Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Музыкально — ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников.
Занятия по Музыке
Автор: Фролова Наталья Евгеньевна   
02.04.2021 11:48

Музыкально — ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников.Музыкально — ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников.

Фролова Наталья Евгеньевна, музыкальный руководитель 1 квалификационной категории МБДОУ детский сад №20 г. Арзамас, Нижегородской области

Педагогическая наука, рассматривая личность как главную ценность общества, отводит ей роль активного, творческого субъекта познания, общения и деятельности. Благодаря общению происходит развитие познавательной сферы человека, формируется его внутренний мир, с позиции которого он воспринимает окружающую среду.

Дошкольное детство представляет наиболее важный период в становлении личности ребёнка, в том числе и его коммуникативной сферы. И если к этому времени созданы благоприятные педагогические условия, то уже к шести годам ребёнок может свободно общаться с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в обществе.

 

Многие нормативно – правовые документы, определяющие образовательную деятельность, затрагивают понятия коммуникация и социализация личности. В основную общеобразовательную программу ФГОС ДО включена такая образовательная область как социально — коммуникативное развитие.

Однако сегодня психологи и педагоги приходят к выводу, что многие дети испытывают трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками.

Обусловлено это тем, что ускорение темпов жизни, всеобщая компьютеризация, технический прогресс привели к тому, что непосредственное общение между людьми постепенно заменяется опосредованным. Кроме того, общество многонационально, а значит, и культура многонациональна. Это естественным образом отражается и на системе дошкольного образования. В одной группе ДОО могут находиться дети, говорящие на разных языках, из семей с разными культурными традициями, что вызывает определённые сложности в межличностном общении.

В качестве уникального источника развития сферы общения дошкольников можно рассматривать музыкальное искусство, которое характеризуется своей доступностью и силой эмоционального воздействия. Доступность в том, что именно в музыкальной деятельности ребёнок способен рано себя реализовывать. Ему не нужно для этого иметь набор сверхсложных умений и навыков. А сила эмоционального воздействия заключается в том, что музыка – единственное искусство, которое человек начинает воспринимать ещё до своего рождения. Музыка – это язык, который понятен людям разных возрастов и любых национальностей.

Согласно концепции деятельности, выдвинутой А. А. Леонтьевым, общение – это «коммуникативная деятельность», т.е. система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено на решение определённой задачи. Следовательно, общение включается в практическую деятельность людей: совместный труд, познание, игру, музыкальную деятельность. Общение является самостоятельным видом человеческой деятельности, а кроме того, может сопровождать другие виды деятельности. Таким образом, музыкальная деятельность может являться и условием, и одновременно составной частью коммуникативной деятельности.

Важное исследование о влиянии музыкальной деятельности на развитие общения дошкольников принадлежит израильским ученым. Они подчёркивают, что и музыкальная, и коммуникативная деятельности состоят из одних и тех же элементов, а ключевым и в музыкальной деятельности, и в общении является умение слушать и слышать. Исследователи выделили пять элементов, которые проявляются и в музыкальной, и в коммуникативной деятельностях.

  • Самосознание и выражение эмоций (в музыке или в общении). Данная категория заключается в самопознании, определении своего места в группе, становлении позитивного самоощущения и самооценки. Если в коммуникативной деятельности этот результат достигается при помощи специальных техник релаксации, то в музыкальной можно использовать специальные вокальные и дыхательные упражнения, направленные на расслабление и адаптацию дыхания к ритму музыки.
  • Слушание. В музыкальной деятельности эта категория реализуется, когда ребёнок, внимательно слушая музыку, может определить её структуру (части, повторы), стиль музыкального произведения, свойства звучания (громко, тихо, быстро или медленно и т.д.), а также выражать свойства музыки в движении, танцах, пантомиме, в рисунках и графических изображениях. В коммуникативной деятельности это реализуется при слушании другого человека (внимательность, интерес, сопереживание, отклик, рефлексия).
  • Подражание, повторение (музыкальных фраз, стихов, текстов).

В музыкальной деятельности такой вид активности реализуется при повторении мелодических и ритмических рисунков при пении и игре на музыкальных инструментах, при повторении танцевальных движений под музыку, а в межличностном общении – при точном повторении стихов, текстов и действий партнёра по общению.

  • Диалог (музыкальный или вербальный). В музыкальной деятельности взаимодействие партнёров проявляется в игре на музыкальных инструментах, пении или танцах (игры «Вопрос – ответ», «Дополнить музыкальную фразу партнёра!»). В общении данная категория проявляется в умении выслушивать точку зрения другого человека и выражать своё отношение к ней.
  • Сотрудничество (в музыкальном творчестве или игре). Проявляется в спонтанной музыкальной деятельности совместно с другими детьми (танцы под музыку, совместное пение или игра на музыкальных инструментах). Сотрудничество в общении происходит в совместной игровой деятельности, рисовании, конструировании.

В ходе исследования обнаружилось, что дети, которые получали свободный доступ к музыкальным инструментам, магнитофону и музыкальным записям, активно включаясь в различные виды музыкальной деятельности, показали лучшие результаты в развитии межличностного общения, чем дети, не имевшие таких возможностей.

Общение со сверстниками происходит в различных видах музыкальной деятельности. Однако только в музыкально — ритмической деятельности реализуется потребность в двигательной активности. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, так как именно на этот возраст, по мнению большинства физиологов, приходится пик двигательной активности ребёнка.

Ещё древние использовали союз мелодии, стихов и танцев. Немецкий музыкант и педагог К. Орф был убеждён, что музыка для детей неразрывно связана с речью и движением. Отечественные педагог и музыканты отмечали положительное влияние музыкально – ритмической деятельности на развитие общения ребёнка. Так, А.И. Буренина утверждает, что такая деятельность способствует развитию разных сторон общения: динамической, эмпатии, позитивного самоощущения. О.Б. Бубнова приходит к выводу, что музыкально – ритмическая деятельность помогает наиболее эффективному развитию именно невербальной коммуникации детей.

Говоря о полноценном развитии личности, подразумевается интеллектуальное, духовное и физическое развитие. Система музыкально – ритмического воспитания, основанная на принципе единства музыки, речи и движения, позволяет это осуществить. Музыка отвечает за эмоциональную составляющую и способствует духовному развитию, речь является носителем смыслов, движение – необходимое условие для физического развития.

Направления работы по развитию общения на занятиях можно условно объединить в три группы.

«Я сам».

Направление связано с формированием стремления к общению, что невозможно без позитивного самоощущения и уверенности в себе. В процессе музыкально – ритмической деятельности ребёнок получает заряд положительных эмоций, повышаются его самооценка и мотивация к общению; он ощущает себя успешным в детском коллективе.

«Я и другой человек».

Развитие умения выстраивать конструктивный диалог в общении, основанный на уважении к собеседнику, к его интересам, мнению, убеждениям. Такой диалог, с одной стороны, основывается на эмпатии, умении поставить себя на место другого человека, понять и почувствовать его настроение и эмоции, а с другой — на умении адекватно распознавать и интерпретировать эти эмоции.

Перевоплощаясь в ходе сюжетно –ролевых танцев или этюдов-драматизаций в сказочных героев, животных, ребёнок учится ставить себя на место персонажа, чувствовать его характерные особенности. Немаловажным для общения является развитие умения слушать и слышать.

Слушание музыки предваряет разучивание танца, пляски, хоровода. Без умения слушать музыку, правильно понимать и интерпретировать её характер, темп, ритм, невозможна музыкально-ритмическая деятельность.

Развивая умение воспринимать музыкальное произведение, мы формируем у детей умение полнее и точнее воспринимать информацию, передаваемую партнёром по общению.

«Я и другие».

Формирование умения осуществлять деятельность в группе в тесном сотрудничестве. Развитие этого направления реализуется в совместной танцевально-творческой деятельности и музыкальных играх. Укрепляя сотрудничество, повышается качество общения, формируется навык успешного взаимодействия и работы в группе.

Для развития коммуникативной деятельности в процессе музыкально-ритмического воспитания можно выделить ряд необходимых педагогических условий, которые целесообразно объединить в две группы – общепедагогические, необходимые для развития общения и межличностного взаимодействия во всех видах деятельности, и музыкально – педагогические, обусловленные спецификой музыкального искусства.

К общепедагогическим условиям относятся:

  1. Условия, ориентированные на психофизиологические, личностные, возрастные особенности ребёнка.
  2. Социальное и семейное окружение.

Для дошкольника семейное окружение является особенно значимым условием коммуникативного развития, так как первый опыт общения и взаимодействия с другими людьми ребёнок получает именно в семье.

3. Следующая группа общепедагогических условий связана с целенаправленной педагогической деятельностью по развитию общения.

  • Деятельностный подход: общение между педагогом и ребёнком, между ребёнком и другими детьми осуществляется в совместной игровой, творческой, познавательной деятельности.
  • Организация педагогического взаимодействия как субъект-субъектных отношений педагога и ребёнка.
  • Организация безопасного пространства коммуникации: доверительные отношения, позитивные ожидания, создание ситуации успеха, доброжелательность педагога, ослабление регламентированного поведения ребёнка.

Сфера человеческой коммуникации сложна и разнообразна, включает в себя не только вербальную передачу и получение информации, но и понимание невербального языка, выражаемого в мимике и жестах. Немаловажно и взаимодействие партнёров по общению в какой-либо деятельности. Опираясь на принцип единства музыки, речи и движения, существует возможность развивать как вербальное, так и невербальное общение детей в доступных и интересных формах.

Исходя из этого, к чисто музыкальным условиям можно отнести:

  1. Подбор музыкального материала занятий по принципу единства музыки, речи и движения. Богатый опыт народной педагогики, накопленный веками, содержит в себе немало игр, хороводов, танцев, в которых сочетается пение и движение под музыку. Для развития сферы общения необходимо опираться именно на такие образцы музыкального искусства.
  2. Постоянное обогащение слушательского опыта ребёнка. Слушание музыки предваряет различные виды музыкально – исполнительской и творческой деятельности, в которых происходит общение между детьми. Обладая высокой степенью эмоциональности, способностью передавать различные оттенки чувств и настроений, музыкальное искусство обогащает эмоции ребёнка. Развивая умение воспринимать музыкальное произведение, углубляя это восприятие с помощью пластической проработки музыкального материала, у детей формируется умение полнее и точнее воспринимать информацию, передаваемую партнёром в общении.
  3. Развитие элементарных танцевальных навыков. Навык – это действие, доведённое до автоматизма. Посредством таких навыков ребёнок способен осуществлять различные виды музыкальной деятельности, общаясь с другими людьми. Развивая музыкально – ритмические навыки, мы расширяем возможности общения детей в совместной танцевально – исполнительской деятельности, формируем культуру общения. Кроме того, дошкольники осваивают навыки как вербальной, так и невербальной коммуникации, учатся выражать эмоции и настроения с помощью жестов и мимики, распознавать эмоциональные состояния партнёров по общению.
  4. Творческая направленность музыкальных занятий. Постоянное включение в музыкальную деятельность импровизационно – игровых моментов и системы творческих заданий. Это позволяет создать на музыкальных занятиях атмосферу доверия и ситуацию успеха, что, в свою очередь, помогает ребёнку раскрепоститься, осознать свою индивидуальность, значимость в детском коллективе, получать положительные эмоции. Творчество предполагает отказ от авторитарности, регламентации, принуждения и тотального контроля над детской деятельностью. Творчество исходит от детей, принося радость им и окружающим. ТАКИМ ОБРАЗОМ, творческие и импровизационно-игровые задания на музыкальных занятиях способствуют повышению качества общения в детском коллективе.

Итак, музыкально – ритмическая деятельность является наиболее естественной и доступной для развития общения ребёнка, так как обладает высокой экспрессивностью и эмоциональностью и не требует от него специальной и сложной подготовки. Кроме того, сочетание различных видов музыкально-ритмической деятельности и соблюдение ряда педагогических условий способствует развитию разных сторон общения, позволяет эффективно развивать как вербальную коммуникацию, так и невербальное общение в интересных и доступных формах.

Источники.

  1. Бубнова О.Б. Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения младших школьников: Дисс. …канд. пед. наук. Екатеринбург, ГОУ ВПО УГПУ, 2009.
  2. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб: Музыкальная палитра, 2004.
  3. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Академия, 2005.
  4. Тютюнникова Т. Что такое «Шульверк» К. Орфа? //Дошкольное воспитание. 1998. №4.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год