Круговые танцы как метод коррекционной работы с детьми дошкольного возраста |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Ерофеева Алена Владимировна | |||
27.11.2018 22:55 | |||
Круговые танцы как метод коррекционной работы с детьми дошкольного возраста Автор: Ерофеева Алена Владимировна музыкальный руководитель, (МБДОУ «Светлячок» с. Устье Сунтарского улуса РС (Я) В последние годы резко возрос процент детей с патохарактерологическим развитием личности. Их характеризует повышенная утомляемость, истощаемость нервной системы, плохая переключаемость, рассеянность, неусидчивость, драчливость или же пассивность, плаксивость. Этот контингент детей довольно широко представлен в каждом детском саду. Увеличилось число детей, которых правомерно можно отнести к группе риска. К ним относятся: дети с поздним развитием устной речи, с задержкой физического развития. К сожалению, у таких детей нарушена эмоциональная сфера и, как следствие, возникают трудности, проблемы в общении.
Проведенный опрос родителей наших воспитанников показал, что все они хотят видеть своих детей здоровыми, всесторонне развитыми, обладающими коммуникативными качествами. Для того, чтобы решить проблему полноценного психо-эмоционального, физического, речевого развития наших воспитанников, в коррекционной работе МБДОУ «Светлячок» с. Устье педагогами используются круговые танцы. Большинство педагогов-музыкантов высказывают идеи по поводу того, что простой, легкий, игровой танец вызывает у детей массу положительных эмоций, способствуя развитию не только музыкально-ритмических способностей, но и коммуникативных навыков (А. Буренина, Н.Куприна, О.Бубнова, М.Картушина и др.). К.Орф «заразился» идеей сочетания музыки и движения как средства «раскрепощения», свободы тела и духа. Он мечтал научить детей читать «мировую книгу» музыкальных интонаций так же, как они читают сказки народов мира [2]. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, самым важным является участие, а не представление и демонстративность. Совместный танец для того, чтобы чувствовать и переживать вместе. Это снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце. По мнению автора, круговые танцы выполняют коммуникативную роль и развивают не только музыкально-ритмические способности, но способствуют формированию коммуникативных и личностных универсальных учебных действий и предпосылок. Таких, как:
В коррекционной работе мы используем круговую форму исполнения танцев, так как круг – наиболее комфортная пространственная форма для организации психологических контактов. Каждому человеку, особенно ребенку, эгоцентризм которого является неопровержимым фактом, хочется быть в «центре событий». Важно, чтобы лица были обращены к нему. Вид спины – символ отторжения, ухода несет в себе отрицательную информацию. Компоненты танца просты: ходьба, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение, хлопки, притопы и т.д. Танцуя, дети вслушиваются в части музыкального произведения, и, поскольку музыкальные фрагменты повторяются несколько раз, дети легко осваивают форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Заучивают разнообразные ритмы, отстукивая их рукой по своему телу, по полу, по столу и т. д. Смена направления движения способствует осознанию пространства, помогает увереннее ориентироваться в групповой комнате, в музыкальном, спортивном зале. Некоторые дети слабо осознают свое тело и боятся идти назад, но, держась за руки, они чувствуют себя увереннее и лучше сохраняют равновесие. Тот, кто обычно стремится избежать контакта, легко и естественно берет соседей за руки в танцевальном кругу. С ростом опыта взаимодействия со сверстниками у детей происходит накопление знаний о формах поведения, осознаются причины действий, возможность видеть поведение других детей со стороны. Помимо коммуникативных танцев-игр предложенных Бурениной А.И., в нашем детском саду активно используются танцы народов мира, потому, что именно они обладают концентрированной жизненной энергией и в то же время просты и доступны, не требуют особой техники. Это якутский хороводный танец «Оhуохай», основное движение которого основано на шаге осуохай, осуохайкотуу; русские хороводные танцы «Земелюшка-чернозем», «На горе-то калина» основные движения которого исполняются на хороводном шаге с носка, «Хорватский народный танец», основные движения которого хлопки и приставной шаг, «Венгерский круговой танец» со скользящими хлопками, «Чешский танец» с прыжками и т.д. Танцуем как под аккомпанемент, так и под аудиозапись. Удобные по темпо-ритму, с четкими фразами, простые в исполнении танцы позволяют использовать их не только на коррекционных занятиях, но и в других режимных моментах. Ребята с удовольствием исполняют понравившиеся танцы-игры, хороводы на прогулке, во время самостоятельной деятельности. С большим желанием дети откликаются на просьбу придумать свой танец из понравившихся движений. Некоторые танцы разучиваем прямо на празднике, так как движения просты в исполнении и повторяются несколько раз и тогда родители – уже не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми. Что способствует развитию детско-взрослых отношений, укреплению связи детского учреждения и семьи. Таким образом, можно отметить, что использование коммуникативных танцев в качестве метода коррекции психоэмоциональных, физических, речевых нарушений в условиях ДОО имеет положительные результаты. В несложных и веселых танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить. Благодаря использованию круговых танцев улучшился положительный эмоциональный фон психологических контактов детей друг с другом, ребята стали более активными, открытыми для общения, перестали стесняться, уверенно держат за руки взрослых и детей. Литература
|