«Электронные образовательные ресурсы в процессе интенсификации образовательной деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Афанасьева Ирина Геннадьевна | |||
31.07.2022 18:07 | |||
«Электронные образовательные ресурсы в процессе интенсификации образовательной деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ» Афанасьева Ирина Геннадьевна Музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад № 7 «Улыбка» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области. Имеет высшее образование по квалификации «Организатор-методист дошкольного образования», общий стаж работы 35 лет. Ветеран труда. Почётный работник общего образования РФ. Лауреат федерального электронного фото каталога «Лучшие педагоги России-2020». Участник «Второго чемпионата России по педагогическому мастерству 2020 года», сертификат за активное участие и достижения высокого результата среди работников образовательных учреждений. Термин «Электронные образовательные ресурсы» (ЭОР) объединяет весь спектр средств обучения, которые разработаны и воспроизводятся на базе компьютерных технологий. Главная цель использования ЭОР в образовательном процессе – вывести на новый уровень, способствовать его интенсификации.
Использование ЭОР в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста помогает решать ряд задач:
Электронные образовательные ресурсы в форме обучающих видеороликов вошли в практику музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений достаточно недавно, но уже прочно заняли своё место, как один из эффективных средств обучения. Легкая и интересная подача материала помогает детям быстрее и лучше запомнить информацию. Дети с удовольствием знакомятся с песней, если она передана в анимационном исполнении, процесс разучивания и запоминания происходит намного легче и интереснее. Учитывая всё вышеперечисленное, нами было принято решение о создании цикла авторских обучающих видео роликов к следующим видам музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально-дидактическая игра, разработка видеоматериалов в качестве видео оформления к праздникам, развлечениям, досугам. При создании данного мультимедийного продукта были поставлены следующие задачи:
В качестве инструмента, для создания нового мультимедийного продукта, был выбран фоторедактор Фотошоу PRO, позволяющий использовать фото и картинки для создания анимационных мини фильмов, имеющий достаточно простой интерфейс. На сегодняшний день нами разработано около 120 обучающих роликов, большую часть из которых занимают видео — иллюстрации к такому виду деятельности, как Слушание. Восприятия музыки у дошкольников – ведущий вид деятельности. Перед музыкальным руководителем стоит не простая задача – научить, не просто слушать, а именно слышать музыку, следить за развитием образа, определять характер, средства музыкальной выразительности. Чтобы процесс стал более эффективным, необходимо сделать его интересным, необычным, эмоционально насыщенным. Методика музыкального воспитания предполагает знакомство с музыкальным произведением в следующей последовательности: название пьесы, прослушивание, подкрепление иллюстрацией, высказывание о характере, средствах выразительности. Если сразу начать с показа видео ролика, ребёнок лишается возможности самостоятельного «погружения» в музыку, тем самым уходит момент творческого, индивидуального восприятия, а это не способствует развитию воображения, интереса к музыке. Учитывая этот момент, желательно использовать видео на втором или третьем занятии, когда у ребёнка уже сложилось своё представление. Предлагая детям «оживить» услышанную музыку, педагог ненавязчиво подводит детей к проговариванию образа музыкального произведения, а затем приглашает посмотреть, как увидел данную пьесу «Волшебный музыкальный телевизор». По окончанию просмотра ролика, поинтересоваться, хотели бы они, что то изменить? Выслушав все пожелания, предложить детям нарисовать рисунки — кадры своего музыкального фильма. Из 60 видео роликов, созданных к данному виду музыкальной деятельности, самыми любимыми стали пьесы сказочной тематики: «Марш деревянных солдатиков», «Баба Яга» П.И. Чайковского, «Гном» М.П. Мусоргского, «В пещере горного короля» Э. Грига. Каждый просмотр мини фильма вызывает у детей большой интерес, разнообразные эмоции, желание смотреть его ещё раз. Для детей это просто просмотр яркого, интересного мини фильма, а для педагога это возможность объяснить наглядно такие сложные музыкальные понятия, как жанр, форма, средства музыкальной выразительности (темп, регистр, темп, динамика, тембр, лад), познакомиться с портретом композитора данного произведения. Созданию Музыкально-дидактических игр в формате видеофильма предшествовали игры – презентации, мини квест-игры: «В городе игрушек», «Музыкальные краски», «В поисках потерянной мелодии», «Приключение в осеннем лесу». На сегодняшний день разработано и применяется в работе 18 авторских видео — игр. Из них: «Музыкальная угадай — ка», «Музыкальный теремок» «Кукольный домик», «Волшебный патефон», «Город игрушек», видео квест-игра «В поисках пропавших нот» получили положительные отзывы педагогов разных городов страны. Авторские разработки были представлены в группе «Музыкальный руководитель» социальной сети «Одноклассники». Пение занимает значимое место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Разработка видео роликов к данному виду музыкальной деятельности позволяет облегчить процесс запоминания песни. У детей появляется возможность увидеть расположение мелодии на нотном стане, спеть её по нотам разными длительностями. На сегодняшний день в моей видео коллекции имеются ролики к уже известным песенкам – попевкам, так и созданных на основе песенного материала собственного сочинения. Вот некоторые из них: «Сколько нас поёт» — знакомит детей с понятиями соло, дуэт, трио, ансамбль, хор, упражняет в умении петь по цепочке, постепенно добавляя голоса в соответствии с содержанием песни; «Я гуляю во дворе» — позволяет не только совершенствовать умение пропевать восходящий и нисходящий звукоряд, но и одновременно закреплять умение петь и прохлопывать ритмические «цепочки», состоящие из звуков разной длительности; «Осенние дождинки» — упражняет в умении петь мелодию в разных тональностях, сопровождать пение показом направления мелодии рукой; «Лисонька», «Зимние забавы», «Улетают птицы вдаль» — развивают дикцию, учат петь простую мелодию по нотам, тем самым знакомя детей с элементами нотной грамоты. Вывод: Включение ЭОР в процесс музыкального развития дошкольников способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной, стать для воспитанников проводником в мир новых технологий. Электронные образовательные позволяют педагогу сделать музыкальное занятие привлекательным, по-настоящему современным, обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень. На основании этого можно сделать вывод, что работа в данном направлении имеет положительные результаты и должна быть продолжена. Список литературы
|