Мониторинг результативности обучения дополнительной общеразвивающей программы по хоровому пению |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Губарева Яна Нуваховна | |||
04.06.2021 23:53 | |||
Мониторинг результативности обучения дополнительной общеразвивающей программы по хоровому пению Исполнитель: Губарева Яна Нуваховна, педагог дополнительного образования МБОУДО «ЦТ Заводского района» г. Кемерово Пояснительная записка: Понятие «мониторинг» происходит от лат. monitor – напоминающий, надзирающий. Мониторинг в образовательном учреждении можно определить как систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное отслеживание за ее состоянием и прогнозированием развития. Для того чтобы отследить, проанализировать и оценить результативность работы детского объединения, необходимо применять педагогический мониторинг. Это поможет в дальнейшем скорректировать содержание деятельности в соответствии с условиями микросреды, запросами детей. Педагогический мониторинг в детском объединении – это определение эффективности работы данного объединения, соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в деятельности организации. Целью данной работы является представление рекомендаций по мониторингу образовательных результатов учащихся на примере творческого объединения «Гармония». Задачами работы является раскрыть алгоритм изучения эффективности процесса обучения, подбора критериев и показателей для определения результативности процесса обучения учащихся, выбора методик изучения. Система дополнительного образования сильно отличается от системы основного образования. Главное отличие состоит в том, что посещение занятий в объединениях учреждения дополнительного образования для школьников не обязательно. Занятия проходят по расписанию, однако новый воспитанник записывается в объединение зачастую после того, как группа уже начала заниматься по программе дополнительного образования. Выписаться из группы ему тоже ничто не мешает в течение учебного года. Причем причины могут быть различными. Несмотря на все особенности организации, содержания и методики, дополнительное образование подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, содержание, определяемое педагогом в программах дополнительного образования, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка. Вопрос диагностики образовательных результатов воспитанников объединений дополнительного образования актуален, поскольку он является составной частью, компонентом процесса обучения, органически связанным с изучением программного материала, его осмыслением, закреплением и применением, формированием умений и навыков, позволяет выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков воспитанников в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогает наметить пути дальнейшей работы педагога. Анализ процесса воспитания дает возможность конкретизировать план воспитательной работы и осуществлять индивидуальный подход – подбирать такие виды деятельности, которые бы способствовали проявлению и развитию еще недостаточно сформированных качеств. 1. Диагностика образовательных результатов Педагогическая диагностика играет огромную роль в образовательном процессе. В целом она направлена на правильный выбор и выстраивание образовательного маршрута ребенка. При подведении общих итогов диагностики результатов обращаю внимание, прежде всего на степень усвоения образовательной программы (сколько детей усвоило полностью, сколько – частично и так далее). Если объективно оценивать результативность образовательной деятельности, то стопроцентной обученности детей добиться очень сложно, ведь в группе занимаются дети с разными способностями, возможностями, а часто и не одного возраста. И конечно необходимо проанализировать качественный уровень, степень проявления результатов. Анализ таких результатов может стать поводом для пересмотра или коррекции образовательной программы. Качественное образование обеспечивает ребенку свободу выбора, право самоопределения и способ эффективного действия в любых обстоятельствах, в том числе и свободу в выборе профессии, трудоустройстве, непрерывном самообразовании и карьерном росте. Поэтому знание современных и традиционных педагогических технологий, отслеживание результатов деятельности, умение ориентироваться в их спектре – одно из условий нашей успешной работы. Разрабатывая диагностику образовательных результатов воспитанников объединения, я учитываю следующие ее функции:
Реализация перечисленных функций в процессе диагностики возможна при соблюдении требований объективности, открытости и системности.
В зависимости от этапа обучения использую прогностическую, текущую, тематическую и итоговую диагностику.
Текущая диагностика направлена на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения, т.е. это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения. Она также служит средством прогнозирования того, какой материал целесообразно выдавать детям и в каком объеме, показывает уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся.
2. Оценка и самооценка Оценка успехов воспитанника – основная составляющая образовательного процесса. Проверяя уровень теоретической и практической подготовки ребенка, очень важно продумать форму оценки результата: она должна быть понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки. В своей практике я использую «систему баллов», а также градацию уровней «высокий», «средний», «низкий». Без оценки, самооценки, сравнения результатов в образовательном процессе не обойтись. Сравнивая результаты, все участники имеют стимул «поднять планку» — определить свой уровень. Чем чаще складывается ситуация сравнения результатов, тем эффективнее объективная оценка, выработка у участников самоконтроля и самооценки. Уровень знаний, обученность, воспитанность могут и должны быть измерены, чтобы составить представление о качестве работы педагога. Для учреждений дополнительного образования детей является актуальным создание системы контроля и оценки деятельности участников образовательного процесса, которая должна приносить реальную пользу воспитанникам, поскольку важен душевный комфорт ребенка, знающего, что его работа будет оценена объективно, а успех не останется незамеченным. Образовательный процесс в творческом объединении «Гармония» осуществляется по дополнительной общеразвивающей программе по хоровому пению, рассчитанная на учащихся 7 — 18 лет. Целью программы является приобщение ребенка к искусству хорового пения, развитие мотивации к творчеству, формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами хорового искусства. Диагностике подлежат: теоретическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки, сфера творческой активности и деятельности воспитанников, эмоционально-волевая сфера [9]. О диагностике сферы творческой активности стоит сказать особо. Сложность ее заключается в том, что креативные качества с трудом поддаются количественному учету, но сегодня существуют очень внятные подходы и приемы диагностики творчества. Все результаты диагностики фиксирую в индивидуальной карте развития воспитанника (приложение 1), которая позволяет ввести поэтапную систему контроля за обучением детей и отслеживать динамику образовательных результатов ребенка по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания – сравнение ребенка не только с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем – важнейший отличительный принцип дополнительного образования, стимулирующий и развивающий мотивацию обучения каждого ребенка. Регулярное отслеживание результатов становится основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку необходимо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка – это поддерживает его стремление к новым успехам. Суммарный итог, определяемый путем подсчета баллов, дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного учащегося и отследить реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения. Широко использую в педагогической деятельности самооценку учащихся, что очень ценно. Они анализируют свою работу, ищут ошибки. Учащимся предлагается самим вести учет своих учебных достижений. Для этого им рекомендуется завести специальную тетрадь (дневник) и постепенно ее заполнять. Так же учащиеся составляют портфолио. Необходимо приучить детей к рассуждениям о качестве своей работы: это имеет большое значение для формирования самооценки детей. Самооценивание позволяет детям поэтапно фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства. Таблица 1. Схема самооценки Тема, раздел Что мною усвоено Мои успехи и достижения в различных мероприятиях Над чем мне надо работать? Главное, чтобы у воспитанников формировалась адекватная самооценка собственных достижений: уверенность в себе и самокритичность, чтобы ребенок стремился к еще более высоким результатам. Также стараюсь развивать в воспитанниках умение оценить работу своего товарища. Например, мы часто устраиваем прослушивания музыкальных композиций и упражнений. Для этого дети делятся на группы (по 3-4 человека). Одна группа исполняет музыкальное произведение (песню), другая внимательно слушает и анализирует, выявляет ошибки, ставят друг другу оценки. Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу необходимо продумать систему работы с родителями. В нашем объединении родители приглашаются на открытые занятия, на итоговые концерты, родительские собрания. Формы демонстрации результатов по образовательной программе разнообразны. Это и самостоятельные творческие работы, выполненные на итоговых занятиях по темам образовательной программы, творческие выступления, конкурсы мастерства, фестивали, открытые занятия. Это далеко не исчерпывающий список: можно использовать любую форму работы, позволяющую выявить соответствие программным требованиям реального уровня подготовки детей. Главные требования при выборе формы – она должна быть понятна детям; отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства неуверенности, не формировать у ребенка позицию неудачника, неспособного достичь определенного успеха. Все перечисленные формы, технологии становятся инструментом мониторинга образовательных результатов в том случае, когда педагог применяет их многократно, ведет запись и анализ результатов. Данные на воспитанников заносятся мною в «Индивидуальную карту развития воспитанника» (приложение 1). Полученная информация помогает не только оценить степень удовлетворенности ожиданий ребенка, динамику его личностного развития, уровень взаимоотношений в коллективе, но и становится основным источником знаний для корректировки собственной педагогической деятельности. Конкретный выбор средства диагностики зависит, от целей и направленности курса, а также от его содержания и уровня подготовленности и интеллектуального развития обучающихся. Заключение Сочетание традиционных видов контроля знаний и умений учащихся с новыми видами контроля, основанными на применении информационных технологий, способствует оперативному и эффективному управлению процессом обучения, выявлению тенденции на повышение или понижение уровня усвоения знаний, принятию оперативных мер по повышению качества подготовки воспитанников, повышению их мотивации к овладению области изучения. Методы диагностики представленные в данное работе могут быть полезны педагогам дополнительного образования в дальнейшей профессиональной деятельности так как правильная организация системы контроля ЗУН воспитанников на каждом уровне обучения в отдельности и за все время обучения в целом приводит к повышению качества образования. Список литературы:
|