Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Значение певческой деятельности в укреплении здоровья детей дошкольного возраста
Занятия по Музыке
Автор: Косценковская Татьяна Евгеньевна   
23.08.2019 06:30

Значение певческой деятельности в укреплении здоровья детей дошкольного возрастаЗначение певческой деятельности в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

В современном мире интерес к влиянию музыки на организм человека значительно вырос. Многочисленные исследования подтверждают, что музыка оказывает влияние на процессы в организме человека, меняет работу различных органов и систем, что благотворно влияет на здоровье человека. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство…» Чем раньше дети приобщаются к миру музыке, тем более музыкальными они становятся впоследствии.

Наиболее доступным и любимым видом деятельности дошкольников, благотворно влияющим на здоровье и психо-эмоциональную сферу ребёнка, является певческая деятельность в детском саду. Ведь каждый здоровый человек с рождения обладает уникальным «музыкальным инструментом» — голосом. И если бережно и грамотно подойти к совершенствованию и развитию этого «инструмента», то можно прийти не только к хорошему результату, но и укрепить здоровье человека. Известно, что обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни голоса, ни слуха.

 

Систематические занятия певческой деятельностью приводят ребёнка к умению экономно расходовать дыхание, расслабить зажатые лицевые мышцы, укрепить стенки кровеносных сосудов тех органов, которые участвуют в процессе пения. Звучание голоса только на 15-20 % уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Такой массаж может стимулировать и улучшить работу внутренних органов. Врачами практиками и учёными не раз доказано, что занятия пением улучшают язык и память ребёнка. При пении стимулируется левая височная (слуховая) доля головного мозга, тем самым улучшая устную память.

На своих занятиях я использую различные комплексы артикуляционной гимнастики, состоящие из упражнений для развития дикции и артикуляции, которые помогают решать некоторые проблемы со звукопроизношением у детей.

  • Губной вибрант ( «Как гудит мотор машины?»)
  • Щелчки языком ( «К нам лошадки прискакали»)
  • Краткое произношение звонких и глухих согласных звуков ( «Ёжик фырчит. Паровозик пыхтит.»)
  • Пропевание гласных звуков. ( «Кукла поёт») и т.д

Так же развиваю дыхательную систему с помощью упражнений на дыхание:

  • Бесшумный вдох. Шумный выдох. ( «Погреем руки»)
  • Шумный вдох. Бесшумный выдох. ( «Удивление»)
  • Воздушный шар (Музыкальная игра М.Картушиной)

Скороговорки, заклички, весёлые кричалки, музыкальные речевки, способствуют не только развитию дыхательной и речевой системы, но и поднимают настроение детям улучшая их эмоционально-психическое состояние. Так и песни разного характера по разному влияют на состояние ребёнка. Например,

  • маршевые песни повышают активность;
  • колыбельные успокаивают, улучшают сон, нормализуют сердечную деятельность и кровяное давление;
  • совместное пение с ребёнком повышает внимание. сосредоточенность;

Важным условием в процессе певческой деятельности является то, в какой певческой установке и позиции находится ребёнок. Поэтому дети должны стоять спокойно, расслабив плечевой пояс и мимическую мускулатуру, спину держать ровно, руки опустив вдоль туловища. Категорически неприемлемо кричать во время исполнения, форсировать звук, поднимать плечи во время дыхания. Голосовой аппарат нужно тоже подготовить. Я предлагаю ребятам представить, что они, например, фокусники и, что сейчас изо рта у них появится шар. Или наш рот – это дупло, из которого выглядывает филин и поёт: «У-у». То есть у ребёнка сразу поднимается верхнее нёбо (позиция зевка) и голос звучит более округло и звонко. Благодаря этому мы сохраняем детские голосовые связки от напряжения и большой нагрузки, т.к. воспроизведение звука происходит не только за счёт голосовых связок, но и за счёт головных резонаторов. Так же для охраны и оздоровления детского голоса в своей работе я применяю такое упражнение, как гортанный скрип – «штро бас». Особенно полезно применять его после долгого пения, исполнения мелодии в высоком регистре, после сильной голосовой нагрузки. Скрип расслабляет голосовые связки, заставляя их вибрировать, очищает от скопившихся вредных веществ. Дети очень любят в игровой форме выполнять это упражнение.

Немаловажную роль играет и песенный репертуар, подобранный для исполнения детьми. Это любимые детские темы про животных ( «Весёлый жук», «Хомячок» и т.д.), детский сад, поход, природа, игрушки и т.п. Все упражнения, попевки и музыкальные комплексы проходят в игровой форме. Дети с большим интересом приобщаются к песенному творчеству, сочиняя коротенькие мелодии и музыкальные ответы на вопросы, что положительно влияет на их психо-эмоциональную сферу жизни.

Здоровьесберегающие технологии включают в себя практически все виды музыкальной деятельности дошкольников, не исключая пение. К ним относятся: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, речевые игры, исполнение песен.

Важно помнить о регулировании громкости и продолжительности музыки, звучания песни. Слишком громкое или продолжительное звучание вредно для здоровья, т.к. утомляет нервную систему, может вызвать усталость и раздражение.

Врач-фониатр Е.И. Алмазов: «Пение…доставляет поющему удовольствие,.. упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье».

Итак, грамотные занятия пением улучшают ритм дыхания, снижают риск простудных заболеваний, стимулируют творческую активность, развивают воображение, расслабляют организм и мышцы лица, восстанавливают силы и даже нормализуют работу мозга.

Пойте сами, пойте с детьми, для детей и будьте здоровы!!!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год