«Методы и формы работы по музыкальному воспитанию с использованием регионального компонента» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Малиновская Виктория Геннадьевна | |||
17.12.2021 15:06 | |||
«Методы и формы работы по музыкальному воспитанию с использованием регионального компонента» Поскольку основой содержания музыкального воспитания детей в ДОУ становится музыкальная культура региона, то важным направлением деятельности должен стать отбор национально-культурного содержания. В педагогической науке критерии отбора содержания опираются на дидактические принципы (Я. А. Коменский, К.Д. Ушинский и др.), которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста: доступность обучения – обучение только тогда результативно, когда оно посильно, доступно детям; систематичность и последовательность- предполагает такой порядок изучения материала, чтобы новые знания опирались на раннее полученные; воспитывающее обучение – обучение и воспитание как процессы неразлучны;
развивающее обучение (Л. С. Выготский) – чтобы обучение успешно решало стоящие перед ним задачи, оно должно быть развивающим; проблемное обучение – активизирует мыслительную деятельность детей, их творческие проявления; наглядность – имеет особенно важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление ребенка носит наглядно – образный характер; индивидуальный подход к детям – при обучении учитываются психофизиологические особенности детей. В отборе музыкального материала я придерживаюсь следующих критериев:
Оптимальность и эффективность предлагаемых форм и методов работы с детьми по освоению национального музыкального искусства нашей Республики помогает дошкольникам прочувствовать разнообразные интонации музыки региона, выражающие различную гамму чувств, мыслей, настроений. В ходе приобщения дошкольников к национальному музыкальному искусству, мы применяем следующие методы музыкального воспитания: сравнения по принципу сходства и различия (Д. Б. Кабалевский), игровой, словесные (диалог, сказка, беседа), создания художественной среды, эмоционально-выразительного показа (Н. А. Ветлугина, О.П. Радынова. З.Мухаметзянова), образно-игровой, создания композиций (Л. В. Горюнова, З.Мухаметзянова) Музыкальное воспитание дошкольников требует также создания новых форм и методов в реализации своей основной цели – формировании музыкальной культуры, а также воспитание творческой, раскрепощенной личности, умеющей эмоционально воспринимать и понимать прекрасное. Поэтому, в музыкально-воспитательный процесс внедряем наиболее действенные формы работы:
Особенно ценными для музыкального развития являются развлечения, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные на занятиях, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры. Это, прежде всего беседы – концерты по слушанию музыки, как детской, так и не предназначенной специально для детей. Ну и такой важной сферой развлечения, которая способствует активному развитию ребенка и является ведущей деятельностью дошкольников, является игра. Игра является важнейшим принципом эстетического воспитания, способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, способности эстетического переживаний музыкальных произведений и произведений искусства. Одной из главных особенностей игровой деятельности заключается в её активном творческом характере, т.к. связана не только с правилами, условиям игры, но и с выдумкой, изобретательностью, с творческим началом. Башкирские народные игры ( «Курай», «Разноцветные платочки», «Ловкий джигит», «Медный пень») (как и русские, и татарские и т.д.) несут символическую информацию о прошлом, передают традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности. Форма организации музыкального воспитания в жизни ДОУ предусматривает и такую форму дополнительного образования – занятия в кружке по интересам. На наш взгляд, это наиболее эффективный путь решения поставленной проблемы; на занятиях кружка по приобщению детей к культуре своего региона, ребенок в полной степени может реализовать себя, что не всегда получается на типовых занятиях. Занятие в кружке дает возможность развивать у детей интерес и любовь к культуре своего региона, воспитывать чувство причастности к культурным ценностям. Приобщение дошкольников к музыкальному искусству региона обнаруживает необходимость создания в ДОУ особой, эмоционально-насыщенной и развивающей среды, предоставляющей широкие возможности для включения в воспитательный процесс различных видов деятельности детей: в области музыкального развития (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музицирование), в области музыкального творческого развития (игровое творчество, актерские импровизации, пластическое интонирование, инсценирование песни), в области личностного развития (общение, взаимодействие с воспитателем, музыкальным руководителем, родителями). В этих целях при создании предметно-пространственной среды в каждой группе, обеспечивающей воспитание детей средствами музыкального искусства региона, учитываем:
Содержание такой среды включает в себя:
Музыкальное воспитание дошкольников средствами музыкального искусства региона требует и участия родителей. Это является тожеодной из форм работы с детьми по освоению регионального компонента. Так как отношение родителей к национальной культуре передается ребенку, мы активизируем интерес родителей к содержанию музыкального воспитания в ДОУ, способствуем совместному участию детей и взрослых на тематических вечерах, праздниках, развлечениях. Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребности в музыкальном искусстве, используем возможности каждой формы организации музыкальной деятельности. Таким образом, цель внедрения в дошкольных образовательных учреждениях Регионального компонента в образовательной программе по ФГОС направлен на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.
|