Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль музыкального руководителя в становлении социальной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Занятия по Музыке
Автор: Лавриненко Елизавета Павловна   
22.02.2021 06:31

Роль музыкального руководителя в становлении социальной компетенции детей старшего дошкольного возраста.Роль музыкального руководителя в становлении социальной компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Я, Лавриненко Елизавета Павловна, работаю музыкальным руководителем в детском саду уже более 20 лет. Моя работа приносит мне огромное удовольствие, каждый ребенок открывается при общении со мной, а значит и с музыкой, с самых разных сторон своей индивидуальности. Мне особенно заметно как из испуганного, закрытого малыша «появляется» и раскрывается личность, которая активно начинает сотрудничать с социумом. Думаю, что и моя работа помогает ребенку адаптироваться в окружающем мире и я стараюсь раздвинуть рамки мира малыша, активно расширяя рамки общения с социумом. Данная статья появилась связи с тем, что во многих садах «оптимизировали» ставку музыкального руководителя. Считаю, что более абсурдного решения нет — детский сад без «живой» музыки?! Но, не хочу говорить о должностных обязанностях музыкального работника, а разобрать уникальность должности –это о помощи ребенку в становления социальной компетенции детей детского сада (старшие группы)

 

Музыкальный руководитель, в силу своих должностных обязанностей, помогает маленькому человеку стать Человеком с большой буквы. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» и происходит социальное развитие личности ребенка. И чем интереснее организуется этот процесс, тем будет эффективнее. Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который рассматривается как “врастание в человеческую культуру». Проблема развития социальной компетентности у дошкольников сегодня представляется очень актуальной. Социальная компетентность дошкольника — это приобретённые ребёнком компетенции, необходимые для вхождения в общество. Это познавательные, коммуникативные, общекультурные, физические, ценностно-смысловые, личностные компетенции.

Накопление ребёнком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребёнка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Структура социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека, и включает в себя следующие компоненты: мотивационный, включающий отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия. Формирование данных компонентов напрямую зависит от взрослого и его умения организовать с ним общение, заинтересовать, помочь сориентироваться в системе ценностей, принятых в обществе.

Музыкальный руководитель в детском саду занимает особое место в общении с детьми. Он воспринимается детьми как человек – праздник, который привносит в жизнь яркость и интерес, зачеркивает будничность. Этому в основном связано с тем, что именно музыкальный работник тесно связан с окружающим детского сада социумом. Именно он является организатором всех мероприятий на которых дети накапливают свой социальный опыт.

В своей работе я стремлюсь каждое мероприятие строить так, чтобы в нем участвовал каждый ребенок, на каждое мероприятие обязательно совместно с детьми и воспитателями проводим рефлексию (обыгрование, рисование, фотосессии). Каждое мероприятие выстраиваю на базовых задачах по решению социальных компетенциях детей старшего дошкольного возраста:

  • Навыки адаптации к образовательному учреждению
  • Навыки общения со сверстниками
  • Навыки общения со взрослыми
  • Навыки обхождения с чувствами
  • Навыки альтернативной агрессии
  • Навыки преодоления стресса.

Цель музыкального руководителя: психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации всестороннего развития личности детей дошкольного возраста посредством музыкально-эстетической деятельности. Социальное партнерство следует рассматривать как взаимовыгодное сотрудничество разных сфер современного общества. Таким образом, установление связей детского учреждения с социумом можно рассматривать как путь повышения качества дошкольного образования. Модель социального партнерства выстраивается в нескольких направлениях:

  • Государственные структуры — воинская часть; лесничество; пожарная часть;
  • Учреждения культуры — театры; музыкальная школа;
  • Образовательные структуры –площадка «Родничок»; Совет ветеранов;
  • Сообщество родителей детского сада.

Сотрудничество ДОУ с социальными партнерами:

  1. Позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
  2. Способствует реализации цели образования- всестороннего развития личности ребенка.
  3. Позволяет создать равные условия воспитания и благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
  4. Способствует формированию основ базовой культуры личности,
  5. Знакомство с различными представителями социальных структур формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей о разнообразии форм организации людей; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность.

Любой музыкант понимает, что музыка как вид искусства имеет огромную силу в воспитании, формировании личности и занимает очень важное место в жизни каждого человека! Музыка сопровождает человека всю жизнь. Издавна, рождался человек – и новорожденный знакомился с «главной песней в мире», как сказал замечательный поэт Расул Гамзатов о колыбельной. Музыкальное воспитание в дошкольной организации является по сути основой для формирования и развития духовно-нравственной сферы личности ребенка. Но музыкальное воспитание ребенка в дошкольной организации неотделимо от семейного воспитания. Одним из важных принципов дошкольного образования в Стандарте прописано «сотрудничество дошкольной организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение определенных задач, одной из которых является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования…» Современная дошкольная организация придерживается принципа открытости для семьи. В современном обществе семья и дошкольная образовательная организация становятся партнерами, образуя социально-педагогическое партнерство, в котором они объединены общей целью и задачами, направленными на создание комфортной образовательной среды для развития, воспитания и социализации ребенка. Это сотрудничество социальных партнеров основано на толерантности, уважении и доверии. Такое сотрудничество добровольных партнеров ориентируется на взаимодействие и взаимопомощь. Таким образом, целью технологии социального партнерства является сотрудничество семьи воспитанника с педагогами дошкольной организации и создание атмосферы взаимного уважения и доверия в совместной деятельности. Я заметила, что многие родители достаточно уважительно относятся к работе музыкального руководителя. Свою работу с родителями я сверяю с результатами анкетирования среди родителей. Цель анкетирования состоит в том, чтобы познакомиться с родителями воспитанников, узнать их общий музыкальный уровень, отношение к музыке в семье, семейные музыкальные предпочтения, т.п Родителям было предложено ответить на 15 вопросов. В анкетировании приняло участие 40 человек (родители старшей и подготовительной групп) Результаты анкетирования показали, что 27% родителей с удовольствием приходят на праздники в детский сад и участвуют в нем, (в детстве они посещали музыкальную школу или различные кружки в ДК). 26, 6 % родителей предпочитают наблюдать за ходом мероприятия, всего 8,8 % организуют дома семейные вечера, музыкальные праздники, капустники и т.п. 22 % часто поют и танцуют дома вместе со своими детьми. 94% родителей считают, что у ребенка есть музыкальные задатки! Исходя из выше изложенного мы стали часто планировать мероприятия, которые по своей сути имеют в своей основе объединяющее начало, это:

  • Календарные праздники, связанные с природными изменениями природы – весенняя капель, лето красное, осенины, зимушка хрустальная.
  • Народные праздники – новый год, масленица;
  • Духовные праздники – Вифлеемская звезда, Красная пасха

Семьи и детей на этих праздниках ориентируем на установление гуманных взаимоотношений окружающим миром и людьми..

Праздник – это яркое событие в жизни детей и взрослых. Оно несет ребенку и взрослому радость. Воспитатели и родители принимают активное участие в праздничном утреннике, где родители являются полноценными участниками педагогического процесса. Вместе с детьми они поют, танцуют, играют, выполняют задания. Такая форма проведения досуга очень сближает родителя и ребенка. Если в начале родители чувствуют себя скованно, напряженно, то, как правило, к концу такого мероприятия все раскрепощаются, настроение поднимается и время летит незаметно. Совместные досуги очень нужны, как детям, так и взрослым. Совместная творческая деятельность объединяет родителей с детьми, налаживает контакт, улучшает взаимопонимание. Особо необходимо отметить об эстетической составляющей работы по расширению кругозора старших дошкольников с гостями социума. Важнейшим условием эстетического воспитания ребенка является его постоянное окружение.. Так на праздниках дети видят красиво оформленный зал, нарядных гостей, звучит лучшая музыка (песни, танцевальная) в исполнении музыкального руководителя и инструментальна по ТСО. Стараемся, чтобы персонажи на мероприятиях были эстетично оформлены, взывали чувства восторга: Осень, Снегурочка, Веснянка; патриотические чувства – лейтенант, солдаты, ветераны; уважения к профессиям – повар, воспитатель, медик, сторож. Наши союзники в социуме, которые организовал музыкальный руководитель.

Наш любимый праздник День защитников Отечества.

В этом году встреча с воинами подшефной воинской частью прошла уже в шестой раз. Праздник прошел в духе соперничества (соревнования команд воины-папы-дети). Конечно, победила дружба! На празднике дети научились понимать внутренний мир других людей. Сделаны шаги к пониманию – сближение, объединение, возникающее на эмоциональной основе.

На основе эмоционального сближения происходит обмен: люди заряжают друг друга своими чувствами. А чувств было с избытком – патриотические (гимн, маршировка. песни; восторга –соревнования с воинами и папами; долга- рассказать стихи; ответственности перед сверстниками–танцы, музигры). Итог: за эмоциональным обменом легко установился интеллектуальный обмен и еще долго дети играми «в солдат», рисовали праздник

Мы сотрудничаем несколько лет с театром кукол "Ученый кот".

Сотрудничество позволяет решать большой спектр образовательных задач:

- социально-коммуникативное развитие, (умение вести себя в обществе, знакомство с правилами поведения в театре)

- познавательное (знакомство с различными спектаклями, их значением, содержанием.)

- речевое (обогащение — амплификация словаря)

- художественно-эстетическое (знакомство с новыми формами литературы и музыки)

Неотъемлемыми являются концерты музыкальной школы;

Концерты проходят минимум 1 раз в год

Маленькие музыканты приходят к нам в детский сад, исполняют классическую и народную музыку на различных инструментах.

Дети получают возможность увидеть близко различные инструменты.

Такое социальное взаимодействие очень ценно, т. к. прослеживается преемственность в развитии. Ведь дети, получив эмоциональное наслаждение, эстетическое удовольствие, продолжают свое развитие в дальнейшей жизни, поступая в музыкальные школы и танцевальные ансамбли. Особенно отрадно, когда в дальнейшем наши выпускники приходят с концертами в детский сад в качестве артистов.

Дети получают навыки -знакомство с новыми музыкальными формами, расширение и углубление специальных музыкальных знаний.

Любимые праздники «Наши мамы» и день Матери.

Эти праздники отличаются высоким эмоциональным взрывом душевных сил детей. Участвовать хочет каждый, агрессия в отношениях сходит на нет, праздники проходят в приподнятом эмоционально-психологическом климате. Главные чувства – нежность, любовь, доброта. И все это объединяет музыка. На каждом празднике происходит постепенное сближение детей друг с другом. При помощи побуждения интереса, эмоциональных реакций, дети подводятся к совместному повторению движений и действий, а ритм усиливает ощущение единства. Создаются условия для установления детьми разных видов эмоционального контакта: от взгляда, улыбки – к контакту глаз, от прикосновения к более тесному тактильному контакту. В группе подводятся итоги: беседы с детьми о том, что им понравилось, приятно ли им было общаться с другими детьми, удалось ли достичь согласия. Дети рассказывают о переживаниях, настроении во время праздников. Каждому дается возможность высказаться, поделиться с детьми своими впечатлениями, чувствами Мы активно сотрудничаем с лесничеством и площадкой «Родничок». Вместе с представителями лесничества мы проводили акцию «Дерево участка». Праздник сопровождался различным музыкальным фоном, дети пели и танцевали, обыгрывали разные образы (березка, Незнайка, цветы). Праздник состоял из двух частей – муз. зал и участок. Музыка лилась из окон детского сада, оповещая поселок о празднике. На встречах с участниками площадки «Родничок» (много выпускников детского сада) вместе отмечали «День Земли», «День воды». Вместе играли, учились у старших детей правилам поведения в природе. И конечно звучало много музыки. Данные встречи позволяют отметить развитость у ребенка шести (семи) лет жизни соответствующих возрасту моделей предметно-практической, игровой и художественной деятельностей, которые являются важным условием формирования его личностной культуры. Проанализировав свои наблюдения и результаты диагностики по влиянию социума на развитие старшего дошкольника, я поставила перед собой задачу: помочь детям к окончанию детского сада приобрести такие личные качества как: обладание чувством собственного достоинства; осознание собственной значимости в своих глазах и глазах окружающих; умение вести себя раскрепощено и естественно в благоприятной эмоциональной обстановке; демонстрировать положительную самооценку; умение понимать и принимать позицию другого человека; проявлять инициативу в выборе вида деятельности и выразительных средств достижения результата этой деятельности; доверять людям, быть открытым окружающему миру. Хочу подчеркнуть важность работы музыкального руководителя, его большую помощь всему педагогическому коллективу и сообществу родителей детского сада в социальном становлении дошкольника.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год