Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Танцевальное творчество на музыкальных занятиях в ДОУ
Занятия по Музыке
Автор: Чуприна Елена Владимировна   
26.01.2022 20:13

Танцевальное творчество на музыкальных занятиях в ДОУТанцевальное творчество на музыкальных занятиях в ДОУ

(из опыта работы)

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств, и, если он владеет двигательными навыками. Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

 

Проблемой детского танцевального творчества является неумение ребёнком импровизировать танцевальное движение. Танцевальное движение – сложный кинетический процесс, который состоит из множества движений рук, ног, корпуса, головы. Приводится в действие мелкая мускулатура, вестибулярный аппарат, пространственные ориентировки. Очевидно, что у дошкольников небольшой жизненный опыт, не сформированы двигательные умения, преобладает наглядно-образное мышление, поэтому они копируют лишь то, что видят своими глазами, им присуще подражание. Детям дошкольного возраста сложно представить абстрактный образ, необходима конкретизация ситуации. Так же на результат оказывают индивидуальные особенности, заложенные природой (кому-то легче даётся задание, а у кого-то совсем не получается). Поэтому, импровизийность в танце — эта сверхзадача педагога.

Этапы развития детского танцевального творчества, те же, что и в (песенном, творческом музицировании), определены Н.А. Ветлугиной, А.И. Ходьковой:

I этап – первоначальная ориентировка в творческой деятельности (ребёнку даётся установка на создание нового – придумай, измени, сочини);

II этап – освоение способов творческих действий, поиск решений;

III этап – самостоятельные действия детей.

На I этапе, по мнению Е.А. Гомоновой, необходимо вводить детей в эмоционально-окрашенную воображаемую ситуацию. Это необходимо для того, чтобы ребёнок эмоционально воспринял музыку и попробовал передать её в движении. Этот метод актуален, широко используется в личной практике. Например, при прослушивании «Шутки» Баха, показываю воспитанникам металлические бабочки на палочке. Обращаю внимание на то, как бабочка летает, кружится, садится на цветочек, собирает сладкий нектар…То есть, направляю на создание образа. При активном слушании дети уже не только изображают летающую бабочку, но уже применяют элементарные образные действия. ( «Активное слушание» — метод, объединяющий музыку и движение был основан великим Эмилем Жак-Далькрозом в прошлом веке. На современном этапе широко и успешно пропагандируется Т.Э. Тютюнниковой). Данный метод помогает ребёнку с помощью активной формы слушания (произвольного движения) легко запомнить структуру музыкального произведения, построение и чередование музыкальных фраз, особенности выразительных средств музыкального произведения.

В работе используются следующие приёмы: подсказывающие рассказы, картинки, стихотворения, показ элементов импровизации с комментариями, использование поз (остановки для обдумывания и корректировки задания).

На этом же этапе «подсказка» является незаменимым инструментом педагога. Подсказывать можно и нужно не только движением, но и словом. Причём ребёнок найдёт свой способ выполнения подсказки. Например, в «Вальсе лисы», муз. Кожедуба, обычно дети изображают воображалистую лису, с виляющим хвостом. Подсказываю: «Танцевала лиса, вдруг почуяла зайчатинку. (Поза) Высматривает, где же зайчик? (Поза) Стала красться, чтобы зайца не спугнуть». Таким образом, происходит обобщение способа действий. Во время остановки происходит ключевое событие: мотивация, установка на оригинальность. Такой способ погружения в воображаемую ситуацию, придаёт танцевальной деятельности черты драматизации и сближает её с сюжетно-ролевой игрой, которая является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у дошкольников творческих способностей.

Формирую у детей способность к минимальной импровизации с опорой на восприятие музыки (медленной, плавной, подвижной, весёлой). Закладываю умения различать элементарные виды танцев (плясовую, польку, вальс).

Незаменимыми помощниками в танцевально-творческой деятельности являются различные атрибуты, которые широко применяю в работе (различные цветочки, платочки, снежинки, листочки, ленточки и так далее). Игровые предметы помогают даже не очень активному ребёнку почувствовать себя создателем своего танца. А также развивают пластику движений, способствуют накоплению двигательного опыта, экспериментированию с предметами под музыку.

II этап – разработка, усложнение движений. На данном этапе разучиваются и совершенствуются техники выполнения упражнений. Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

На занятиях осваиваются варианты движений (для рук, ног, различные покачивания телом, головой); разные виды шагов, бега (передающие настроения, темпы музыки); кружения в вальсе, поклоны и реверансов в менуэте, подскоки и дробный шаг в народных плясках, а также народные танцевальные движения ( «Самоварчик», «Присядка», «Калачик», «Гармошка» и другие). Например, исполнение двухчастной композиции в русской народной песне-пляске «Калинка» основано на контрасте ее частей: в лирическом запеве девочки исполняют фразировку движением раскрывающейся руки с платочком (направо-налево) с соответствующим поворотом головы, в плясовом припеве дети на пружинящих ногах подчеркивают стуком каблучков ритмическую пульсацию, исполняют ритм мелодии ( «Топотушки»), присядку и т.п. Усваиваются движения в парах, подгруппах. Ставятся мини танцы по алгоритму: «листочек летал, кружился, опустился и замер».

На этом периоде развития учу детей в движении характеризировать настроение музыки, применяя известные методы музыкального воспитания (по О.П. Радыновой):

  • эмоционально — мимическое уподобление ( «грустная принцесса», «игривый ветерок», «прекрасные цветы», «озорные петушки», и так далее). Опять же упор ставлю на образ, но образ становится более развитым, самостоятельным. Очень помогает приём рассказа, придумывание историй для данного персонажа. Часто такой приём выливается в коллективное театрализованное действие.
  • метод контрастных сопоставлений (задания для сравнения произведений с одинаковым названием, одного жанра, с одним настроением, разных интерпретаций). Например, «Вальс игрушек», М.Ефимова и «Вальс – шутка», Д.Шостаковича; «Детская полька» А.Жилинского и М.Глинки; «Курочки и петушки», А.Филиппенко и «Вальс петушков», муз. И. Стрибогга; и так далее.

Метод контрастных сопоставлений способствует проявлению и выражению эмоционально-оценочного отношения к музыкальному искусству у дошкольников.

  • метод уподобления характеру звучания музыки (задания с практическими и творческими действиями, позволяющими ребёнку «пропустить музыку через себя»). Для применения метода уподобления характеру музыки и выражение эмоций применяю моторно — двигательное, словесное уподобление (например, прослушав «Вальс цветов», П.И. Чайковского, дети изображают в танце образ своего цветка: сначала бутон, затем распускание и сам вальс).
  • полихудожественное уподобление характеру музыки помогает дошкольникам осознать выразительные средства разных искусств — живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной (двумя или несколькими картинами) в плане общности или различия выраженных в них настроений, или картины с несколькими музыкальными произведениями, музыкального произведения со стихотворениями, подбор музыкальных характеристик к образам сказок. Такой метод побуждает детей к передаче настроений музыки в творческих ритмопластических импровизациях, способствуют образованию обобщенных представлений о выразительных возможностях искусств. Яркие, эмоциональные импровизации родились после просмотра фрагментов мультфильма «Чиполлино», по сказке Дж. Родари на музыку из одноименного балета К.Хачатуряна. Дети с удовольствием перевоплощались в важного, наглого синьора Помидора и озорного Чиполлино, аристократичных графинь Вишенок, несчастного дядюшки Тыковки. А сказка «Снежная королева», Г.Х. Андерсена прекрасно сочетается с фрагментами концерта А.Вивальди «Зима». Так возник самостоятельный зимний танец с образом величественной Снежной королевы и её снежной свиты.

Обогащаю и расширяю представления детей о разнообразном мире танца. Для этого использую видео материалы (записи ярких танцев в исполнении танцевальных коллективов детей и взрослых), фрагменты мультфильмов «Щелкунчик», «Красавица и Чудовище», «Золушка», «Пер Гюнт». Подбираю яркий, доступный музыкальный материал, который понятен и интересен дошкольникам.

III этап – это закрепление и совершенствование двигательных навыков, переход к творческому самовыражению. У некоторых дошкольников проявляется индивидуальный стиль. Они начинают свободно двигаться с эмоциональной отдачей. Яркие музыкальные образы будят воображение детей, доставляют немало радостных минут от возможности самовыразиться в танце, проявить собственную фантазию, почувствовать свою значимость.

Танцевальное творчество – это радость общения. Во время творческого процесса дети общаются друг с другом, с музыкой, познают мир и, в конечном итоге, самого себя, возможности своего тела.

Как в любой творческой деятельности отрицательного оценивания не должно быть. Поэтому, только положительно оцениваю и подчёркиваю оригинальность и самостоятельность выполнения задания.

Таким образом, занимаясь с детьми танцевальной импровизацией, создаю условия для развития творческой активности, воображения, фантазии. Закрепляю двигательные навыки, помогаю гармонично и разносторонне развиваться! А также расширяю и обогащаю собственный педагогический опыт, так как творческая деятельность – бесконечна и многогранна!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год