Занятия по Музыке | |||
Автор: Глотова Алевтина Витальевна | |||
07.01.2021 16:37 | |||
Проект «Вместе с музыкой» с использованием музыкотерапии и здоровьесберегающих технологий для детей 3 – 7 лет с задержкой психического развития и имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Раздел: «Музыкальное развитие» Глотова Алевтина Витальевна музыкальный руководитель высшая квалификационная категория г. Советский Аннотация: Проект «Вместе с музыкой» был разработан в 2018 г. После его реализации, были внесены изменения и дополнения с учетом контингента воспитанников, так же был включен региональный компонент.
Основная идея проекта «Вместе с музыкой» — создание системы работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с особенностями развития средствами музыкотерапии. Данный проект направлен на развитие детей 3 – 7 лет, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии. Использование представленной системы работы по данному вопросу позволяет значительно повысить развитие эмоциональной сферы детей их творческой активности. А также способствует вовлечению родителей в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, делая его открытым. В творческих разработках предлагается банк конспектов и наглядных материалов для работы с детьми в этом направлении. Предложен диагностический инструментарий для определения уровня сформированности знаний, обучающихся по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» Музыкотерапия как технология в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет большой потенциал. Пояснительная записка «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья» В.М. Бехтерев Музыка — величайший источник эстетического и духовного наслаждения. О лечебных свойствах музыки было известно еще до нашей эры. О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции и Риме. Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Музыка может быть средством успокоения и лечения, помогает бороться с переутомлением, задает определенный ритм перед началом работы, настраивает на глубокий отдых во время перерыва. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунитет, улучшать обмен веществ, приводит к снижению заболеваемости. Ученые В.М. Бехтерев, М.Догель, Н.Тарханов при помощи приборов установили, что слушание музыки и пение воздействуют на организм человека, изменяя кровяное давление, частоту пульса, влияя на расслабление и напряжение мышц. Г.П. Шипулин отмечал благотворное влияние музыкального ритма на развитие у детей внимания, памяти, внутренней собранности. Выдающийся психоневролог академик В.М. Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость. Актуальность. На сегодняшний день в обществе остро обозначена проблема роста числа детей, имеющих особенности в развитии. Детский сад — часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Данная проблема коснулась и нашего дошкольного учреждения. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29. 12. 2012 г. одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным образовательным учреждением является реализация права каждого ребенка на полноценное образование, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – детей с ограниченными возможностями здоровья. Наше дошкольное учреждение посещают дети с ограниченными возможностями, имеющие различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС и др.). Для таких детей характерны следующие проблемы:
Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие и на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Соответствие содержания проекта требованиям ФГОС ДО. В дошкольном детстве важное место отводится музыкальному воспитанию. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке в соответствии с возрастными, индивидуальными, психологическими и физиологическими особенностями детей. Создаются благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе. Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью, востребованной в обществе, необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер. Развивая музыкальные способности ребенка, мы развиваем его внутренний мир, его память, координацию движения и ритмическую активность, фонематический слух, организованность и внимание. Все эти качества нужны каждому человеку и в современном мире. Погружаясь в мир музыки, пережив разнообразные чувства и эмоциональные состояния, ребенок станет уверенным в себе, научится пониманию и состраданию. С развитием музыкальности приходит радость и необыкновенное желание новых встреч с музыкой. Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов. Поэтому возникла идея разработать проект «Вместе с музыкой» с использованием музыкотерапии и оздоровительных технологий, как один из видов педагогической арт-терапии для детей с ограниченными умственными и физическими возможностями. Основная цель музыкотерапии применительно к ребенку с проблемами в развитии состоит в гармонизации личности через развитие способности самопознания, самовыражения, и связано с продуктивным характером искусства вообще и музыки в частности. Музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра переживаний и формирование такого мировоззрения, которое помогает человеку быть здоровым и счастливым. Богатые чувства и высокие мысли являются главным составляющим этого вида психотерапии. Формирование богатой эмоциональной сферы ребенка достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний, формирование высокого строя мыслей. Сущность музыкотерапии состоит в ее способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Основная часть Проект «Вместе с музыкой» — практико – ориентированный, направлен на оздоровление и развитие личности дошкольника, его адаптацию в обществе, долгосрочный, рассчитан на один учебный год (сентябрь — май) — 36 занятий для детей 3-7 лет, имеющих сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии. На музыкальных занятиях ребёнок с задержкой физического и психического развития имеет шанс на проявление своих способностей, а это помогает пробудить веру в себя, в свой успех. Занятия музыкой у таких детей вырабатывает внимание, умение контролировать и оценивать действия. Цель проекта: Создание условий для активизации музыкального потенциала детей и развитие эмоциональной сферы средствами музыкотерапии. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Для решения этих задач необходимо выполнение следующих условий:
Формы и методы работы с детьми
Методы: Наглядный метод (позволяет в конкретных, красочных образах показать детям события окружающей деятельности, рассказать о чувствах и действиях людей, отразить красоту природы и т.д.) Наглядный метод включает следующие компоненты:
Словесный метод (обращение к сознанию ребёнка способствует осмысленности, содержательности его деятельности). Помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности, включая в себя следующие приёмы:
Практический метод. Конкретная деятельность детей в пении, игре на детских инструментах, музыкально-ритмическая деятельность, театральная деятельность. Необходимо так руководить детьми, чтобы они стремились выполнять задания предельно выразительно. Эвристический метод – метод позволяет ребёнку самореализововаться, проявить свою активность и развивать эмоциональное восприятие (используя приём импровизации). Принципы реализации проекта:
Методическая новизна. Музыкотерапия — это лекарство, которое можно слушать и еще при этом видеть, т.е. при восприятии музыкального произведения его содержание можно видеть на экране. (Все презентации и видеоматериалы авторские). Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. Методическая сложность. Музыкотерапия основывается прежде всего на восприятии музыки, которое у детей с разными проблемами имеет свои особенности. Не все дети с ограниченными возможностями здоровья могут с эмоционально откликаться на музыку, и рассказать о прослушанном. Не все музыкальные произведения воспринимаются детьми одинаково (в зависимости от настроения ребенка, его самочувствия, особенностей в развитии). Поэтому музыкальный материал, его жанровая принадлежность выбирается на основе данных диагностики особенностей музыкального восприятия, с учетом личных предпочтений. Проект «Вместе с музыкой» включает следующие этапы: Подготовительный этап (сентябрь) — аналитико-диагностический включает в себя:
Основной этап (октябрь-май) — непосредственно реализация проекта, включающая:
Аналитический этап (январь — промежуточная диагностика, май – итоговая диагностика). На этом этапе:
Направление деятельности Проект имеет следующие направления:
Проект «Вместе с музыкой» охватывает 4 раздела: I раздел — восприятие музыки. Активное восприятие музыки – основа музыкального восприятия в целом. Музыка на занятиях музыкотерапии выполняет эстетическую, познавательную и развивающую роль. Дети учатся слышать и размышлять о ней, при этом активизируется внутренний мир детей, их чувства и мысли. Восприятие музыки происходит не от общего к личному, а от личного к общему, то есть не от представлений к чувствам, а от чувств к представлениям. В связи с этим дети понимают музыку как специфический язык психологического состояния человека, как лирический процесс в его жизни. Ведь когда человек познает окружающий мир, то при этом задействуется не только мышление, но пробуждаются также чувства и эмоции, через которые он открывает себя и свое отношение к миру. Процесс формирования активного восприятия музыки у детей с проблемами в развитии предполагает следующие направления работы:
Рецептивное (пассивное) восприятие музыки направленно на релаксацию, расслабление, отдых, что способствует гармонизации и оздоровления ребенка, преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения. Когда ребенок слушает музыку, его организм поглощает музыкальную энергию, и она нормализует работу жизненно важных систем и органов. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на ребенка и его здоровье. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкотерапией. II раздел – вокалотерапия — улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет голосовой аппарат, является своеобразным видом дыхательной гимнастики. В процессе восприятия музыки расширяется представление о жизни общества и предметном окружении, расширяется кругозор детей путём формирования знаний и представлений. Это главный элемент, присутствующий во всех занятиях. Каждое занятие начинаться с упражнений на развитие дыхания, голосового аппарата (артикуляционная гимнастика) и распевания. Это не только развитие и приведение голосового аппарата в рабочее состояние, но и настройка слуха и внимания. Артикуляционная гимнастика — направлена на подготовку артикуляционного аппарата к пению. Гимнастика проводится также в игровой форме. Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять:
Дыхательная гимнастика (упражнения на развитие дыхания) – может входить, как в раздел занятия так быть и самостоятельным видом деятельности (дыхательная гимнастика А. Стрельниковой). Гимнастика проводится как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие:
Звукотерапия используется для профилактики и реабилитации частых простудных и хронических заболеваний органов дыхания. Распевание и пение. При распевании используются короткие, легко запоминающиеся песенки шуточного содержания, с использованием наглядности (детям предлагается самим описать то, что изображено на картинке), затем распевка исполняется педагогом, вместе с детьми определяется характер, темп, динамика песенки и детям предлагается подпеть то, что они запомнили. Распевание начинается с песен на одном звуке, постепенно диапазон расширяется. Вокалотерапия – это объемный комплексный процесс, в ходе которого осуществляться развитие детского голосового аппарата, а так же расширяются воспитательные, коррекционные задачи. III раздел — ритмопластика (музыкально-ритмические движения). Занятия ритмопластикой способствуют развитию мышления детей, когда каждое задание нужно понять, осознать правила игры, осмыслить свое место в ней (игре), вовремя включаться в деятельность. Создаются условия развития внимания, памяти для детей с задержкой психического развития. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, это психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ( «музыкального») инструмента. Акцентируется внимание на развитии чувства ритма у детей, двигательных навыков, артистичности, быстроты реакции, координации движений, осознанному овладению танцевальными, ритмическими движениями. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности. В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:
В этом разделе используются музыкальные и театральные игры, подвижные игры с пением, танцевальными движениями, театрализацией. Веселая игра Воскобовича «Волшебные Гонзики» развивает у ребенка мелкую моторику, актерский талант, тренируют память и внимание. Также, «Гонзики» могут помочь в запоминании ребенком названий всех пальцев. Коррекционно-развивающая цель данного раздела состоит в том, чтобы активизировать эмоции детей, научить коллективному взаимодействию, научить выполнять условия и правила игры, в игровой форме закрепить необходимые навыки (например, выразительности движений или четкой артикуляции при пении). IV раздел – игра на детских музыкальных инструментах Дети получают практическую возможность познакомиться с ударно-шумовыми инструментами. На первых занятиях детям дается возможность попробовать поиграть на различных инструментах самостоятельно, сравнить тембры и способы извлечения звука. Как правило, все дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах, но участие в оркестре предполагает ряд определенных навыков: необходимо иметь внимание и выдержку, контролировать свои действия, чтобы одновременно со всеми начать игру и закончить; развивать чувство ритма и выдерживать определенную динамику. Постепенно требования увеличиваются, и дети осваивают правила игры. Используются элементы методики элементарного музицирования Карла Орфа (Австрия). Все разделы проекта объединяет игровой метод проведения занятий, который придает им привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и повышает его эмоциональный фон. На каждом этапе занятия ставятся новые задачи, которые стимулируют ребенка мыслить, творить. Для достижения оптимальных результатов групповых занятий музыкотерапии равномерно распределяется психофизическая нагрузка, и занятия проводятся по следующей схеме:
Структура проведения занятий различна, может варьироваться в зависимости от цели, темы и формы занятия. Обязательно присутствует воспитатель группы для оказания помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложно ориентирующихся в пространстве, в передвижении по залу, выполняя задания вместе с ребёнком — «рука в руке». Сюда же входит знакомство с новым музыкальным материалом, освоение приёмов взаимодействия с ребёнком. Индивидуальные занятия также строятся в зависимости от поставленной задачи и основной проблемы ребенка, его эмоционального состояния, которое определяется в результате диагностики (проводит психолог и дает рекомендации.) Темы занятий представлены в приложении (приложение 2). Музыкальный материал занятий подбирается из лучших образцов детских музыкальных произведений – П.И. Чайковского, Р.Шумана, А.Т. Гречанинова, С.М. Майкапара, В.А. Моцарта, М.И. Глинки, Н.А. Римского – Корсакова, пьесами Э.Грига, К.Дебюсси, популярных произведений С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Г.В. Свиридова, В.А. Гаврилова. Активно вовлекается в репертуар фольклорный материал и современная детская музыка. Данные занятия имеют особую специфику. Они проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 до 25 минут в зависимости от предлагаемого материала и настроения детей. Один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить, частично дублируется в разных возрастных группах для преемственности. Во время одного занятия исполняется 1-2 песни, и используются 1-2 произведения для слушания. Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания звучат не более трех-пяти минут. Тематическое планирование представлено в приложении к проекту. Направления музыкальной деятельности остаются неизменными, меняется содержание в соответствии с контингентом детей. Календарно-тематическое планирование представлено по возрастным группам в приложении (приложение 1).
|