Развитие эмоциональной сферы у детей посредством музыкальных игр |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Хасанова Луиза Ахуновна | |||
15.09.2020 16:55 | |||
Развитие эмоциональной сферы у детей посредством музыкальных игр Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №6 «Звездочка» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан Музыкальный руководитель: Хасанова Луиза Ахуновна Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Для улучшения детского восприятия игру нужно умело донести. Поэтому необходимо понимание её особенностей и подготовка к проведению, т. е. составление плана, репетиция (или мысленное проигрывание), знание текстов. В подготовительной группе длительность игры в среднем составляет 15–20 минут. Это время позволяет пройти четыре этапа: Вводная часть: мотивация детей и активация их внимания (2 минуты). Объяснение правил (1–2 минуты). Проведение игры (10–15 минут). Завершение: оценивание результатов, поощрение самых активных (1–2 минуты). Важно помнить, что грамотно подобранная и организованная игра способствует расширению знаний дошкольников о музыке и развивает творческие способности. Игровая форма делает процесс познания простым и осознанным, обеспечивает умственную активность детей. Она должна быть простой и интересной. В этом случае игра становится для детей стимулом к действию. Я предварительно планирую и создаю условия для самостоятельной музыкальной деятельности детей. Ребенок является соучастником этой деятельности, побуждаю детей к действиям лаконичными предложениями: «Давайте проведем конкурс на лучшее исполнение песни или танца»; «Очень интересно провести викторину — кто вспомнит больше названий знакомых песен»; «Поиграем в праздник» и т.д. Очень важен метод показа, способствующий исполнительской деятельности детей, однако нужно расширять арсенал педагогических средств. Музыкальные игры очень способствуют снятию напряжённости и раскрепощению дошкольников. Я поставила перед собой конкретные задачи:
«Что за инструмент?» Цель: развитие тембрового слуха. Игровой материал: четыре конверта (струнные, клавишные, ударные, духовые), карточки с музыкальными инструментами, симфонического оркестра. Музыкальный репертуар: «Рондо» В.А Моцарт (концерт для духовых инструментов №4) «Зима» А. Вивальди (струнные) «Танец с саблями» А. Хачатурян (ударные) «Концерт №2 для ф – но» С. Рахманинов Ход игры: детям предлагают помочь, все инструменты перепутались, нужно их распределить по своим семьям (группам). А с каких инструментов начать, подскажет музыка. Дети слушают отрывок музыкального произведения, в исполнении струнных, ударных, клавишных или духовых инструментов. «Цвет и музыка» Цель: развитие умения определять характер музыки через цвет. Игровой материал: карточки со сказочными героями, карточки с цветом: Черный – мрачная, жуткая Серый – грустная, печальная Синий – тревожная, взволнованная Голубой – легкая, воздушная Желтый – солнечная, радостная Розовый – нежная, мягкая Коричневый – грубая, колючая Красный – торжественная, бодрая Оранжевый – веселая, шутливая Музыкальный репертуар: саунтрек из сказки «Три орешка для золушки» муз. Карел Свобода (Karel Svoboda); ДОБРОТА М.И Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»; СТРАХ А.Г Шнитке «Вальс «Агония»» ЗЛОСТЬ, СЕРДИТОСЬ Д. Шостакович «Прелюдие №5»; ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ А. Балабанов «Петербургская кадриль» (и. Каплунова, И. Новоскольцева «Потанцуй со мной дружок») РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ И.Штраус увертюра к оперетте «Летучая мышь» СПОКОЙСТВИЕ Ход игры: дети слушают музыкальное произведение и к нему подбирают цвет. А ещё и сказочных героев. «Воздушные шары» Цель: закреплять знания детей о длительности звуков, уточнить правильное извлечение звука на металлофоне, ксилофоне. Игровой материал: игровое панно с изображением мишки, который держит в лапах ниточки к воздушным шарам. Шары двух типов: большие и маленькие. Ход игры: Педагог: Медвежонку в магазине много шариков купили – Разноцветных разных ярких, был он очень рад подарку. Затем воспитатель предлагает посчитать, сколько шариков у Мишки, ребёнок – ведущий прикрепляет на картинку шарики. Остальные дети прохлопывают или играют на музыкальных инструментах. «Удивительный мешочек» Цель: развитие ритмического слуха. Игровой материал: мешочек, карточки с ритмическими рисунками. Ход игры: дети передают мешочек из рук в руки, и произносят слова: Ты мешочек наш беги, Нас быстрей повесели. Раз, два, три, четыре, пять, Будем весело играть. У кого в руках, мешочек оказался, этот ребёнок, раскрывает мешочек и достаёт ритмическую карточку, проговаривает ритм. Прохлопывает, а остальные дети повторяют (проговаривают, прохлопывают). «Светофор» Цель: развитие ритмического слуха. Игровой материал: три цветных круга (красный, зелёный, жёлты), с кармашками, в который вставляется ритмическая карточка. Ход игры: Первый вариант: дети делятся на три команды (красные, жёлтые, зелёные). Дети бегают, пока звучит бубен. Только бубен перестал, звучать, дети останавливаются, воспитатель поднимает «глаз светофора», с ритмический рисунком. Та команда, которая этого цвета, прохлопывает ритм. Второй вариант: так же дети разделены на три команды. Все произносят слова: Вот горит светофор. С ним, дружок мой, ты не спорь! Что покажет он – узнай, А захочешь – выполняй! После этих слов воспитатель поднимает карточку «глаз светофора», ритмическим рисунком, команда этого цвет, Прохлопывает ритм или исполняет на музыкальных инструментах. «Веснушки» Цель: развитие ритмического слуха. Игровой материал: круги разного размера, по длительностям (та и ти), детские музыкальные инструменты. Ход игры: выбираются ребёнок – ведущий, который будет играть на музыкальном инструменте ритм, дети, которые будут его выкладывать. Утром солнышко встаёт — У него работа:Всем веснушки раздаёт,Дарит их без счёта! Мы их скорее соберём, И играть с веснушками начнём. Ритм придумай, не ленись, Выложи веснушки, потрудись. «Внимательные зверушки» Цель: развитие тембрового слуха, слухового внимания. Игровой материал: плоскостные изображения зайцев, медведей, лисиц по одному набору на каждого ребенка группы; детские музыкальные инструменты: бубен, музыкальный молоточек, погремушка. Ход игры: дети сидят за столами. Перед каждым ребенком набор плоскостных фигурок, изображающих зверушек. Педагог говорит: «Дети, сейчас ваши зверушки пойдут гулять по лесу, но не все сразу, по очереди. Для этого надо внимательно слушать, какой инструмент звучит. Если бубен — пойдут гулять медведи. Если погремушка — пойдут гулять лисички, а если зазвучит музыкальный молоточек – зайчики». Ребёнок ведущий несколько раз играет на указанных инструментах. В соответствии с заданием дети отбирают из своего набора то медведя, то лису, то зайца и имитируют их движение. «На чем играю?» Цель игры: развивать тембровое чувство детей. Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты. Ход игры: детям раздают по нескольку карточек (3—4). Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки. Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4—6 квадратов, дается изображение различных инструментов (4—6). Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карте и 4—6 маленьких. Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.
|