«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» |
Занятия по Музыке | |||||||||||||||||||||||||
Автор: Пузанова Светлана Николаевна | |||||||||||||||||||||||||
07.01.2021 17:04 | |||||||||||||||||||||||||
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Одним из приоритетных направлений нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья обучающихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье воспитанников. Сегодня стоит острая необходимость взглянуть на образовательную среду с точки зрения экологии детства, и как её основной линии, охраны и укрепления здоровья детей. В законе «Об образовании в РФ» (Закон 273-ФЗ от 29. 12. 2012г.) статья 41 посвящена охране здоровья обучающихся. В статье 64 «Дошкольное образование» пункте 1 говориться о том, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». [3, с.60]
Первой задачей, заявленной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"). [8, с.3] В настоящее время перед педагогами, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. Сегодня в детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. В основе работы с воспитанниками нашего дошкольного учреждения лежит здоровьесберегающий принцип. Одной из главных задач является — создание условий для сохранения здоровья детей. Использование в процессе воспитания и обучения средств музыкального искусства является одним из способов улучшении психического состояния и физического здоровья дошкольников. Оздоровление организма средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных затрат, а значит, знания о том, как заниматься оздоровлением, необходимо всем. Наша задача – помочь ребёнку научиться осознанно относиться к своему здоровью; развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием; дать представления о составляющих здорового образа жизни, в том числе и о влиянии музыки на здоровье человека. Из всех видов искусств музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. [10] Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. В самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас, музыка фигурирует как лечебное средство. Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле. [2] О целебных свойствах мелодии знали ещё в древности на Руси. Церковные песнопения, народные песнопения, обрядовая музыка – все это было не только средством самовыражения, но и средством исцеления. Музыка окружает нас с самого рождения. Она создает настроение, сопровождает праздники и будни, веселит и расслабляет, В последнее время интерес к музыке повысился из-за ее благотворного, даже лечебного воздействия на организм. Ученые исследовали физиологические реакции, возникающие в организме в ответ на музыку, обосновали ее значения как средства против стрессов и усталости, повышающего жизненный тонус, работоспособность и иммунитет. [9] Вопрос о влиянии музыки на здоровье человека возник у ребят не случайно. После прослушивания музыкальных произведений с детьми проводились беседы, в ходе которых звучало, что музыка положительно влияет на здоровье человека. Ребята задавали вопросы «Как влияет музыка на здоровье человека?», «Какая музыка помогает нашему здоровью, а какая вредит?», «Какую музыку нужно слушать, чтобы былое хорошее настроение?». Ребята предложили подобрать музыкальные произведения, которые положительно влияют на здоровье человека и организовать «музыкальную аптечку». Мы решили поддержать желание и инициативу детей. И стали собирать информацию о влиянии музыки на здоровье человека. Интересную информацию мы находили из разных источников:
- использовали современные информационные технологии (интернет): оказалось, что огромное количество людей интересуется этой информацией. У нас в детском саду много детей. Все девчонки и мальчишки разные по характеру. Когда мы встречаемся по утрам, у них не всегда бывает хорошее настроение. Как музыка может помочь ребятам справится с плохим настроением и поведением? Да, и вообще, как музыка влияет на здоровье? Нам стало интересно, какая музыка влияет на наше здоровье положительно? И решили провести исследования среди детей.
Все полученные результаты мы заносили в таблицу. Положительное воздействие музыки на самочувствие и поведение детей будет представлять — Арлекин, а негативное, отрицательное – Пьеро. Если самочувствие, настроение ребят улучшалось – то они показывали карточку с изображением Арлекина. А если, детям становилось грустно, некомфортно, их настроение ухудшалось, то они показывали карточку с изображением Пьеро. Оказалось, что классическая музыка, колыбельные песни и звуки природы доставили ребятам больше радости, хороших впечатлений. Поэтому в таблице в нужную клеточку мы поместили Арлекина. А вот рок – музыка так встревожила наших друзей, что мы ещё долго не могли успокоить ребят. В таблице мы это отметили, прикрепив карточку с изображением Пьеро.
Тогда ребята предложили помереть пульс, как мы мерили его после физкультурных занятий при помощи детского тонометра. Мы знаем, что пульс детей старшего дошкольного возраста 80-90 ударов в минуту и выше, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, а после прослушивания рок – музыки увеличился на 25единиц и стал 105 ударов, После прослушивания классической музыки и звуков природы – пульс ребят 87 ударов в минуту. Значит, классическая музыка полезна для здоровья.
Значит классическая музыка, колыбельные песни и звуки природы создают хорошее настроение и положительно влияют на наш организм.
Полученные результаты мы занесли в таблицу и сделали вывод: Ребятам было приятно, и слушать музыку Моцарта и легко играть в шахматы, а вот современная рок – музыка мешала думать и отвлекала их. Ну и, конечно, мы решили проверить, какая музыка помогает уснуть и сладко спать. Ведь спокойный и крепкий сон просто необходим для здоровья растущего организма детей.
Поэтому в таблицу мы поместили весёлого Арлекина.
И решили проверить. Вместе с воспитателями посадили овес, и каждый день включали классическую музыку, музыка с голосами птиц и звуками природы, пели песни. Наше растение очень быстро росло, расправляло свои листочки. Да и все растения в группе преобразились, цветы быстрее расправили свои листья и лепестки. А потом несколько дней наши растения слушали тяжелую музыку. К сожалению, наш овёс и цветущие растения просто завяли. Так мы убедились, что классическая музыка помогает растениям, рок — музыка – вредит. В нашей таблице появились фигурка Арлекина в клеточке под классической музыкой и фигурка Пьеро – под роком. Проведя все наши эксперименты, мы убедились, что классическая музыка, колыбельные, музыка с голосами птиц и звуками природы положительно влияет на наше здоровье, а вот тяжёлая музыка – рок – отрицательно. Мы убедились, что в чудодействии музыки нет ничего сверхъестественного! Вибрации звуков создают в нашем организме энергетические поля, заставляя откликнуться все наши органы и системы. Поэтому правильно подобранная музыка способна положительно влиять на наше самочувствие, а «тяжелая» музыка – вредна для здоровья. Пока мы проводили наши исследования, у нас накопилось много дисков с классической музыкой, полезной для нашего здоровья. Мы решили сделать «Музыкальную аптечку» в помощь нашему здоровью, куда поместить диски для улучшения настроения и самочувствия. Мы постарались обогатить музыкальный опыт детей: ребята слушали различную музыку: классическую, современный рок, колыбельные, музыку со звуками голосов птиц и природы:
В ходе проведённой работы и анализируя полученные результаты, ребята, смогли сделать выводы о том, какая музыка и как влияет на их самочувствие, настроение, поведение, умственные способности, а значит на их здоровье: *Классическая музыка улучшает настроение, самочувствие, настраивает на добрый лад, помогает мыслительной деятельности. *Колыбельные оказывают положительное влияние на засыпание и сон: помогают быстро уснуть и способствуют глубокому и крепкому сну. *Музыка с голосами птиц и природы успокаивает и расслабляет, помогает окунуться в приятые мечты. *Современная рок – музыка оказывает отрицательное воздействие на здоровье человека: при прослушивании – резко поднимается артериальное давление и увеличивается пульс, а значит, ухудшается самочувствие человека; при прослушивании рока очень тяжело сосредоточиться. Определив, какие музыкальные произведения и как влияют на здоровье человека, ребята обозначили диски с различными музыкальными произведениями разными картинками-символами - нотками:
«Музыкальная аптечка» сразу стала пользоваться большой популярностью в детском саду у детей, педагогов и родителей воспитанников. Необходимо отметить, что «музыкальная аптечка» находиться в свободном доступе для детей, и они при желании могут самостоятельно пользоваться ею, а значит самостоятельно и осознанно помогать себе, сохранять здоровье. Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте музыку на здоровье! Музыка принесёт радость, здоровье вам и наслаждение. Список литературы:
|