Музыкально — ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников. |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Фролова Наталья Евгеньевна | |||
02.04.2021 11:48 | |||
Музыкально — ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников. Фролова Наталья Евгеньевна, музыкальный руководитель 1 квалификационной категории МБДОУ детский сад №20 г. Арзамас, Нижегородской области Педагогическая наука, рассматривая личность как главную ценность общества, отводит ей роль активного, творческого субъекта познания, общения и деятельности. Благодаря общению происходит развитие познавательной сферы человека, формируется его внутренний мир, с позиции которого он воспринимает окружающую среду. Дошкольное детство представляет наиболее важный период в становлении личности ребёнка, в том числе и его коммуникативной сферы. И если к этому времени созданы благоприятные педагогические условия, то уже к шести годам ребёнок может свободно общаться с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в обществе.
Многие нормативно – правовые документы, определяющие образовательную деятельность, затрагивают понятия коммуникация и социализация личности. В основную общеобразовательную программу ФГОС ДО включена такая образовательная область как социально — коммуникативное развитие. Однако сегодня психологи и педагоги приходят к выводу, что многие дети испытывают трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Обусловлено это тем, что ускорение темпов жизни, всеобщая компьютеризация, технический прогресс привели к тому, что непосредственное общение между людьми постепенно заменяется опосредованным. Кроме того, общество многонационально, а значит, и культура многонациональна. Это естественным образом отражается и на системе дошкольного образования. В одной группе ДОО могут находиться дети, говорящие на разных языках, из семей с разными культурными традициями, что вызывает определённые сложности в межличностном общении. В качестве уникального источника развития сферы общения дошкольников можно рассматривать музыкальное искусство, которое характеризуется своей доступностью и силой эмоционального воздействия. Доступность в том, что именно в музыкальной деятельности ребёнок способен рано себя реализовывать. Ему не нужно для этого иметь набор сверхсложных умений и навыков. А сила эмоционального воздействия заключается в том, что музыка – единственное искусство, которое человек начинает воспринимать ещё до своего рождения. Музыка – это язык, который понятен людям разных возрастов и любых национальностей. Согласно концепции деятельности, выдвинутой А. А. Леонтьевым, общение – это «коммуникативная деятельность», т.е. система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено на решение определённой задачи. Следовательно, общение включается в практическую деятельность людей: совместный труд, познание, игру, музыкальную деятельность. Общение является самостоятельным видом человеческой деятельности, а кроме того, может сопровождать другие виды деятельности. Таким образом, музыкальная деятельность может являться и условием, и одновременно составной частью коммуникативной деятельности. Важное исследование о влиянии музыкальной деятельности на развитие общения дошкольников принадлежит израильским ученым. Они подчёркивают, что и музыкальная, и коммуникативная деятельности состоят из одних и тех же элементов, а ключевым и в музыкальной деятельности, и в общении является умение слушать и слышать. Исследователи выделили пять элементов, которые проявляются и в музыкальной, и в коммуникативной деятельностях.
В музыкальной деятельности такой вид активности реализуется при повторении мелодических и ритмических рисунков при пении и игре на музыкальных инструментах, при повторении танцевальных движений под музыку, а в межличностном общении – при точном повторении стихов, текстов и действий партнёра по общению.
В ходе исследования обнаружилось, что дети, которые получали свободный доступ к музыкальным инструментам, магнитофону и музыкальным записям, активно включаясь в различные виды музыкальной деятельности, показали лучшие результаты в развитии межличностного общения, чем дети, не имевшие таких возможностей. Общение со сверстниками происходит в различных видах музыкальной деятельности. Однако только в музыкально — ритмической деятельности реализуется потребность в двигательной активности. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, так как именно на этот возраст, по мнению большинства физиологов, приходится пик двигательной активности ребёнка. Ещё древние использовали союз мелодии, стихов и танцев. Немецкий музыкант и педагог К. Орф был убеждён, что музыка для детей неразрывно связана с речью и движением. Отечественные педагог и музыканты отмечали положительное влияние музыкально – ритмической деятельности на развитие общения ребёнка. Так, А.И. Буренина утверждает, что такая деятельность способствует развитию разных сторон общения: динамической, эмпатии, позитивного самоощущения. О.Б. Бубнова приходит к выводу, что музыкально – ритмическая деятельность помогает наиболее эффективному развитию именно невербальной коммуникации детей. Говоря о полноценном развитии личности, подразумевается интеллектуальное, духовное и физическое развитие. Система музыкально – ритмического воспитания, основанная на принципе единства музыки, речи и движения, позволяет это осуществить. Музыка отвечает за эмоциональную составляющую и способствует духовному развитию, речь является носителем смыслов, движение – необходимое условие для физического развития. Направления работы по развитию общения на занятиях можно условно объединить в три группы. «Я сам». Направление связано с формированием стремления к общению, что невозможно без позитивного самоощущения и уверенности в себе. В процессе музыкально – ритмической деятельности ребёнок получает заряд положительных эмоций, повышаются его самооценка и мотивация к общению; он ощущает себя успешным в детском коллективе. «Я и другой человек». Развитие умения выстраивать конструктивный диалог в общении, основанный на уважении к собеседнику, к его интересам, мнению, убеждениям. Такой диалог, с одной стороны, основывается на эмпатии, умении поставить себя на место другого человека, понять и почувствовать его настроение и эмоции, а с другой — на умении адекватно распознавать и интерпретировать эти эмоции. Перевоплощаясь в ходе сюжетно –ролевых танцев или этюдов-драматизаций в сказочных героев, животных, ребёнок учится ставить себя на место персонажа, чувствовать его характерные особенности. Немаловажным для общения является развитие умения слушать и слышать. Слушание музыки предваряет разучивание танца, пляски, хоровода. Без умения слушать музыку, правильно понимать и интерпретировать её характер, темп, ритм, невозможна музыкально-ритмическая деятельность. Развивая умение воспринимать музыкальное произведение, мы формируем у детей умение полнее и точнее воспринимать информацию, передаваемую партнёром по общению. «Я и другие». Формирование умения осуществлять деятельность в группе в тесном сотрудничестве. Развитие этого направления реализуется в совместной танцевально-творческой деятельности и музыкальных играх. Укрепляя сотрудничество, повышается качество общения, формируется навык успешного взаимодействия и работы в группе. Для развития коммуникативной деятельности в процессе музыкально-ритмического воспитания можно выделить ряд необходимых педагогических условий, которые целесообразно объединить в две группы – общепедагогические, необходимые для развития общения и межличностного взаимодействия во всех видах деятельности, и музыкально – педагогические, обусловленные спецификой музыкального искусства. К общепедагогическим условиям относятся:
Для дошкольника семейное окружение является особенно значимым условием коммуникативного развития, так как первый опыт общения и взаимодействия с другими людьми ребёнок получает именно в семье. 3. Следующая группа общепедагогических условий связана с целенаправленной педагогической деятельностью по развитию общения.
Сфера человеческой коммуникации сложна и разнообразна, включает в себя не только вербальную передачу и получение информации, но и понимание невербального языка, выражаемого в мимике и жестах. Немаловажно и взаимодействие партнёров по общению в какой-либо деятельности. Опираясь на принцип единства музыки, речи и движения, существует возможность развивать как вербальное, так и невербальное общение детей в доступных и интересных формах. Исходя из этого, к чисто музыкальным условиям можно отнести:
Итак, музыкально – ритмическая деятельность является наиболее естественной и доступной для развития общения ребёнка, так как обладает высокой экспрессивностью и эмоциональностью и не требует от него специальной и сложной подготовки. Кроме того, сочетание различных видов музыкально-ритмической деятельности и соблюдение ряда педагогических условий способствует развитию разных сторон общения, позволяет эффективно развивать как вербальную коммуникацию, так и невербальное общение в интересных и доступных формах. Источники.
|