Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Упражнения на развитие певческого дыхания в вокальной студии «Forte»
Занятия по Музыке
Автор: Губарева Яна Нуваховна   
13.12.2021 13:46

Упражнения на развитие певческого дыхания в вокальной студии «Forte»Упражнения на развитие певческого дыхания в вокальной студии «Forte»

Занятия по вокалу- это наиболее массовый вид музыкального воспитания детей. Особенно важным является направленность этих занятий на первоначальном этапе обучения, когда закладывается фундамент музыкального развития ребенка, фундамент, который впоследствии может стать основой дальнейшего совершенствования и развития не только музыкальных, но и в целом творческих способностей.

Накопленный педагогический и практический опыт и знания ведущих специалистов в этой области, личный опыт в том числе, позволяет взглянуть на пение, как на процесс, имеющий лечебно-оздоровительный эффект. Этот вопрос актуален в настоящее время.

Дыхание — важнейший вокальный навык. Он является энергетическим фактором, от которого зависят сила и длительность звука, его тембровые краски. И в первую очередь на своих занятиях мы с детьми должны научится правильно дышать. Ведь дыхание – это основа основ в пении. Учитывая, что у многих детей серьезные проблемы с артикуляцией, с неразвитыми лицевыми мышцами, я включаю тренинги по различным методикам (в комплексе).

 

Существующие типы дыхания в певческой практике, для того, чтобы ясно представлять какой из типов дыхания принесет наибольшую пользу при работе с детьми.

Каждому человеку присущ определённый тип дыхания. В зависимости от того, какие из дыхательных мышц задействованы во время вдоха и выдоха, различают три типа, хотя полностью изолированного типа дыхания в жизни практически не встречается. В любом из них принимает участие, в большей или меньшей степени, вся система дыхания, но с преобладанием какой-либо одной группы мышц. Так, например, -

  1. Ключичное (верхнереберное) дыхание — осуществляется только за счёт поднятия ключиц и плеч вверх при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; при этом в основном вентилируются верхушки лёгких и немного средняя часть.
  2. В грудном дыхании — участвуют мышцы, расширяющие грудную клетку в средней и верхней её частях.
  3. Диафрагмальное (брюшное) дыхание — совершается главным образом при помощи сокращения (опускания) диафрагмы во время вдоха, отчего стенки живота несколько выпячиваются вперёд. Грудная клетка остаётся практически без изменений; при этом в основном вентилируется нижняя часть лёгких и немного средняя.

Но эти типы дыханий используют в своей деятельности профессиональные певцы и артисты. Не будем забывать, что перед нами дети. Поэтому оптимальным типом дыхания, при котором голос ребенка звучит легко и естественно, является смешанное дыхание.

Детские легкие малы по своей емкости, и, отсюда, – естественная ограниченность силы звука детского голоса. На начальном этапе обучения я работаю над смешанным дыханием, так как развивать какой-то определенный тип дыхания – вредно, потому что в этот период дыхание у детей – поверхностное. Но в дальнейшем, к концу второго года обучения мы плавно переходим на освоение более серьёзного типа дыхания диафрагмального.

В упражнениях, развивающих дыхание, я использую комплекс упражнений дыхательной гимнастики Евгения Емельянова. Упражнения, как показала практика, представляют большую ценность. Оказывается, они не только укрепляют здоровье и развивают дыхание, они еще вовлекают в работу большое количество мышц (мелких и крупных), необходимых ребятам для координации движений, для воспитания красоты и пластичности, так нужных в обычных жизненных движениях. С этого момента эти «дыхательно-двигательные» упражнения, как я их назвала стали постоянной составной частью нашего занятия. (Комплекс дыхательной гимнастики Е. Емельянова). Данные упражнения предназначены для детей 5-6 лет.

  1. Упражнение – «вдох аромата цветка». Прошу детей мысленно представить самый нежный и любимый их цветок, его чудный аромат, или аромат душистых ягод. С каким восторгом, трепетом мы наслаждаемся, представляя его в своих фантазиях! Дети закрывают глаза и интуитивно, приподнимая слегка шею и подбородок, с шумом втягивают воздух. Поправляю, говорю, что вдох должен быть спокойным и бес-шум-ным. Показываю, а затем мы учимся выполнять это упражнение. Оно делается стоя. Выпрямили спину, одну руку поставили на пояс и крепко обхватываем нижние ребра. Ладонь другой руки держим на вытянутом расстоянии прямо перед лицом. И, не поднимая плеч, делаем мягкий, бесшумный вдох через нос, задерживаем его на 2-3 секунды, (наслаждаясь «любимым ароматом») затем плавно, равномерно выдыхаем воздух, направляя его на ладошку. Для чего рекомендую при выдохе держать одну ладонь прямо перед собой? Для того, чтобы ребенок мог контролировать количество выдыхаемого воздуха. При этом отмечаю самый главный момент при вдохе – ПЛЕЧИ НЕ ПОДНИМАЕМ! ВДОХ БЕСШУМНЫЙ! Делаем это упражнение несколько раз.
  2. Упражнение – «надуваем шарик». Постепенно усложняем задачу. Те же требования к моменту вдоха, а момент выдоха прошу контролировать временем. То есть своеобразная игра как в детстве; кто дольше продержится, у кого лучше развиты легкие, кто экономнее будет расходовать в момент выдоха воздух, не подменяя при этом дыхания. Прошу быть всех детей предельно честными, и, если у кого-то закончится дыхание – тихо сесть и не мешать другим. Слежу за тем, чтобы плечи детей не поднимались. Вначале делаем выдох на звук «С», затем усложняем упражнение еще и тем, что момент выдоха мы осуществляем на звуке. Звук может быть любым, но только гласным, чтобы его удобно было тянуть. То есть, мы включаемся в процесс пения. Я играю на синтезаторе один звук. Дети тянут его (гласный «А» или «У»), значит поют. Игра- упражнение настолько захватывает детей, что они готовы целое занятие соревноваться друг с другом кто лучше, стараясь изо всех сил. Необходимо контролировать этот процесс, кладу руку на диафрагмальную мышцу и чувствую напряжение или наоборот.
  3. Следующее упражнение на укрепление диафрагмальной мышцы. Резкие короткие выдохи на согласные звуки «Ф», «П», «Т». Вначале произносим эти согласные три раза подряд ( «Ф», «П», «Т», «Ф», «П», «Т», «Ф», «П», «Т»), затем усложняем задачу, произнося каждую согласную по 3 раза. Повторяем 3 раза, держа обе руки на поясе. Следим за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи. Выдох должен быть активным, диафрагма выталкивает звук.
  4. Произношение скороговорки на одном дыхании. Существует множество различных скороговорок. Мы с ребятами используем следующие:
  5. Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак.

Сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап!

2. От топота копыт пыль по полю летит.

3. Вез корабль карамель. Наскочил корабль на мель.

И матросы две недели карамель на мели ели.

Разберем упражнение на примере скороговорки «Ехал грека через реку…».

Делаем бесшумный вдох, следим за тем, чтобы не поднимались плечи. Далее произносим скороговорку. Сначала первую строчку на одном дыхании, затем вторую – на одном дыхании. Далее усложняем задачу, произнося полностью скороговорку на одном дыхании в быстром темпе. Темп может варьироваться. После того как мы произнесли упражнение, переходим к пению этой же скороговорки на одном звуке.

Дыхательная гимнастика — полезное и интересное занятие для детей. При помощи описанных выше упражнений мы помогаем развить вокальный навык «Дыхание» с раннего возраста. Дети с радостью выполняют эти упражнения, соревнуясь друг с другом.

Вывод

Очень важно с самого начала занятий обращать внимание на правильное распределение и постепенное развитие дыхания. Очень важно, что данные упражнения не только развивают вокальные навыки, помогают детям красиво петь, но и укрепляют здоровье ребенка.

Список литературы

  1. Белякова Л.И., Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова «Методика развития речевого дыхания у дошкольников»
  2. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой – М.: Метафора – 2003.
  3. Огороднов Д. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле, — Киев, 1980
  4. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб.: Издательство «Лань», 2000г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год