Музыкально — образовательный проект «По страницам творчества П. И. Чайковского»
Автор-разработчик проекта: Музыкальный руководитель 1квалификационной категории МБДОУ «Михайловский детский сад №1» Ельникова О.Г. 2021 г.
Проект ориентирован на совместную деятельность участников образовательного процесса: педагоги, дети старшей группы, родители.
По форме – познавательно-творческий
По типу – социальный
По виду – музыкальный
По длительности – краткосрочный (январь-февраль 2021 г.)
Участники проекта: дети старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатель старшей группы, родители.
Скачать конспект
Актуальность проблемы:
Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, в приобщении их к общечеловеческим ценностям.
Классическая музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует их нравственному и интеллектуальному развитию.
В старшей группе по программе на музыкальных занятиях мы с ребятами слушаем несколько произведений из «Детского альбома» П. И. Чайковского. А дети из этой группы очень музыкальные и эмоционально откликаются на классическую музыку. Они заинтересовались, а какие еще пьесы есть в этом альбоме.
Слушая шедевры классической музыки, ребенок учится определять ее настроение, эмоциональную окраску, развивает свою музыкальную и общую культуру. Через классическую музыку, можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.
Цель: Развитие у детей музыкальных и творческих способностей, умения передавать настроение музыки в движении, в цвете, в сюжетном рисовании.
Задачи:
Развивающие
- Развивать умение слушать, анализировать, понимать содержание музыкальных произведений.
- Развивать танцевальное творчество, музыкально-ритмические навыки выразительность движений, игру на детских музыкальных инструментах.
- Развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявление красоты в произведениях искусства и собственных творческих работах.
- Формировать позитивное, радостное общение с музыкой.
Образовательные
- Познакомить детей с жизнью и творчеством композитора П.И. Чайковского, с созданием «Детского альбома», с произведениями, вошедшими в альбом.
- Закреплять первоначальные сведения о жанрах музыкального произведения.
- Создать благоприятную эмоциональную атмосферу.
Воспитательные
- Прививать любовь к творчеству композиторов и художников.
- Воспитывать культуру слушания, общения.
- Воспитывать взаимопонимание, доброту, отзывчивость.
Ожидаемый результат:
Участники проекта
|
Результаты проекта
|
Дети
|
- Глубокое и содержательное высказывание детей об эмоциональном и образном содержании музыки, активный словарь пополнится новыми словами.
- У детей разовьется воображение, фантазия, умение передавать настроение музыки в цвете, в сюжетном рисовании.
- Самостоятельно определяет замысел будущей работы, уверенно использует освоенные техники, создает образы, верно подбирает для их создания средства выразительности.
- Впечатления классической музыки в рисунках детей оставят яркий след в эмоциональной памяти детей, будут способствовать формированию начал музыкальной и общественной культуры.
- Проявление произвольного внимания, умение сосредотачивать, улавливать детали исполнения при слушании классической музыки.
|
Педагоги
|
- Возможность использования разработанного проекта как новой формы образовательной деятельности с детьми.
- Повышение профессиональной педагогической компетентности.
- Сближение и партнерство с родителями.
|
Родители
|
- Повышение чувства социальной и личностной ответственности родителей за полноценное развитие и воспитание своих детей.
- Возможность сотрудничества.
- Оптимальный стиль взаимоотношений между взрослыми и детьми.
|
ДОУ
|
- Обеспечение благоприятного эмоционального самочувствия детей в ДОУ.
- Расширение возможностей для совместного детско-родительского творчества.
- Рост педагогической компетентности родителей и педагогов, участвующих в проекте.
|
План реализации проекта:
1 Этап — подготовительный
- Определение целей, задач проекта.
- Подбор и изучение методической литературы и информационных источников в сети Интернет.
- Подбор музыкальных произведений, иллюстраций, фотографий для презентаций, видео.
- Составление конспекта музыкальной гостиной для детей и родителей старшей группы по произведениям «Детского альбома» П.И. Чайковского.
- Создание презентаций по творчеству П.И. Чайковского, по «Детскому альбому», «Музыкальные загадки».
2 Этап — основной
Мероприятия этого этапа осуществляются во время непосредственной и дополнительной образовательной деятельности: НОД, на встречах в «Музыкальной гостиной», в свободной и совместной деятельности с воспитателем.
3 этап — заключительный
Анализ проведенной работы, соотнесение результатов с поставленными целями, систематизация материалов, составление паспорта проекта.
Продукт проектной деятельности:
- Выставка детских творческих работ «Пьесы в картинках».
- Итоговое мероприятие с родителями — открытый показ «Музыкальная гостиная «Ожившие картинки» в рамках дня открытых дверей.
- Альбом детских рисунков по произведениям П.И. Чайковского «Пьесы в картинках».
План реализации проекта
Срок
|
Мероприятия
|
Форма проведения
|
Ответственные
|
|
Апрель
|
- «Жизнь и творчество композитора П.И. Чайковского»
|
Беседа и презентация «Великий русский композитор П.И.Чайковский». (Приложение 1)
|
Музыкальный руководитель
|
|
- «В мире музыкальных звуков»
|
Исследовательская деятельность по
определению и сравнению музыкальных звуков.
|
Музыкальный руководитель
|
|
- «Сказка «Детского альбома»
П.И. Чайковского»
|
- Просмотр мультфильма по пьесам «Детский альбом» - Союзмультфильм, 1976г. Режиссер - Инесса Ковалевская;
- Слушание музыкальных произведений.
- Беседы о характере музыкальных пьес. (Приложение 2)
- Просмотр видеозаписей выступлений учеников Судской школы искусств:
-Зобнина П. «Сладкие грезы» (фортепиано);
-Иванова А. «Игра в лошадки» (фортепиано);
- Судаков И. «Шарманщик поет» (саксофон).
|
Музыкальный руководитель
|
|
- «Творческая страна музыки Чайковского»
|
- Разучивание с детьми движений танца «Вальс», «Полька».
- Игра на детских музыкальных инструментах:
-шумовые инструменты
(пьеса «Русская песня»).
-колокольчики, треугольники (пьеса «Болезнь куклы»).
- Танцевальная импровизация марша солдатиков, импровизация с новой куклой, игра в лошадки (прямой галоп).
- Этюд «Баба Яга».
|
Музыкальный руководитель
|
|
- «Слушай, слушай, различай»
|
- Музыкально-дидактическая игра "Угадай мелодию" из "Детского альбома".
|
Музыкальный руководитель
|
|
Апрель
|
- «Поговорим о пьесах»
|
Беседы с детьми после восприятия детьми музыки (о быте, о детских играх того времени, о русских народных традициях, о перелётных птицах, о маме, в каких сказках встречаются солдатики, и какими они ещё бывают, вспомнить самые известные сказки с персонажем Бабы Яги…)
|
Музыкальный руководитель
|
|
2. «Детский альбом» в картинках и стихах»
|
- Рассматривание и показ репродукций картин художников 18-20 веков, иллюстраций Веры Павловой из «Детского альбома».
- Чтение стихов Виктора Лунина, распределение по желанию детей для заучивания дома.
|
Музыкальный руководитель
|
|
- «Я рисую музыку»
|
- Обсуждение с детьми замысла рисунка.
- Свободное рисование красками, карандашами, фломастерами по теме проекта.
|
Музыкальный руководитель
|
|
Май
|
Итоговые мероприятия по теме проекта.
|
Выставка детских рисунков «Пьесы в картинках» в музыкальном зале по произведениям "Детского альбома" П.И.Чайковского.
|
Музыкальный руководитель
|
|
Итоговое мероприятие с родителями - открытый показ «Музыкальная гостиная «Ожившие картинки» в рамках дня открытых дверей.
|
Музыкальный руководитель
|
Альбом детских рисунков по произведениям П.И. Чайковского «Пьесы в картинках».
|
Музыкальный руководитель
|
|
Литература:
- «Детский альбом» ГФ «Полиграресурсы» Москва, 1994
- «Шедевры мировой классической музыки» ООО «Мир книги», 2003
- Н. Калинина «П. И. Чайковский» Москва «Детская литература», 1988
- С.А. Айзенштадт «Детский альбом» П.И. Чайковского – М.: ИД «Классика-21», 2006.
- Интернет-ресурсы.
Приложение 1
Конспект занятия по музыкальному воспитанию
в подготовительной группе детсада
"Детям о П. И. Чайковском"
Программное содержание. Познакомить детей с биографией П. И. Чайковского. Дать представление о Чайковском как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу и русского человека.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель: Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, родился в 1840 г. в небольшом городке Воткинске на Урале. В семье воспитывалось много детей, и Петя был младшим. Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, так как был неистощим на выдумки, забавные истории и веселые игры. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку, и она заставляла его то радоваться, то плакать. Мелодии, звучавшие в нем, порой мешали ему, и он не знал, куда от них деться.
Описывается такой случай. В доме был организован праздник, звучала музыка, все танцевали. К концу вечера Петя ушел к себе в комнату раньше всех. Когда в нее вошла няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!». Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Петр Ильич окончил в 1866 году Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции.
Петр Ильич Чайковский написал четырнадцать опер, три балета и многочисленные симфонические произведения. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений дли детей и юношества. Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором, но и дирижером оркестра, а также преподавал в Московской консерватории. За большой вклад композитора в развитие русского музыкального искусства Московской государственной консерватории присвоено его имя. Перед зданием консерватории поставлен памятник великому русскому композитору. Он изображен сидящим, а его рука застыла в воздухе с дирижерской палочкой. Вокруг памятника посажены русские березки, потому что в одном из произведений он использовал русскую народную песню «Во поле березонька стояла».
В Москве есть концертный зал, названный его именем. Один раз в четыре года в Москве проводится Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского. Все музыканты мира стремятся принять в нем участие. Россия гордится творчеством этого великого композитора. А сейчас мы послушаем его музыку (можно прослушать любое произведение из цикла «Времена года»).
|