Сущность проблемы развития рефлексивных способностей у старших дошкольников в продуктивной и музыкальной деятельности |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Митякина Анна Сергеевна Боровлева Алена Викторовна Сафонова Людмила Ивановна | |||
28.03.2022 08:38 | |||
Сущность проблемы развития рефлексивных способностей у старших дошкольников в продуктивной и музыкальной деятельности
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №55, г. Белгород Одной из ведущих тенденцией современного образования, которая отражена во многих государственных документах, является его ориентация на психическое и личностное развитие ребенка. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится следующее: «… формирование способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; развитие личности на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [5, с. 28].
Если в образовательной деятельности воспитанник является субъектом этой деятельности, то развитие дошкольника будет характеризоваться появлением у него новых психических новообразований, в том числе, и рефлексии. Проблема формирования рефлексивных способностей у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной и музыкальной деятельности является одной из важнейших в педагогической науке и практике дошкольного обучения, так как рефлексивные способности воспитанников предполагают полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности. Рефлексивные способности представляют собой наивысший по степени интегрированности процесс; они одновременно являются способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности. Рефлексия в педагогике понимается как процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «ученик – учитель» [2]. Рефлексия в музыкальной деятельности раскрывает перед ребенком новые возможности для формирования механизма, при этом добавляют важную, особенно для детей старшего дошкольного возраста – эмоциональную составляющую: осмысление на базе чувственного опыта, проектирование под воздействием эмоциональных переживаний, регулирование, обращенное к чувствам и переживаниям. Широко известное крылатое выражение Б.М. Теплова «Музыка – эмоциональное познание мира» [3]. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что развитие таких компонентов образовательной деятельности, как контроль и самоконтроль, оценка и самооценка, невозможно без включения воспитанников в целеполагание и рефлексию на занятиях, она, как и рефлексивные способности, тесно связана с другим немаловажным действием – целеполаганием. Процесс постановки целей деятельности должен осуществляться, что приводит ребенка к рефлексии. Рефлексия в этом случае не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей [3]. Взаимосвязь рефлексии и целеполагания были описаны Г.А. Андриановой на основе результатов работы специально организованной рефлексивной группы, где постановку целей воспитанники подготовительной группы осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: занятие, самостоятельную деятельность, деятельность под руководством родителей, год. Цели воспитанников предполагали достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. Затем воспитатель проводит мини-рефлексию по результатам деятельности. Сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически. Данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели [1]. В ходе проведения исследования нами был разработан комплекс заданий, направленных на развитие рефлексивных способностей у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Приведем примеры заданий:
а) зажечь в домиках огонь красным цветом, если ребенку понравилось занятие; б) затопить печь в домах, нарисовать дым из трубы, если материал был понятен; в) раскрасить дверь, если были трудности в течении; г) оставить дом бесцветным, если чувствовал себя неуверенно и ничего не понял. Также в комплексе заданий мы описали музыкально-дидактические игры, направленные на развитие рефлексивных способностей у старших дошкольников в музыкальной деятельности. Данные игры помогают детям осмыслить разнообразные музыкальные термины. Приведем примеры этих игр:
Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У людей, которые владеют рефлексивными способностями, путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В познании нет предела совершенству. Так как мир не стоит на месте, он движется вперед неумолимыми темпами. Появляются новые идеи и желания что-то узнать, научиться, достичь. Поэтому старших дошкольников надо побуждать в учебной деятельности к постоянным поискам творческого решения различных трудностей, учить задавать себе вопросы: - Что я делаю? - С какой целью? - Каковы результаты моей деятельности? - Можно ли сделать лучше? - Что я буду делать дальше? Если с младшего дошкольного возраста дети будут задавать себе эти вопросы, это позволит им стать целеустремленными и ответственными взрослыми. Таким образом, необходимо отметить, что рефлексия в педагогическом процессе помогает оптимизировать развитие воспитанников, освоение мира художественных впечатлений, однако процесс развития рефлексивных способностей продуктивной и музыкальной деятельности будет успешен только тогда, когда будет систематичен, а также разнообразен. Рефлексивные способности, в свою очередь, обеспечивают эффективность и результативность любой, в том числе, учебной деятельности. Список литературы
|