«Музыкальное воспитание как средство формирования толерантной личности дошкольника» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Зотова Любовь Леонидовна | |||
31.05.2021 09:29 | |||
«Музыкальное воспитание как средство формирования толерантной личности дошкольника» В современных социокультурных условиях задачей музыкального образования является социализация личности, способствующая ее свободному самоопределению и саморазвитию в окружающем музыкальном мире. Процесс музыкального воспитания сегодня также связывают и с социальным развитием ребенка, с овладением им правилами поведения в обществе. Достижение этой цели невозможно без приобщения детей к ценностям музыкальной культуры родного края. Более того, зная культуру своего народа, ребенок начинает относиться уважительно и к другим культурам. Наше дошкольное учреждение посещают дети разных национальностей. Музыка – это международный язык, который является самым выразительным и доступным для детского восприятия. И когда ребёнок попадает в мир музыки, работа строится таким образом, чтобы этот музыкальный мир влиял на него, порождал положительно-нравственные эмоции, побуждая к хорошим поступкам, стремление к познанию и творчеству, уважение к людям разных национальностей и открытость миру. Наиболее доступным средством музыкального воспитания дошкольников является народная игровая культура. На музыкальных занятиях постепенно, уже с младшего возраста, включаются подвижные игры, в которых слышны народные мотивы. Например, музыкальная подвижная игра «Ходим, бегаем». Первая часть музыки – это латвийская народная мелодия, вторая часть – русская народная. В старшем дошкольном возрасте расширяются представления детей об окружающем мире. У каждого ребёнка появляются свои любимые игры, песни и танцы.
Большое внимание на музыкальных занятиях уделяется народному творчеству, фольклору, которые как нельзя лучше способствуют развитию мира душевных переживаний ребёнка, учат понимать красоту национальной музыки. Замечательной традицией в нашем детском саду стало проведение праздников «Рождество Христово» и «Масленица», где дети являются главными участниками. Главное — в празднике принимают участие дети разных национальностей. Праздники и театрализовано-музыкальные развлечения — это неотъемлемая часть воспитания толерантности у дошкольников. Они формируют представления об особенностях культурной жизни народа, позволяют познакомить детей с прежними традициями в новом, современном звучании. В нашем детском саду родители принимают активное участие в праздниках «8 марта», «Выпускной», «Новый год», «День Защитников Отечества», «День Матери», в музыкально — театрализованных представлениях. Традиционным стало проведение семейных фестивалей «Вместе с семьёй», «Пою и танцую вместе с мамой». Семьи готовят музыкальные номера, костюмы, декорации. У детей появляется возможность познакомиться с культурой и традициями людей разных национальностей. Одним из самых почитаемых праздников в нашей стране является День Победы. Мы даём детям старшего дошкольного возраста представление о том, что могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее. Перед детьми пример истинной дружбы и сплоченности, когда в годы Великой Отечественной войны весь многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее свободу. Ежегодно для детей подготовительных групп проводится музыкально-тематический досуг, посвящённый Дню народного единства. Дошкольники осознают, что благодаря единству, мужеству нашего народа, страна стала многонациональной, сплоченной, дружной. В первых числах сентября мы проводим акции ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом для детей старшего дошкольного возраста: «Нет террору!» «Мы за мир!» «Музыка лучше, чем война!» Они направлены на формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения, воспитание толерантности и взаимоуважения. На понимание того, что наш огромный мир многолик, но, если все будут жить в дружбе и согласии, уважать и ценить друг друга, то никогда не произойдёт такого страшного зла. Музыка – это искусство, которое объединяет всех людей на Земле и позволяет каждому человеку лучше почувствовать свои переживания, начать лучше понимать самого себя и окружающих, свое прошлое и настоящее.
|