Роль музыкального руководителя в становлении социальной компетенции детей старшего дошкольного возраста. |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Лавриненко Елизавета Павловна | |||
22.02.2021 06:31 | |||
Роль музыкального руководителя в становлении социальной компетенции детей старшего дошкольного возраста. Я, Лавриненко Елизавета Павловна, работаю музыкальным руководителем в детском саду уже более 20 лет. Моя работа приносит мне огромное удовольствие, каждый ребенок открывается при общении со мной, а значит и с музыкой, с самых разных сторон своей индивидуальности. Мне особенно заметно как из испуганного, закрытого малыша «появляется» и раскрывается личность, которая активно начинает сотрудничать с социумом. Думаю, что и моя работа помогает ребенку адаптироваться в окружающем мире и я стараюсь раздвинуть рамки мира малыша, активно расширяя рамки общения с социумом. Данная статья появилась связи с тем, что во многих садах «оптимизировали» ставку музыкального руководителя. Считаю, что более абсурдного решения нет — детский сад без «живой» музыки?! Но, не хочу говорить о должностных обязанностях музыкального работника, а разобрать уникальность должности –это о помощи ребенку в становления социальной компетенции детей детского сада (старшие группы)
Музыкальный руководитель, в силу своих должностных обязанностей, помогает маленькому человеку стать Человеком с большой буквы. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» и происходит социальное развитие личности ребенка. И чем интереснее организуется этот процесс, тем будет эффективнее. Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который рассматривается как “врастание в человеческую культуру». Проблема развития социальной компетентности у дошкольников сегодня представляется очень актуальной. Социальная компетентность дошкольника — это приобретённые ребёнком компетенции, необходимые для вхождения в общество. Это познавательные, коммуникативные, общекультурные, физические, ценностно-смысловые, личностные компетенции. Накопление ребёнком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребёнка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Структура социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека, и включает в себя следующие компоненты: мотивационный, включающий отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия. Формирование данных компонентов напрямую зависит от взрослого и его умения организовать с ним общение, заинтересовать, помочь сориентироваться в системе ценностей, принятых в обществе. Музыкальный руководитель в детском саду занимает особое место в общении с детьми. Он воспринимается детьми как человек – праздник, который привносит в жизнь яркость и интерес, зачеркивает будничность. Этому в основном связано с тем, что именно музыкальный работник тесно связан с окружающим детского сада социумом. Именно он является организатором всех мероприятий на которых дети накапливают свой социальный опыт. В своей работе я стремлюсь каждое мероприятие строить так, чтобы в нем участвовал каждый ребенок, на каждое мероприятие обязательно совместно с детьми и воспитателями проводим рефлексию (обыгрование, рисование, фотосессии). Каждое мероприятие выстраиваю на базовых задачах по решению социальных компетенциях детей старшего дошкольного возраста:
Цель музыкального руководителя: психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации всестороннего развития личности детей дошкольного возраста посредством музыкально-эстетической деятельности. Социальное партнерство следует рассматривать как взаимовыгодное сотрудничество разных сфер современного общества. Таким образом, установление связей детского учреждения с социумом можно рассматривать как путь повышения качества дошкольного образования. Модель социального партнерства выстраивается в нескольких направлениях:
Сотрудничество ДОУ с социальными партнерами:
Любой музыкант понимает, что музыка как вид искусства имеет огромную силу в воспитании, формировании личности и занимает очень важное место в жизни каждого человека! Музыка сопровождает человека всю жизнь. Издавна, рождался человек – и новорожденный знакомился с «главной песней в мире», как сказал замечательный поэт Расул Гамзатов о колыбельной. Музыкальное воспитание в дошкольной организации является по сути основой для формирования и развития духовно-нравственной сферы личности ребенка. Но музыкальное воспитание ребенка в дошкольной организации неотделимо от семейного воспитания. Одним из важных принципов дошкольного образования в Стандарте прописано «сотрудничество дошкольной организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение определенных задач, одной из которых является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования…» Современная дошкольная организация придерживается принципа открытости для семьи. В современном обществе семья и дошкольная образовательная организация становятся партнерами, образуя социально-педагогическое партнерство, в котором они объединены общей целью и задачами, направленными на создание комфортной образовательной среды для развития, воспитания и социализации ребенка. Это сотрудничество социальных партнеров основано на толерантности, уважении и доверии. Такое сотрудничество добровольных партнеров ориентируется на взаимодействие и взаимопомощь. Таким образом, целью технологии социального партнерства является сотрудничество семьи воспитанника с педагогами дошкольной организации и создание атмосферы взаимного уважения и доверия в совместной деятельности. Я заметила, что многие родители достаточно уважительно относятся к работе музыкального руководителя. Свою работу с родителями я сверяю с результатами анкетирования среди родителей. Цель анкетирования состоит в том, чтобы познакомиться с родителями воспитанников, узнать их общий музыкальный уровень, отношение к музыке в семье, семейные музыкальные предпочтения, т.п Родителям было предложено ответить на 15 вопросов. В анкетировании приняло участие 40 человек (родители старшей и подготовительной групп) Результаты анкетирования показали, что 27% родителей с удовольствием приходят на праздники в детский сад и участвуют в нем, (в детстве они посещали музыкальную школу или различные кружки в ДК). 26, 6 % родителей предпочитают наблюдать за ходом мероприятия, всего 8,8 % организуют дома семейные вечера, музыкальные праздники, капустники и т.п. 22 % часто поют и танцуют дома вместе со своими детьми. 94% родителей считают, что у ребенка есть музыкальные задатки! Исходя из выше изложенного мы стали часто планировать мероприятия, которые по своей сути имеют в своей основе объединяющее начало, это:
Семьи и детей на этих праздниках ориентируем на установление гуманных взаимоотношений окружающим миром и людьми.. Праздник – это яркое событие в жизни детей и взрослых. Оно несет ребенку и взрослому радость. Воспитатели и родители принимают активное участие в праздничном утреннике, где родители являются полноценными участниками педагогического процесса. Вместе с детьми они поют, танцуют, играют, выполняют задания. Такая форма проведения досуга очень сближает родителя и ребенка. Если в начале родители чувствуют себя скованно, напряженно, то, как правило, к концу такого мероприятия все раскрепощаются, настроение поднимается и время летит незаметно. Совместные досуги очень нужны, как детям, так и взрослым. Совместная творческая деятельность объединяет родителей с детьми, налаживает контакт, улучшает взаимопонимание. Особо необходимо отметить об эстетической составляющей работы по расширению кругозора старших дошкольников с гостями социума. Важнейшим условием эстетического воспитания ребенка является его постоянное окружение.. Так на праздниках дети видят красиво оформленный зал, нарядных гостей, звучит лучшая музыка (песни, танцевальная) в исполнении музыкального руководителя и инструментальна по ТСО. Стараемся, чтобы персонажи на мероприятиях были эстетично оформлены, взывали чувства восторга: Осень, Снегурочка, Веснянка; патриотические чувства – лейтенант, солдаты, ветераны; уважения к профессиям – повар, воспитатель, медик, сторож. Наши союзники в социуме, которые организовал музыкальный руководитель. Наш любимый праздник День защитников Отечества. В этом году встреча с воинами подшефной воинской частью прошла уже в шестой раз. Праздник прошел в духе соперничества (соревнования команд воины-папы-дети). Конечно, победила дружба! На празднике дети научились понимать внутренний мир других людей. Сделаны шаги к пониманию – сближение, объединение, возникающее на эмоциональной основе. На основе эмоционального сближения происходит обмен: люди заряжают друг друга своими чувствами. А чувств было с избытком – патриотические (гимн, маршировка. песни; восторга –соревнования с воинами и папами; долга- рассказать стихи; ответственности перед сверстниками–танцы, музигры). Итог: за эмоциональным обменом легко установился интеллектуальный обмен и еще долго дети играми «в солдат», рисовали праздник Мы сотрудничаем несколько лет с театром кукол "Ученый кот". Сотрудничество позволяет решать большой спектр образовательных задач: - социально-коммуникативное развитие, (умение вести себя в обществе, знакомство с правилами поведения в театре) - познавательное (знакомство с различными спектаклями, их значением, содержанием.) - речевое (обогащение — амплификация словаря) - художественно-эстетическое (знакомство с новыми формами литературы и музыки) Неотъемлемыми являются концерты музыкальной школы; Концерты проходят минимум 1 раз в год Маленькие музыканты приходят к нам в детский сад, исполняют классическую и народную музыку на различных инструментах. Дети получают возможность увидеть близко различные инструменты. Такое социальное взаимодействие очень ценно, т. к. прослеживается преемственность в развитии. Ведь дети, получив эмоциональное наслаждение, эстетическое удовольствие, продолжают свое развитие в дальнейшей жизни, поступая в музыкальные школы и танцевальные ансамбли. Особенно отрадно, когда в дальнейшем наши выпускники приходят с концертами в детский сад в качестве артистов. Дети получают навыки -знакомство с новыми музыкальными формами, расширение и углубление специальных музыкальных знаний. Любимые праздники «Наши мамы» и день Матери. Эти праздники отличаются высоким эмоциональным взрывом душевных сил детей. Участвовать хочет каждый, агрессия в отношениях сходит на нет, праздники проходят в приподнятом эмоционально-психологическом климате. Главные чувства – нежность, любовь, доброта. И все это объединяет музыка. На каждом празднике происходит постепенное сближение детей друг с другом. При помощи побуждения интереса, эмоциональных реакций, дети подводятся к совместному повторению движений и действий, а ритм усиливает ощущение единства. Создаются условия для установления детьми разных видов эмоционального контакта: от взгляда, улыбки – к контакту глаз, от прикосновения к более тесному тактильному контакту. В группе подводятся итоги: беседы с детьми о том, что им понравилось, приятно ли им было общаться с другими детьми, удалось ли достичь согласия. Дети рассказывают о переживаниях, настроении во время праздников. Каждому дается возможность высказаться, поделиться с детьми своими впечатлениями, чувствами Мы активно сотрудничаем с лесничеством и площадкой «Родничок». Вместе с представителями лесничества мы проводили акцию «Дерево участка». Праздник сопровождался различным музыкальным фоном, дети пели и танцевали, обыгрывали разные образы (березка, Незнайка, цветы). Праздник состоял из двух частей – муз. зал и участок. Музыка лилась из окон детского сада, оповещая поселок о празднике. На встречах с участниками площадки «Родничок» (много выпускников детского сада) вместе отмечали «День Земли», «День воды». Вместе играли, учились у старших детей правилам поведения в природе. И конечно звучало много музыки. Данные встречи позволяют отметить развитость у ребенка шести (семи) лет жизни соответствующих возрасту моделей предметно-практической, игровой и художественной деятельностей, которые являются важным условием формирования его личностной культуры. Проанализировав свои наблюдения и результаты диагностики по влиянию социума на развитие старшего дошкольника, я поставила перед собой задачу: помочь детям к окончанию детского сада приобрести такие личные качества как: обладание чувством собственного достоинства; осознание собственной значимости в своих глазах и глазах окружающих; умение вести себя раскрепощено и естественно в благоприятной эмоциональной обстановке; демонстрировать положительную самооценку; умение понимать и принимать позицию другого человека; проявлять инициативу в выборе вида деятельности и выразительных средств достижения результата этой деятельности; доверять людям, быть открытым окружающему миру. Хочу подчеркнуть важность работы музыкального руководителя, его большую помощь всему педагогическому коллективу и сообществу родителей детского сада в социальном становлении дошкольника.
|