«Цветная музыка колокольчиков» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Булякова Елена Анатолиевна | |||
31.07.2022 18:21 | |||
«Цветная музыка колокольчиков» Музыка оказывает положительное влияние на психическое развитие ребёнка в целом — стимулирует зрительное, слуховое восприятие, двигательную и голосовую активность, обогащает эмоциональную сферу различными переживаниями. Находясь под воздействием музыки, ребёнок окружен любовью, нежностью, поэтому он растёт жизнерадостным, любознательным, активным, легче переносит неожиданные ситуации и разочарования. Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. На каких инструментах играют дети в детском саду? Стандартные барабаны, ложки, металлофоны, ксилофоны, бубны, трещотки. Диатонические колокольчики — новый яркий инструмент, который вызывает у детей восторг.
Диатонические колокольчики — яркий, звонкий и интересный музыкальный инструмент. Из одного набора, состоящего из 8 штук, можно организовать целый ансамбль, так как каждый колокольчик – отдельная нота. Красный соответствует ноте «до», оранжевый – «ре», жёлтый – «ми», зелёный – «фа», голубой – «соль», синий – «ля», фиолетовый – «си» — это ноты I октавы, белый – «до» второй октавы. Для удобного, простого и лёгкого обучения музицирования на диатонических колокольчиках, мною создано методическое пособие «Обучение дошкольников игре на диатонических колокольчиках с использованием цветных партитур» Данное пособие позволяет в не директивной форме общения поддерживать индивидуальность и инициативу детей в разных видах музыкальной деятельности. Пособие позволяет формировать навыки вербального и невербального общения, способствуют развитию чувства ритма, музыкальной памяти и внимания. Формируют готовность и умение действовать в коллективе, развивают навыки мелкой и крупной моторики, а так же слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию. А совместное музицирование детей активизирует внимательность, дисциплинированность, ответственность за правильное исполнение своей партии и формирует творческое отношение к процессу обучения на музыкальных инструментах. Здесь каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимости от уровня его способностей, что приводит к психологической раскованности и помогает справиться с излишней застенчивостью и скованностью ребят, формирую дружелюбную атмосферу в группе. Ценность состоит в возможности применения не только музыкальными руководителями, но и педагогами, родителями воспитанников, детьми в самостоятельной деятельности. Данное пособие подходит для индивидуальной, подгрупповой и групповой работы с дошкольниками. Цель: создание условий для широкого использования диатонических колокольчиков всестороннего развития детей и творческих способностей через самостоятельность и инициативу. Пособие помогает решать по всем образовательным областям: Художественно-эстетическое развитие:
Речевое развитие:
Познавательное развитие:
Физическое развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
С одной стороны, пособие поддерживает реализацию основной образовательной программы детского сада, так как способствует достижению заявленных в ней целевых ориентиров; с другой – предлагает вариант обновления и расширения музыкального пространства ребёнка. Раздел «Методические рекомендации …» адресован не только музыкальным руководителям, но и воспитателям, родителям. Здесь описывается система организации игры на диатонических колокольчиках, которое осуществляется поэтапно и в различных видах деятельности. На первом этапе знакомим детей с диатоническими колокольчиками, учим детей правильно держать колокольчик, извлекать звук и контролировать собственные действия, знакомим с понятием «исходная позиция», учим правильным приёмам звукоизвлечения, пробуждаем интерес. Также включает в себя музыкально -дидактические игры и проблемно поисковые ситуации. Направлением второго этапа является знакомство дошкольников музыкальными понятиями «звукоряд», «ритм», «пауза». В этом помогают музыкальные сказки, которые есть в пособие. После каждой сказки дети выполняют творческие задания для закрепления знаний. Затем знакомим с цветными партитурами. В партитурах нарисованы кружки, цвет которых соответствует цвету колокольчика, а размер указывает на длительность (маленький кружок – короткий звук, большой – длинный звук). Партитуры делятся по степени сложности. Творческое музицирование входит в 3 этап пособия. Данный этап подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение использовать его по-своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Дети могут сочинить музыку используя цветные магнитные ноты или партитуру — раскраску. Процессу варьирования нет конца, он всегда открыт и безграничен для детской фантазии. Методическое пособие «Обучение игре на диатонических колокольчиках» можно использовать в различных видах музыкальной деятельности с дошкольниками 4-7 лет. В пособии есть рекомендации для воспитателей. В нашем детском саду воспитатели используют материалы для организации центров музыки и самостоятельной деятельности в группах. Дети могут сами выбрать партитуру и организовать оркестр, разделив роли между собой, на композитора, музыканта и дирижера. Так же есть советы для родителей по домашнему музицированию на диатонических колокольчиках. Вот уже третий год я внедряю диатонические колокольчики в практику своей работы. Мои ребята легко читают цветную партитуру, чётко прохлопывают ритмические рисунки, могут самостоятельно придумать простую мелодию и провести в группе концерт. самое главное, дети стали увереннее, ведь каждый независимо от способностей и талантов может играть на колокольчиках. Есть и первые успехи. Два года подряд наш ансамбль «Весёлые нотки» призёр городского творческого конкурса «Высокая нота» Более подробно с пособием вы можете на моем сайте «Музыка и дети» Современный мир слишком практичен и постоянно куда-то спешит. В нем совсем мало места для творчества, но именно оно делает наших детей лучше, душевнее, а главное счастливее.
|