Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном воспитании детей с ОВЗ в ДОУ. |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Рачеева Татьяна Леонидовна | |||
01.11.2018 20:32 | |||
Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном воспитании детей с ОВЗ в ДОУ. Автор: Рачеева Татьяна Леонидовна. Музыкальный руководитель МБДОУ Д/с № 52 «Белочка» «Игра развивает индивидуальность; играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра- могущественное орудие для укрепления способности мыслить и для развития сознания» Э. Жак-Далькро. Обычная методика музыкального воспитания в детском саду не совсем подходит для работы с детьми с особыми возможностями здоровья. Как правило у таких детей наблюдаются нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики. Психомоторное развитие отстает от возрастной нормы: такие дети часто «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, их движения плохо координированы. Особую трудность вызывают согласованные движения рук и ног при разучивании игр и танцев. Часто такие дети не владеют даже простыми двигательными навыками (хлопки в ладоши, прыжки, повороты и т. п.). Актуальность темы. Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений в музыкальном воспитании детей с ОВЗ заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определённой системе, с учётом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
В своей работе мы мало времени уделяем дидактическим пособиям и играм. Работа по музыкально — сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Только со временем пришло понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного развития и применение дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей. В чём же ценность дидактических игр и пособий в работе с детьми с ОВЗ? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор был сделан на использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми. Цель работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно – слухового и наглядно – зрительного методов музыкального воспитания. Цель работы определила и поставила следующие задачи:
Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия и игры, используемые в образовательной деятельности, соединяют в себе все методы музыкального воспитания. Между музыкально-дидактическими пособиями и играми много общего. И те и другие направлены на развитие у детей представлений о свойствах «музыкального языка». Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств, передача мыслей, чувств, т.е. содержание произведения, характеристика выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов и структуры произведения. Основные направления деятельности. Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Игры должны быть красочно оформлены. В процессе пения они помогают нам научить детей петь выразительно, учат брать дыхание между музыкальными фразами. Игры желательно проводить перед пением, так как они способствуют развитию слуховой сосредоточенности, столь необходимой именно в пении. Для того чтобы игра проходила весело, интересно в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально-дидактических игр.
В течение учебного года дети знакомятся с разными играми. Когда какая-либо игра переходит в самостоятельную деятельность детей, на занятии сразу же осваивается следующая игра и т.д. В первую очередь необходимо осваивать игры для развития звуковысотного и ритмического восприятия. Это связано с тем, что высота и длительность – основные компоненты мелодии, требуют от детей большей упражняемости. Знакомство с играми, формирующими тембровое и динамическое восприятие, следует проводить в конце учебного года, так как они требуют от дошкольников меньших усилий. Подбирая возможные средства и методы проведения коррекционной работы и диагностики по логоритмической и музыкально-ритмической деятельности следует помнить, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, следовательно все мероприятия должны проводиться в игровой форме, только тогда они будут интересны детям, а следовательно заинтересуют их и будут давать ощутимый результат и отдачу. Включение музыкально-дидактических игр в музыкальные занятия и занятия по развитию речи, в повседневные игры детей способствует как собственно музыкальному развитию, так и преодолению речевых и двигательных нарушений. Музыкально-дидактические игры с пособиями. «Бабочки». «Дружные бабочки» Педагог раздает детям бабочек парного цвета. Под веселую музыку дети, в рассыпную двигаются по всему пространству музыкального зала. Рука с бабочкой как бы порхает вверху. По смене музыкального сопровождения каждый ребенок должен найти себе пару-бабочку такого же цвета. «Собери свой кружок». Педагог раздает детям бабочек 3-4 цветов. Под веселую музыку дети, в рассыпную двигаются по всему пространству музыкального зала. По смене музыкального сопровождения дети должны собраться в кружки по цвету. Поощряются дети, сумевшие собраться первыми и построить ровный круг. «Цветочная поляна» Педагог раздает девочкам бабочек, а мальчикам цветочки или листики. Под веселую музыку дети, в рассыпную двигаются по всему пространству музыкального зала. Рука с бабочкой как бы порхает вверху. По смене музыкального сопровождения каждая девочка должна найти своей бабочке цветочек для отдыха. «Бабочка и ветерок» Дети разбиваются на пары и встают в произвольном порядке. Один из них – «бабочка», другой – «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза. Звучащая музыка начинает импровизированный танец, в котором «ветерок» управляет движениями «бабочки». В процессе танца партнеры меняются ролями ( «бабочка» открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх). «День рождения бабочки» Дети стоят в кругу, педагог-ведущий в центре. Под спокойную часть музыки дети подзывающими движениями стараются подозвать к себе бабочку в руках воспитателя. Педагог выбирает одного из детей и выводит его в середину. Они вместе танцуют танец, а дети хлопаю им под музыку. «Кто внимательный?» Дети с бабочками в руках идут цепочкой в разных направлениях. На неожиданный акцент в музыке ведущий цепочки опускается на одно колено. Остальные продолжают движение. Снова звучит акцент в музыке, идущий впереди опускается на одно колено. Так продолжается до тех пор, пока все дети не встанут на одно колено. Затем это упражнение дети проделывают в обратном порядке, пока все не встанут с колена и не образуется вновь цепочка. «День и ночь» Дети свободно располагаются по всему пространству зала. Звучит музыкальное сопровождение характеризующее ночь-колыбельная и день-полька. Дети выполняют соответствующие танцевальные движения под веселую музыку и приседают на корточки (бабочки спят) под колыбельную. Методологическая основа деятельности.
|