Мастер-класс для педагогов ДОУ «Комплексное развитие коммуникативных, познавательных, эмоциональных качеств ребёнка через музыкальные игры» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Шестопалова Марина Валерьевна | |||
05.12.2016 20:07 | |||
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Комплексное развитие коммуникативных, познавательных, эмоциональных качеств ребёнка через музыкальные игры»
Музыкальный руководитель МАДОУ №83 Шестопалова Марина Валерьевна
Цель: Развитие профессионального самосознания, творческого потенциала, коммуникативной компетенции педагогов, развитие грамотного использования информации в рабочем процессе. Мастер-класс для педагогов проводится 15-20 минут, и рассчитан на неограниченное количество человек. (участников). Мастер-класс делится на три части: организационная, практическая и заключительная. 1. Организационная часть Игра имеет важное значение в умственном, нравственном и физическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируется сенсорное развитие, личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения. Игровая деятельность является основной формой деятельности в детском саду. А комплексное развитие эмоциональных, познавательных, коммуникативных качеств через игру и есть основная задача музыкального руководителя в детском саду. Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, – задача педагогов ДОУ, в особенности музыкального руководителя. ИГРА – огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский Игровой процесс, при всей своей внешней развлекательности, — очень серьезная работа для детей. Далее мы предложим вам несколько игр, которые помогут вашему ребенку в развитии музыкальных способностей и интеллекта. 2. Практическая часть Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, помогает расширить эти представления. Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. 1. Коммуникативная игра «В этом мире все друзья» направлена на снятие эмоционального напряжения, на проявление доброты, любви и дружбы к своему соседу. Дети становятся в круг, берутся за руки (тактильный контакт) и произносят слова все вместе. В этом мире все друзья, ты и ты и он и я! Обними того, кто справа, обними того, кто с лева. Мы- одна семья! Эта игра помогает детям быть добрее к друг другу, улыбаться и радоваться. Игра на сплочение детского коллектива. 2. Музыкально-дидактические игры являются важной частью музыкальной деятельности детей в детском саду. Но как показывает практика, им уделяется достаточно мало времени на музыкальных занятиях и досугах. Во-первых, музыкально-дидактические игры должны быть яркими и красочными, простыми и доступными детям. Ведь в результате их использования у детей появляется желание участвовать в процессе обучения, раскрываются скрытые возможности. Застенчивые дети становятся более открытыми, проявляя свои эмоции в игровой деятельности, связанной с усвоением музыкальных знаний. Также дети обогащаются новыми впечатлениями, у них развивается инициатива, появляется способность к восприятию, к различению основных свойств музыкального звука. 3. На своих занятиях я часто использую подвижные и музыкально-ритмические игры. К числу конкретных задач в работе над музыкально-ритмическими играми относятся: Развитие чувства ритма; Освоение посредством движений контрастной динамики и темпового разнообразия; Формирование точных двигательных реакций на смену характера музыки и разнообразие музыкальных жанров. Пример: Музыкальная игра на внимание к осеннему развлечению «Разноцветные зонты». Музрук: Вот зонты четыре цвета, вам игра знакома эта? Зонтик жёлтый подниму, всех похлопать попрошу. Зонт зелёный подниму-всех потопать попрошу. Феолетовый-скакать, красный-всем ура! -кричать. (т. е. со сменой зонта, надо менять движения) Пример: Музыкальная игра к новогоднему празднику- «Волшебный снежок» Дети стоят в кругу, передают по кругу большой снежок из папье-маше друг другу. На ком музыка останавливается, тот выходит в круг и выполняет различные движения (шагает, прыгает, поёт и т. д), а остальные дети за ним повторяют. 4. Игры с родителями.Часто родители жалуются: «Я ему говорю, а он меня словно не слышит».Одна из причин такого поведения ребенка, – отсутствие достаточного внимания. Поэтому в первую очередь работу надо направить на формирование у детей слухового восприятия и развития слуховой памяти. Приобретая определенные знания и навыки, ребенок учится вслушиваться, различать, делать выводы и воспроизводить. А если мама или папа помогают ему в этом, то это создаёт двойной эффект заинтересованности у ребёнка. Игра «Пчела» Игра на внимание, звукоподражание (формирование звука) и изменение громкости звучания (владение голосом). Развивает воображение, способность передавать характер образов и музыкальных впечатлений. Взрослый звукоподражает пчеле: «Ж-ж-ж». Она летит издалека, приближается, кружится над головой, улетает. Очень интересна реакция детей на воображаемый образ. Чем больше раскрепощен ребенок, тем выразительнее его движения, естественнее проявление моторной реакции. На осеннем праздничном развлечении мы с родителями и детьми средней группы показали танец-игру двигательное двухголосие- «Подсолнухи и пчёлы». И дети, и родители, и конечно зрители были очень воодушевлены этим номером. 3. Заключительная часть. Игра, это основная деятельность ребенка и ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет себя так полно, как в игре. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию. Что ребенок делает с удовольствием, не напрягаясь, и готов делать часами? Конечно, играть! Нам, взрослым, занимающимся музыкальным воспитанием детей, нужно обязательно использовать эту естественную потребность ребенка на музыкальных занятиях.
|