Инновационные подходы и методы при обучении дошкольников хоровому пению. |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Крайнова Светлана Евгеньевна | |||
17.06.2018 21:11 | |||
Инновационные подходы и методы при обучении дошкольников хоровому пению. «Запоют дети – запоёт народ» — К. Д. Ушинский. Содержание:
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации – это решение нестандартных задач всегда нестандартными способами, которые «…дают быстрый прорыв в новое качество…» (В. В. Путин) 2. Пение — основной вид музыкальной деятельности детей. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Немаловажную роль в процессе обучения детей пению играют музыкально-дидактические игры и пособия. Огромную помощь в работе музыкальных руководителей оказывают современные методические пособия, н.п. технология М.Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду», фонопедические упражнения Емельянова, Огороднова, здоровьесберегающая система О.Н. Арсеневской. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: "эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Пение наиболее близко и доступно детям. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому важно, чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринуждённость является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата. Детский голос сильно отличается от голоса взрослых, у дошкольников голос ещё не сформирован и слаб. Лишь к 7-ми годам голосовой аппарат ребёнка в целом формируется, а в дальнейшем происходит развитие и укрепление. Учитывая возможности детского голоса, никогда не пою с детьми без подготовки и настройки голосового аппарата. Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию. Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса систематически использую развивающие игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности, а также у детей формируется определённая непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса. На каждом занятии провожу дыхательную гимнастику, в течение 2-3 минут. Дыхательную гимнастику также провожу в игровой форме. По возможности игры на дыхание соединяю с движениями туловища, рук, ног, пальцев. Практика показала, что упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению. Всегда перед началом пения даю две распевки, одну-две маленькие песенки, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона; их исполнение дает возможность разогревать голос, развивать слух, а транспонирование мелодии в пении способствует быстрой слуховой перестройке (на полтона — тон выше или ниже). Большую пользу детям приносит игровое упражнение «Музыкальное эхо» (поочередное пение взрослого и ребенка, солиста и группы, нескольких групп). Привнесение игровых моментов в пение улучшает не только качество пения, но и создает у детей соответствующее настроение, желание петь, и, что важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, «зажимы». Главная задача игрового момента – участие всех детей в творческом процессе. Понимая особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации, я стараюсь добиваться точного воспроизведения мелодии; начинаю петь простые песенки, построенные на двух-трех звуках. Ребёнок слушает, затем поет вместе с взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. Работая над чистотой интонации, использую такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение с закрытым ртом (м-м-м), слогами (та, ля, ду, на и т.п.), пение про себя, пение стоя, сидя, цепочкой, с несложными движениями. Систематичность в подходах к работе, варьирование разных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное (поэтапное) изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение материала, дифференцированный подход к детям — все это позволяет мне достичь положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста. 3. Как и в любом деле, в певческой деятельности существуют определённые устоявшиеся формы и этапы работы. Музыка, однако, часто вносит свои коррективы в привычные схемы. При работе по разучиванию песни происходит то же самое: этапы работы остаются прежними, а их эмоциональное наполнение, объём и содержание каждый раз разное. Приведу алгоритм методов и приёмов, который поможет педагогам сориентироваться в своей профессиональной деятельности, выбрать новый, конкретный, наиболее подходящий вариант для себя, для детей при работе над песней.
Из своего опыта могу сказать, как действенны следующие дидактические пособия, применяемые в вокально-хоровой работе: «Музыкальные кубики» с разными картинками (дети передают кубик по кругу под музыку, на окончание мелодии называют картинку, вспоминают любимую песенку и поют ее сольно или всей группой, подгруппой); «Пиктограммы» (дети одну и ту же песню исполняют в разных характерах в зависимости от показанной пиктограммы, н.п. грустная, веселая, страшная, решительная, злая и т.д.); Игра «Угадай, кто поет?» (дети сначала договариваются, какая песня будет звучать, выбирается водящий, отворачивается спиной от всех детей и внимательно слушает, сколько детей поет и кто?); «Песенки на лесенке», «Петушок и курочка»; Карточки на слитное и отрывистое пение; Домик «Теремок»; Различные картинки (листочки, грибочки, кружочки и ритмические палочки для фланелеграфа) (выкладывание фрагментов мелодий на нотном стане) Любое пение должно начинаться с распевания и вокальных упражнений. Распевки разогревают голосовые связки, подготавливают их к работе, без распевания мы можем не попадать с самого начала на какие-то ноты, несмотря на хороший слух и голос. Без распевания вдруг можем обнаружить, что где-то посредине песни или вокального упражнения может перехватить голос и нужно откашляться и т.д. Распевка для певца – что разминка для спортсмена. При распевании можно с успехом использовать игру «Кузнечик» (поступенное звучание мелодии, палочка с прикрепленным на ее конце кузнечиком, пять одинаковых цветочков, здесь возможно несколько разных вариантов распевания, но с обязательным возвращением в тонику) Всегда напоминаю детям о правильности посадки во время пения: «Чтобы красиво петь, надо правильно сидеть!» Одной из задач в разделе «Пение» является формирование умения брать дыхание и удерживать его до конца фразы. Закрепить правильное положение губ при пропевании гласных помогает пение гласных на одном звуке или в восходящем и нисходящем порядке. В этом мне помогают карточки с напечатанными крупным шрифтом гласными звуками (показать) и стихотворение, которое так и называется «Гласные»: Для пения гласные звуки важны- И напевны, и нежны. Летят, как птицы в синеву-а-э-и-о-у. Крикливо и громко не надо их петь- Горло может заболеть. Ушки держи начеку- А-э-и-о-у. Упражнения на укрепление дыхательных мышц с использованием пособий на ниточках можно позаимствовать из приемов работы логопедов. Прикрепляются ниточки с петелькой на конце к листочкам, цветочкам, снежинкам, грибочкам, сердечкам и т.п. Дети надевают петельку на палец и дуют на различные предметы (кто дольше?) Для увеличения объема дыхания проговариваем предложения, различные по длительности (изготовлены карточки для воспитателей) Дети повторяют за педагогом на одном дыхании, стараясь передать интонацию речи. В середине предложения дыхание брать нельзя. Н.п. упражнение «Едем в гости» (модель Картушиной М.Ю.) Едем в гости Едем в гости к бабушке Мы едем в гости к бабушке Мы все вместе едем в гости к бабушке Мы все вместе едем в гости к бабушке Загадушке Мы все вместе едем в гости на тележке к бабушке Загадушке Мы все вместе едем в гости на лошадке, на тележке к бабушке Загадушке Упражнение с офисным листом бумаги (подуть) Произнесение на одном дыхании скороговорок Сидит ёжик у ёлки, Сосчитай его иголки! (начинают считать на одном дыхании) Раз иголка, два иголка, три иголка… Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки! Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка… На пороге вытри ноги, Вытри ноги на пороге: Вытри раз, вытри два, вытри три… (кто больше?) Упражнения на продолжительность и равномерность выдоха с использованием раздаточного материала. Это могут быть силуэты парохода, паровоза с прикрепленным к трубе кусочком тюля, домик с окошком, в котором висит занавеска, лодка с парусом из лёгкой ткани или свеча с «огнем» из красной капроновой ленты (со звуком «ду-у-у» или «ту-у-у») Упражнение «Свеча». Дыхательные упражнения» Большой и маленький ёжик» -дети на вдохе тянутся вверх, на выдохе садятся на корточки и произносят «фрр». Упражнения «Насосы»,» Большой и маленький человечек» дети выполняют всегда с радостью и желанием. Упражнения «Горки»,» Самолёты» помогают в развитии у ребёнка звуковысотности. В работе с детьми-первая задача-отличать и пропевать 2-3 различных по высоте звука. После того, как дети научаться различать по высоте высокий и низкий регистры, они легко усваивают и применяют термины «высокий» и «низкий» к отдельным звукам. Песни и упражнения рекомендуется выстраивать в таком порядке, чтобы сначала дети осваивали понятие» выше-ниже» на более широких интервалах сексты, септимы. Затем расстояние между высоким и более низким звуком постепенно сокращается до квинты, кварты. терции, секунды. Детям очень нравится упражнение» Поймай звук» -играется или пропевается звук, ребёнку нужно этот звук» поймать» и пропеть на определённый слог. В дальнейшем я пропеваю своё имя на определённом звуке. Дети по очереди пропевают своё имя. Различные графические изображения (длинные и короткие полоски) «Тень, тень, потетень», «Сорока», «Андрей-воробей», любая песня Наклейки, вырезанные картинки, открытки и т.п. для поощрения детей за правильное пение Дидактическое пособие «Тучка» (показ направления мелодии указкой) Всем известное пособие «Бубенчики» Пособие «Лесенка» (игрушки и раздаточный материал) Наглядные пособия с движущимися деталями Пособие «Птички на дереве» «Птички на проводах» Различные игрушки и подручные средства, например: щётка, мячик, кукла, кубик и т.п. Таким образом, можно придумать массу разных вариантов (дети под музыку передают друг другу предмет, аналогично игре с «Музыкальным кубиком», у кого предмет остановился, тот исполняет песенку или скороговорку) Щёткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. Моделирование на фланелеграфе сюжетов песен Пособие «Ладошки и ножки» Динамические карточки (педагог показывает карточки с полярными динамическими оттенками, а дети проговаривают или пропевают знакомые потешки, песенки, упражнения) Озвучивание картин (известные репродукции или подобранные картинки, дети выполняют звукоподражания, любые напевы)
Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда мама берёт его к себе на руки и прижимает к груди. Это одно из первых знакомств маленького человека с ощущением ритма. Ритмично функционируют и другие системы человеческой жизнедеятельности:
Ритмами пронизана вся природа. Благодаря им происходят:
Человек — часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо. За что отвечает чувство ритма у человека?
|