года», сертификат за активное участие и достижения высокого результата среди работников образовательных учреждений.

Термин «Электронные образовательные ресурсы» (ЭОР) объединяет весь спектр средств обучения, которые разработаны и воспроизводятся на базе компьютерных технологий. Главная цель использования ЭОР в образовательном процессе – вывести на новый уровень, способствовать его интенсификации.

 

Скачать конспект

Использование ЭОР в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста помогает решать ряд задач:

  • развивать познавательный интерес воспитанников, способствовать развитию зрительно-слуховой координации
  • расширять понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям
  • активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать формированию элементов музыкально-эстетического сознания.

Электронные образовательные ресурсы в форме обучающих видеороликов вошли в практику музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений достаточно недавно, но уже прочно заняли своё место, как один из эффективных средств обучения.

Легкая и интересная подача материала помогает детям быстрее и лучше запомнить информацию. Дети с удовольствием знакомятся с песней, если она передана в анимационном исполнении, процесс разучивания и запоминания происходит намного легче и интереснее. Учитывая всё вышеперечисленное, нами было принято решение о создании цикла авторских обучающих видео роликов к следующим видам музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально-дидактическая игра, разработка видеоматериалов в качестве видео оформления к праздникам, развлечениям, досугам.

При создании данного мультимедийного продукта были поставлены следующие задачи:

  • разработка видео материалов должна соответствовать содержанию программы музыкального воспитания, утверждённой образовательным учреждением. (Программа «Ладушки» И.М. Каплуновой И.А. Новоскольцевой)
  • разработанные обучающие видео ролики должны быть выполнены в едином стиле, соответствовать возрастным особенностям детей, содержать познавательную информацию.

В качестве инструмента, для создания нового мультимедийного продукта, был выбран фоторедактор Фотошоу PRO, позволяющий использовать фото и картинки для создания анимационных мини фильмов, имеющий достаточно простой интерфейс.

На сегодняшний день нами разработано около 120 обучающих роликов, большую часть из которых занимают видео — иллюстрации к такому виду деятельности, как Слушание.

Восприятия музыки у дошкольников – ведущий вид деятельности. Перед музыкальным руководителем стоит не простая задача – научить, не просто слушать, а именно слышать музыку, следить за развитием образа, определять характер, средства музыкальной выразительности. Чтобы процесс стал более эффективным, необходимо сделать его интересным, необычным, эмоционально насыщенным. Методика музыкального воспитания предполагает знакомство с музыкальным произведением в следующей последовательности: название пьесы, прослушивание, подкрепление иллюстрацией, высказывание о характере, средствах выразительности. Если сразу начать с показа видео ролика, ребёнок лишается возможности самостоятельного «погружения» в музыку, тем самым уходит момент творческого, индивидуального восприятия, а это не способствует развитию воображения, интереса к музыке. Учитывая этот момент, желательно использовать видео на втором или третьем занятии, когда у ребёнка уже сложилось своё представление. Предлагая детям «оживить» услышанную музыку, педагог ненавязчиво подводит детей к проговариванию образа музыкального произведения, а затем приглашает посмотреть, как увидел данную пьесу «Волшебный музыкальный телевизор». По окончанию просмотра ролика, поинтересоваться, хотели бы они, что то изменить? Выслушав все пожелания, предложить детям нарисовать рисунки — кадры своего музыкального фильма.

Из 60 видео роликов, созданных к данному виду музыкальной деятельности, самыми любимыми стали пьесы сказочной тематики: «Марш деревянных солдатиков», «Баба Яга» П.И. Чайковского, «Гном» М.П. Мусоргского, «В пещере горного короля» Э. Грига. Каждый просмотр мини фильма вызывает у детей большой интерес, разнообразные эмоции, желание смотреть его ещё раз. Для детей это просто просмотр яркого, интересного мини фильма, а для педагога это возможность объяснить наглядно такие сложные музыкальные понятия, как жанр, форма, средства музыкальной выразительности (темп, регистр, темп, динамика, тембр, лад), познакомиться с портретом композитора данного произведения.

Созданию Музыкально-дидактических игр в формате видеофильма предшествовали игры – презентации, мини квест-игры: «В городе игрушек», «Музыкальные краски», «В поисках потерянной мелодии», «Приключение в осеннем лесу».

На сегодняшний день разработано и применяется в работе 18 авторских видео — игр. Из них: «Музыкальная угадай — ка», «Музыкальный теремок» «Кукольный домик», «Волшебный патефон», «Город игрушек», видео квест-игра «В поисках пропавших нот» получили положительные отзывы педагогов разных городов страны. Авторские разработки были представлены в группе «Музыкальный руководитель» социальной сети «Одноклассники».

Пение занимает значимое место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Разработка видео роликов к данному виду музыкальной деятельности позволяет облегчить процесс запоминания песни. У детей появляется возможность увидеть расположение мелодии на нотном стане, спеть её по нотам разными длительностями.

На сегодняшний день в моей видео коллекции имеются ролики к уже известным песенкам – попевкам, так и созданных на основе песенного материала собственного сочинения. Вот некоторые из них:

«Сколько нас поёт» — знакомит детей с понятиями соло, дуэт, трио, ансамбль, хор, упражняет в умении петь по цепочке, постепенно добавляя голоса в соответствии с содержанием песни;

«Я гуляю во дворе» — позволяет не только совершенствовать умение пропевать восходящий и нисходящий звукоряд, но и одновременно закреплять умение петь и прохлопывать ритмические «цепочки», состоящие из звуков разной длительности;

«Осенние дождинки» — упражняет в умении петь мелодию в разных тональностях, сопровождать пение показом направления мелодии рукой;

«Лисонька», «Зимние забавы», «Улетают птицы вдаль» — развивают дикцию, учат петь простую мелодию по нотам, тем самым знакомя детей с элементами нотной грамоты.

Вывод: Включение ЭОР в процесс музыкального развития дошкольников способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной, стать для воспитанников проводником в мир новых технологий. Электронные образовательные позволяют педагогу сделать музыкальное занятие привлекательным, по-настоящему современным, обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень. На основании этого можно сделать вывод, что работа в данном направлении имеет положительные результаты и должна быть продолжена.

Список литературы

  1. Управление инновационными процессами в ДОУ. –М., Сфера, 2008.
  2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.
  3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
  4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
  5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., №11.
  6. Новосёлова, С.Л. «Компьютерный мир дошкольника» //Новая школа. – 1997. — № 3.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год