Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы по взаимодействию педагогов детского сада с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Занятия по Музыке
Автор: Фомичева Татьяна Петровна Лимаренко Оксана Павловна   
11.05.2021 18:11

Опыт работы по взаимодействию педагогов детского сада с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возрастаОпыт работы по взаимодействию педагогов детского сада с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста

  • Музыкальный руководитель: Фомичева Татьяна Петровна
  • Воспитатель: Лимаренко Оксана Павловна

МБДОУ «Детский сад №5 «Лучик», г. Прокопьевск

Положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь только при согласованных действиях педагогов и семьи и только при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012г., одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Также, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте", однако, в условиях, когда большинство родителей думают лишь о финансовой стороне жизни, они совершенно не обращают внимание на воспитание своего ребенка, поэтому очень важно педагогу помочь родителям в вопросах воспитания дошкольника. Родители воздействуют на ребенка каждый день, поэтому у них больше возможностей для формирования личностных качеств ребенка.

Существует множество форм взаимодействия с родителями, которые можно разлепить на традиционные и нетрадиционные. К традиционным мы можем отнести: коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, телевизионный мост), индивидуальные (педагогические беседы с родителями), наглядно-информационные (записи интервью с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, фотографии, выставки детских работ, стенды, папки-передвижки, музеи) и пр.

 

Однако, особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей, пользуются нетрадиционные формы общения. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ и игр, направленных на установление неформальных контактов с родителями, привлечения их внимания к жизни ребенка в детском саду. Благодаря использованию нетрадиционных форм работы с родителями, им удается лучше узнать своего ребенка, поскольку они могут видеть его в другой, новой для себя обстановке. Среди нетрадиционных форм взаимодействия взаимодействия с родителями, используемых в нашем детском саду, можно отметить: проведение телемоста с родителями по ПДД, флеш-мобов, «Именин групп», «Бабушкиных посиделок», «Недели театра» и др. Остановимся на этих мероприятиях поподробнее.

В нашем Детском саду стало доброй традицией в начале учебного года проводить праздник «Именины группы». В нем принимают активное участие, как дети, так и родители. В празднике дети и родители могут выступать как равноценные партнеры, а могут соревноваться командами. В ходе праздника часто ведущий загадывает родителям различные загадки, но если они сомневаются в ответе, дети с удовольствием помогают им. В хороводах и танцах дети не просто танцуют для родителей, а привлекают их к участию, показывают им движения и оценивают правильность их выполнения. Одной из новых форм работы, используемой в празднике «Именины группы» стала игра с родителями «Угадай и станцуй танец», например, педагог загадывает родителям загадку:

Новогодний бал в разгаре,
Я кружусь по залу в паре,
Этот танец нас пленил,
Его Штраус сочинил. (Вальс)

Загадка отгадана, но теперь родителям предстоит станцевать вальс как можно более красиво и эмоционально. Если родители затрудняются в выполнении движений какого-либо танца, музыкальный руководитель, помогает им, показывает нужные движения и танцует вместе с ними.

Кроме того, родители обучающихся привлекались в «Именины групп» в качестве артистов, почтальона Печкина и Бармалея. Сначала родители не верили в свои силы, боялись, что не справятся. Но педагоги, тактично, в беседе с ними смогли убедить их, что если дети справляются с различными ролями, значит и родители способны на это. Итогом проведенной с родителями работы стал очень интересный и захватывающий праздник. Дети слушали Печкина и Бармалея с большим интересом, испытывали огромную гордость и радость за своих родителей.

Часто в праздниках используются игры-атракционы, музыкальные игры, общие танцы – «Бай-Качи», «Каравай», «4 шага», «Учитель танца», «1, 2, 3, на носочки», «Дружба» и другие. Родители никогда не отказываются потанцевать со своим ребенком.

Еще одной доброй традицией стало проведение «Недели театра» в Детском саду, в которой участвуют воспитанники всех 12 групп. Все спектакли, представленные на «Неделе театра» разнообразны, подобраны педагогами в соответствии с возрастом детей: «Колобок», «Репка на новый лад», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Муха-Цокотуха» и др. Начинается «Неделя театра» показом спектакля, который подготовили педагоги Детского сада. В 2021 году это был спектакль по мотивам сказки В.Г. Сутеева «Мешок яблок», который получился зрелищным, ярким, драматичным. Дети сопереживали несчастному зайцу, у которого забрали все яблоки, и которого чуть не съел волк.

Интересной находкой явилось создание в детском саду «Семейного театра», т.е. театра, в котором роли исполняют родители со своими детьми. При исполнении такого спектакля дети могут помочь родителям, а родители детям, если те или другие забудут текст. Получается, что взрослые и дети выступают в таких мероприятиях как равноправные партнеры. В спектакле ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образы поведения. Кроме того у педагогов появляется возможность узнать особенности характера, темперамента, а также мечты и желания ребенка. При подготовке к спектаклям «Семейного театра» создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми. Огромную помощь оказывают родители при подготовке к спектаклям: шьют костюмы, изготавливают атрибуты, учат с детьми слова роли, принимают участие в изготовлении декораций.

Большим успехом у старшего поколения пользуются «Бабушкины посиделки». Это чудесный праздник, на котором каждая бабушка в мини-интервью с большой теплотой и лаской может рассказать о своих любимых внуках. Одной из интересных традиционных игр этого праздника является «Узнай, чья бабушка»: по голосовому «интервью» ребенка бабушки должны узнать, чей внук или внучка говорит, о какой бабушке. Еще одна интересная находка в этом празднике – игра «Бабушкина мода», в которой бабушки наряжают своих юных модниц-внучек, а мальчики, как истинные джентльмены помогают «моделям» пройти по «подиуму». Кроме того, на празднике дети танцуют, поют, рассказывают стихи о бабушках, а они в свою очередь вспоминают колыбельные, которыми усыпляли любимых внуков. После торжественного вручения подарков, дети возвращаются в группу, а бабушки остаются в музыкальном зале на чаепитие. В непринужденной обстановке, за круглым столом они могут поделиться своими впечатлениями о празднике, рецептами любимых блюд, секретами воспитания внуков, и, конечно же, угоститься чаем и выпечкой, которую для них с любовью приготовили повара детского сада.

Кроме того следует отметить, что одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является изучение культуры и быта коренных народов, населяющих Кузбасс: русских, татар, калмаков, шорцев, телеутов. Благодаря объединенным усилиям педагогов и специалистов, в возрастных группах были созданы малые музейные залы, по ознакомлению детей и родителей с культурным наследием самых многочисленных национальностей, проживающих на территории Кемеровской области: с русскими, шорцами, татарами, калмаками и телеутами. В холле третьего этажа ДОУ был организован общий музейный зал, где посетители могут ознакомиться с русскими куклами оберегами, предметами быта русской национальности (самовар, посуда, национальный костюм), альбомы с пословицами и поговорками. В зале также находятся предметы обихода и национальная одежда шорцев, телеутов, калмаков и татар. В музее имеется телевизор с подбором дисков с видеоматериалами, где посетители могут посмотреть на слайдах и познакомиться с растительным и животным миром Кузбасса, полезными ископаемыми Кемеровской области; совершить виртуальные экскурсии в Томскую писаницу, в музей «Под открытым небом», телеуцкой национальности, который находится в городе Белово. В рамках работы по данному направлению были проведены осенние праздники с элементами татарской и шорской культур. Дети и родители пели татарские песни, играли в национальные игры, показали инсценировку шорской национальной сказки «Журавль и охотник», на праздник был приглашен ансамблю татарской песни «Лэйсэн». Праздники получились очень веселыми и интересными, а главное, познавательными, детям они запомнились как яркое, необычное событие. Воспитанники часто интересуются, будем ли мы еще исполнять татарские и шорские танцы.

В заключении хочется сказать о том, что мы убеждены – чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получает ребенок, тем больше вероятность того, что его жизнь будет наполнена яркими впечатлениями, любовью и доверием к окружающему его миру, а первый социальный опыт будет успешным. Таким образом, в эмоционально насыщенной атмосфере семейных отношений, аналогов которой нет в социуме, заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта ребенка.

Список литературы

  • С.И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет). М.2005г.
  • М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» М.: ТЦ "Сфера", 2001.
  • О.П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
  • Н.А. Сорокина, Л.М. Миланович «Куклы и дети», 2012г.,
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год