Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сущность проблемы развития рефлексивных способностей у старших дошкольников в продуктивной и музыкальной деятельности
Занятия по Музыке
Автор: Митякина Анна Сергеевна Боровлева Алена Викторовна Сафонова Людмила Ивановна   
28.03.2022 08:38

Сущность проблемы развития рефлексивных способностей у старших дошкольников в продуктивной и музыкальной деятельностиСущность проблемы развития рефлексивных способностей у старших дошкольников в продуктивной и музыкальной деятельности

  • Митякина Анна Сергеевна воспитатель,
  • Боровлева Алена Викторовна музыкальный руководитель,
  • Сафонова Людмила Ивановна старший воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №55, г. Белгород

Одной из ведущих тенденцией современного образования, которая отражена во многих государственных документах, является его ориентация на психическое и личностное развитие ребенка. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится следующее: «… формирование способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; развитие личности на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [5, с. 28].

 

Если в образовательной деятельности воспитанник является субъектом этой деятельности, то развитие дошкольника будет характеризоваться появлением у него новых психических новообразований, в том числе, и рефлексии.

Проблема формирования рефлексивных способностей у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной и музыкальной деятельности является одной из важнейших в педагогической науке и практике дошкольного обучения, так как рефлексивные способности воспитанников предполагают полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.

Рефлексивные способности представляют собой наивысший по степени интегрированности процесс; они одновременно являются способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности.

Рефлексия в педагогике понимается как процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «ученик – учитель» [2].

Рефлексия в музыкальной деятельности раскрывает перед ребенком новые возможности для формирования механизма, при этом добавляют важную, особенно для детей старшего дошкольного возраста – эмоциональную составляющую: осмысление на базе чувственного опыта, проектирование под воздействием эмоциональных переживаний, регулирование, обращенное к чувствам и переживаниям. Широко известное крылатое выражение Б.М. Теплова «Музыка – эмоциональное познание мира» [3].

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что развитие таких компонентов образовательной деятельности, как контроль и самоконтроль, оценка и самооценка, невозможно без включения воспитанников в целеполагание и рефлексию на занятиях, она, как и рефлексивные способности, тесно связана с другим немаловажным действием – целеполаганием. Процесс постановки целей деятельности должен осуществляться, что приводит ребенка к рефлексии. Рефлексия в этом случае не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей [3].

Взаимосвязь рефлексии и целеполагания были описаны Г.А. Андриановой на основе результатов работы специально организованной рефлексивной группы, где постановку целей воспитанники подготовительной группы осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: занятие, самостоятельную деятельность, деятельность под руководством родителей, год. Цели воспитанников предполагали достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. Затем воспитатель проводит мини-рефлексию по результатам деятельности. Сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически. Данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели [1].

В ходе проведения исследования нами был разработан комплекс заданий, направленных на развитие рефлексивных способностей у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Приведем примеры заданий:

  • «Дерево деятельности». Для стимулирования мотивации. На листе ватмана изображено дерево. Каждый воспитанник прикрепляет листочек зелёного цвета. На одной стороне учащиеся прикрепляют изображение – что бы он хотел сделать, понять по данной теме. В конце занятия каждый воспитанник отмечает на своем листке, доволен ли он своей деятельностью.
  • «Острова». Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце занятия: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости
  • «Раскрась домик». Воспитатель раздает картинку домика всем ребятам. По истечению занятия просит:

а) зажечь в домиках огонь красным цветом, если ребенку понравилось занятие;

б) затопить печь в домах, нарисовать дым из трубы, если материал был понятен;

в) раскрасить дверь, если были трудности в течении;

г) оставить дом бесцветным, если чувствовал себя неуверенно и ничего не понял.

Также в комплексе заданий мы описали музыкально-дидактические игры, направленные на развитие рефлексивных способностей у старших дошкольников в музыкальной деятельности. Данные игры помогают детям осмыслить разнообразные музыкальные термины. Приведем примеры этих игр:

  • «В пещере горного короля». Усвоение терминов «форте», «пиано». Музыкальный руководитель раздает карточки «форте» и «пиано». Разъясняет задание: послушать и обратить внимание, как меняется характер и динамика музыки. Задача детей при звучании тихой музыки поднимать значок «пиано», при громкой – значок «форте». Выполняя данное задание, дети учатся анализировать на основе рефлексии музыкальную динамику, тембры и штрихи
  • «Качели». Различают высоту звуков. Педагог раздает карточки с изображением качелей – верхние и нижние качели отличаются по цвету. Звучит песня «Качели» Е. Тиличеевой, задача детей показать где сейчас качели в верху или в низу. При выполнении задания дошкольники понимают, что от высоты звуков зависят динамические оттенки и термальные краски музыки.

Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У людей, которые владеют рефлексивными способностями, путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В познании нет предела совершенству. Так как мир не стоит на месте, он движется вперед неумолимыми темпами. Появляются новые идеи и желания что-то узнать, научиться, достичь.

Поэтому старших дошкольников надо побуждать в учебной деятельности к постоянным поискам творческого решения различных трудностей, учить задавать себе вопросы:

- Что я делаю?

- С какой целью?

- Каковы результаты моей деятельности?

- Можно ли сделать лучше?

- Что я буду делать дальше?

Если с младшего дошкольного возраста дети будут задавать себе эти вопросы, это позволит им стать целеустремленными и ответственными взрослыми.

Таким образом, необходимо отметить, что рефлексия в педагогическом процессе помогает оптимизировать развитие воспитанников, освоение мира художественных впечатлений, однако процесс развития рефлексивных способностей продуктивной и музыкальной деятельности будет успешен только тогда, когда будет систематичен, а также разнообразен. Рефлексивные способности, в свою очередь, обеспечивают эффективность и результативность любой, в том числе, учебной деятельности.

Список литературы

  1. Андрианова Г.А. Целеполагание и рефлексия в творчестве // Школа творчества: Сборник ученических работ. – Норильск, 1996. – С.14-18.
  2. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. / С. С. Кашлев. – Мн.: Высшая школа, 2002. – 95с.
  3. Колышева Т.А., Павлова Л.А. Особенности музыкальной рефлексии старшего дошкольника как психолого-педагогическая проблема обучения учителя. / Т.А. Колышева, Л.А. Павлова // «Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том 13» — 2011. — №2 (6)
  4. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб: Питер, 2017. – 720 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Просвещение, 2018. – 52 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год