Конспект интегрированной НОД «Русский народный музыкальный инструмент — балалайка» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Дульнева Т. Е., Хрюкина Г. Я., Счастливцева А. М. | |||
15.07.2021 19:06 | |||
Конспект интегрированной НОД «Русский народный музыкальный инструмент — балалайка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 104 г. Владивосток» группа общеразвивающей направленности, полного дня, старшего возраста (5-6 лет) Авторы:
Приоритетная образовательная область: Художественно-эстетическое развитие (Музыка) Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие. Цель: формирование интереса к истории своей страны через знакомство с русским народным музыкальным инструментом — балалайкой Предполагаемый результат:
У детей усовершенствуется тембровый слух, смогут определять звучание балалайки, дудочки, бубенцов, ложек; закрепят навыки правильного пения и певческого дыхания. У дошкольников будет сформировано умение выразительно согласовывать свои танцевальные движениями с характером русских хороводов и плясок, развита отчетливость и координация движений кистей рук и корпуса. Дети продолжат совершенствовать чувство ритма и навыки исполнительства, закрепят правильные приёмы игры на детских музыкальных инструментах. Сформируется представление о народных инструментах и о народных умельцах (музыкант — ложкари, дударь, балалаечник). У детей усовершенствовать умение свободно и чётко выражать свои мысли, обогатиться словарь. Дети закрепят знания о государственных символах России (герб, гимн, флаг). Сформируются навыки уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа, навыки работы в коллективе. Образовательные технологии: личностно-ориентированные, игровые. Предварительная работа: Дети: знакомство с официальными символами России — гимн, герб, флаг; совершенствование навыков выполнения музыкально-ритмических движений — поскоки, дробный шаг, галоп, танцевальных движений ( «ковырялочка», «пружинка», «полочка»); разучивание песен: «Дудочка» музыка А. Лепина слова Н. Френкель (сб. «Старшая группа», стр. 42); русской народной попевки «Бай, качи-качи, качи» (№ 12 СД 1 старшая группа «Ладушки), ритмической игры «Барашеньки»; знакомство с правилами игры на ложках, бубенцах; р.н. м. «Во саду ли в огороде»; народной игрой «Гори, гори, ясно» р.н. м. обр. Рустамова (сб. «Старшая группа», стр. 123); разучивание стихотворения о маме; чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» и просмотр мультфильма (отрывок «Белка), знакомство с народным костюмом, рассматривание иллюстраций и фотоальбомов; дидактическая игра «Узнай инструмент?»; настольно-печатная игра «Наша Родина». Оборудование для детей: небольшие картинки флагов и гербов РФ и других стран ложки, бубенцы, платочки. Оборудование для педагога: изображение герба, флага, запись гимна РФ, балалайка, сундук, кокошник и костюм русский народный, картуз, сарафан русский детский, рубаха; аудио записи звучания дудочки, ложек, балалайки, оркестра народных инструментов, колонка, ноутбук (компьютер), магнитная доска. Словарная работа: картуз, кокошник, сарафан, рубаха, балалаечник, дударь, ложкарь. Методы и приёмы: беседа, пояснение, уточнение, указания, объяснения, наводящие вопросы; игровая ситуация «А что в сундуке?» Форма организации: путешествие Ход деятельности: Мотивационно-проблемный этап: Дети входят в музыкальный зал. Музыкальный руководитель: - Ребята, я рада вас всех видеть, здравствуйте! (исполнение ритмического рисунка ложками) - Что сейчас вы, ребята, услышали? (предполагаемые ответы детей — звуки, музыкальный инструмент, ложки). Правильно, звучали ложки. А какой ритм они простучали, кто может его повторить? (дети прохлопывают ритм ладошками). - Знаком ли вам этот ритм? (да, это песенка-приветствие, «здравствуйте — доброе утро») Музыкальное приветствие – «Здравствуйте» (приём «Эхо»). - Из какого материала получаются ложки? А какие бывают ложки? (простые и расписные) - Ложки изготавливали из дерева и украшали по желанию резьбой, росписью или просто покрывали лаком. Пока взрослые их расписывали, давали детям поиграть. Они стучали ложку об ложку. Это звучание очень понравилось людям. Так и пошла игра на ложках. (Рассказ педагога, ответы детей). А музыканта — умельца, который мог на ложках хорошо играть, называли в народе – ложкарь. Музыкальный руководитель: - Хотелось бы вам сейчас поиграть на ложках? (да). Тогда можем поиграть вместе! На столе сундучок с ложками, выбирайте себе ложки (воспитатель открывает сундучок, но в нем нет ложек – реакция детей) Проблемная ситуация Музыкальный руководитель: - Что такое? Ложки потерялись? И что делать? (дети: искать) А коробка совсем пустая? (нет). Воспитатель: - Вот что есть в коробке (картинки). Что это такое, ребята вы знаете? (изображение флагов и гербов разных стран) - У всех стран есть особые самые главные символы, какие? (герб, флаг, гимн). У России тоже есть? (да) Предлагаю вам самим во всём разобраться, а для этого девочки и мальчики собирают свои команды (командное задание) Объясните, что вы будете искать? (ответы детей) Дидактическая игра «Найди герб и флаг России» (девочки – выбирают карточку — флаг России; мальчики – герб России) Воспитатель: - Девочки, что у вас в руках? (Флаг России) Мальчики, что вы выбрали? (герб России) а что это? (государственные символы России) Да это символы нашей Родины. А что такое Родина? (ответы детей – мама, дом, улица город, где живёшь и т.п.) Украсим нашими картинками магнитную доску. Деятельностный этап Музыкальный руководитель: - Чтобы любить Родину свою её нужно хорошо знать. У нашей Родины много разных музыкальных голосов — это голоса народных инструментов. - Какие народные инструменты вы уже знаете? (ответы детей) - Их голоса с нами и в радости, и в горести. Они звучат также как и в старые времена. Звучание этого инструмента кому-то будет знакомо, а кому-то – нет. Давайте вслушаемся в лёгкое, звонкое, звучание этого инструмента, который подарит нам русскую народную мелодию «Светит месяц» Восприятие музыки Музыкальный отрывок «Светит месяц» (балалайка) Музыкальный руководитель: - Может кто- то из вас назвать музыкальный инструмент, который играл эту мелодию? (ответы детей, если есть затруднение вариант с загадкой) -Может быть вам загадка поможет: А всего-то три струны Кто такая? Отгадай-ка… Узнают его в момент – Рассказ воспитателя (показ – балалайки) Балалайка – символ музыкального творчества русского народа, самый распространенный народный инструмент на Руси. Это струнный инструмент, изготовленный из дерева. Корпус напоминает юбочку, есть гриф, на котором расположены всего три струны и ушки, которые помогают настраивать инструмент, чтобы он правильно и мелодично звучал. (Дополнительная информация: Балалайку принято считать олицетворением русской культуры. Название «балалайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного. Балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание.) - Как же звали тогда умельца играющего на балалайке? Балалаечник (проговаривание детьми, индивидуально по желанию, закрепить) Музыкальный руководитель: -У тех, кто балалайку слушал, моментально поднималось настроение, появлялись улыбки на лицах и легкость во всем теле. -Давайте ещё раз вслушаемся в струнные переливы балалайки и запомним их звучание. Музыкальный отрывок «Светит месяц» (балалайка) Музыкальный руководитель: - Ребята, а вы хотите заглянуть в историю, в прошлое нашей страны? (показать сундук — реакция детей) - Вот и чудеса! Ребята, как вы думаете, что это такое? (сундук) - Он же не простой сундук, а волшебный. Он поможет нам совершить путешествие в прошлое. Воспитатель: - А для чего вообще сундук нужен был? (для хранения вещей и разных предметов) - Да, в сундуках обычно хранили вещи, которые передавали из поколения в поколение, от бабушке к маме, а мамы своим дочкам и сыночкам. - Это что такое? (показывает головной убор – кокошник, картуз, одежда – рубаха, сарафан) – ответы детей, кто носил мальчики или девочки, закрепление слов. Воспитатель достаёт народный костюм — рассматривание и краткое комментирование с пояснением). Музыкальный руководитель: - Наверно нашим девочкам он великоват, он нужен кому то взрослому. Я даже думаю, что он подойдёт вам (обращается к воспитателю). - Пока вы сами, ребята, можете примерить кокошники и картузы (дети самостоятельно выбирают кокошники и картузы). - Вот и нарядились мы как в старину наши предки и собирались мы в большой горнице — себя показать и на других посмотреть да и повеселить всех вокруг можем песенками-потешками. Русская народная потешка «Бай, качи-качи, качи» Ритмическая игра «Барашеньки» Музыкальный руководитель: Входит под музыку (№ 2 СД 1) воспитатель в костюме с поклоном обращается к детям Воспитатель: - Ребята, вам нравится этот костюм? Такие костюмы носили в старину женщины и девушки. Сейчас такие костюмы есть у артистов, музыкантов и танцоров, которые исполняют русские народные песни и танцы. Мне так захотелось в пляс пуститься и вас позвать. Удержаться не могу хоровод я заведу, Хоровод я заведу, за собою поведу. Музыкально-ритмическое упражнение «Змейка» и повторение знакомого движения – дробный шаг. Воспитатель выводит детей по залу и заводит в общий круг (музыкальный отрывок №6) Воспитатель: - А на Руси в старину танцевать очень любили. Ну-ка смотрите, (показывает танцевальное движение «ковырялочка») как называется такое движение? А вот такое? (показ «полочка») Дети показывают и называют ( «ковырялочка», «полочка», «пружинка») Воспитатель: Кто платочек свой найдёт танцевать быстрей идёт! (дети выбирают для себе платочки в сундуке) Приглашаю скорей — поплясать веселей! Танцевальное упражнение «Ковырялочка» (№23 СД № 1 старшая группа «Ладушки») с платочками Музыкальный руководитель: - Пусть снова музыка играет, что звучит, кто угадает? Фрагменты муз. отрывков (дудочка — запись); ложки (фрагмент) Дети отвечают, после прослушивания каждого отрывка. Музыкальный руководитель: - Да, дудочка. Играл на дудочке музыкант, его называли – дударь. Запомнили, кто повторить может? (ответы детей по желанию) - Русские люди очень любили петь. Современные композиторы тоже сочиняют весёлые песни для детей. Вот, например: исполнение фрагмента мелодии песни «Дудочка» (ответы детей). - Кто хочет подарить эту песню своим друзьям? (варианты исполнения по выбору детей — поют с солистами; мальчики девочки; «цепочкой») Песня «Дудочка» Музыкальный руководитель: - Как хорошо вы спели весёлую песню про дудочку. - А я вам сыграю во такую мелодию (исполняется фрагмент р.н. п. «Во саду ли, в огороде) - Как называется мелодия? (ответы детей) Под эту мелодию к нам гость спешит какой-то? Воспитатель: - В каком литературном произведении А. С. Пушкина происходят чудеса? (Сказка о царе Салтане…) Отрывок из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Ребёнок, в костюме белочки читает фрагмент. Музыкальный руководитель:
А ещё и бубенцы. Выходите поскорей, музыканты-удальцы! Игра на детских музыкальных инструментах (шумовой оркестр): Оркестр с солистом «Во саду ли, в огороде» (ложки, бубенцы) Музыкальная игра: Игра «Гори ясно» Дети встают парами. Выбирают водящего считалкой «Бегал заяц по болоту» или по выбору воспитателя. Игра повторяется, пока все дети не поучаствуют в игре. Рефлексия: Музыкальный руководитель: - Наигрались? Славно и весело получилось. А узнали ли вы что-нибудь интересное? Кто играет на балалайке — …балалаечник. На ложках играет — …ложкарь. На дудочке играет ……- дударь. Воспитатель: - Ребята, звучание какого инструмента тебе больше всего понравилось? (экспресс опрос детей) Почему же эти инструменты называются русскими народными? (ответы). Музыкальный руководитель: Пора возвращаться в наше время и вам в свою группу – вернём в наш сундучок вещи из прошлого — какие? (дети перечисляют и складывают атрибуты в сундук – кокошники и картузы, платочки) Всем друзьям мы на прощанье споём все вместе «До свиданья». Варианты карточек для дидактической игры «Найди герб и флаг России»
|