Педагогический проект «Музыка вместе с мамой» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Кучер Зоя Анатольевна | |||
25.02.2018 21:34 | |||
Педагогический проект «Музыка вместе с мамой» Автор проекта: Музыкальный руководитель Кучер Зоя Анатольевна МБДОУ — д/с № 11 2016 год Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение — детский сад № 11 станицы Андреевской. Информационная характеристика педагогического проекта: Тема проекта: логоритмика как средство развития речи, музыкальных способностей и творческого начала детей младенческого возраста Проект-вид творческий, долгосрочный (на учебный год). Участники музыкальный руководитель, воспитатели, дети младенческого возраста (от рождения до 1,5 лет), родители.
При разработке и реализации проекта для меня было важно определить цель и задачи проекта: Цель
Задачи
Актуальность состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития музыкальных, творческих и речевых способностей ребёнка. Методическое обеспечение
Методические пособия и полисенсорные игры
Краткая аннотация проекта «Музыка вместе с мамой» Проект направлен на благоприятное развитие воспитательных, образовательных, корректирующих процессов посредством проведения с детьми младенческого возраста логоритмических игр и упражнений. Все мы знаем, что чем больше двигательная активность малышей, тем лучше развивается их речь, музыкальные и творческие способности. И всему этому помогают логоритмические игры и упражнения. А в комплексе всё это логоритмическая ритмика — логоритмика. Логоритмика — это система двигательных упражнений, в сочетании с музыкой и произнесением специального речевого материала. С ней мы знакомим своих малышей с детства. Каждая мама с рождения укачивает своего младенца под колыбельную песню с ритмичными покачиваниями. Бабушка, которая поет своему внуку «Ладушки, ладушки», «Прилетели гули», «Топ, топ, топоток», при этом ребенок делает движения руками и ногами. Логоритмика полезна детям, а особенно имеющим проблемы задержки речевого развития на раннем этапе. Благодаря проведению логоритмических игр и упражнений создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, к выполнению музыкально-ритмических движений. Большую роль играют логоритмические игры и упражнения в формировании устойчивого интереса малышей к музыкальной деятельности. Именно в развитии музыкальности на данном этапе мы закладываем основу для развития речи, моторики, а также накапливаем музыкально — эстетический «багаж» наших детей. Актуальность. В последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к младенческому периоду жизни ребёнка. Слабость и несовершенство этого возраста, по сути, являются его силой и предоставляют безграничные возможности для всестороннего развития, для формирования основ будущей взрослой личности. Психическое развитие младенческого возраста формируется по мере роста ребёнка. Для того чтобы малыш научился воспринимать окружающий мир, радоваться, говорить и думать, нужны специальные условия. Одного ухода недостаточно, чтобы вырастить полноценное человеческое дитя. Начинать обучение следует уже с первых дней жизни ребёнка, двигаясь целенаправленно и обдуманно. Ребёнок развивается очень быстро и физически и умственно, поэтому очень важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии. В педагогическом аспекте логоритмика — одна из форм своеобразной активной терапии, основанная на связи движения, музыки и слова. В основе методики лежит сочетание музыкально-игровых упражнений с детьми от 6 месяцев до 1,5 лет. Занятия нацелены на всестороннее развитие малышей средствами музыки: внимания, памяти, моторики, коммуникативных способностей. Методика включает в себя систему занятий, основанную более чем на 600 авторских песенках-играх. Упражнения могут применяться как родителями в домашних условиях, так и педагогами в дошкольных учреждениях. Основные принципы:
Вся музыка доступна для понимания даже самым маленьким детям, поэтому диски используются детьми разного возраста. Их методика охватывает:
Методика легко вписывается в повседневную жизнь мамы и ребенка. Мама вместе с малышом делают упражнения под песенки, но не просто упражнения, а как бы разыгрывают небольшой сюжет. Забавные двигательные движения, сочетающиеся с показом игрушек под простую мелодию, очень нравятся детям, они дарят им массу положительных эмоций. Занятия по системе всегда веселые, разнообразные и увлекательные. К тому же методика предусматривает выполнение многих видов движений, которые укрепляют физическое здоровье (наклонись, подпрыгни), развивают чувство ритма, музыкального слуха и памяти, активизируют речь (проговаривание, подпевание), развивают мелкую и крупную моторику (пальчиковые игры, игра на муз. инструментах), эмоциональную сферу, внимание, наблюдательность. Практически во всех альбомах после песенки идет караоке-версия, под которую ребенок с мамой поют самостоятельно.
Этими занятиями развиваем чувство темпа. Варианты упражнений:
Медленно скажите: «Большие ноги идут по дороге» (руки на поясе, ребёнок поочерёдно высоко поднимает ноги, медленно идёт по дорожке). Быстро проговорите: «Маленькие ножки бежали по дорожке» (ребёнок бежит мелкими шажками по дорожке). Повторите несколько раз.
Самый популярный среди мам, да и малышей, вариант — занятия по методике Железновых «Музыка с мамой». Авторами методики разработаны музыкальные диски и методические рекомендации к каждой песенке. Занятия проходят в игровой форме и достаточно разнообразны: это и пальчиковая гимнастика под музыку, и игры с предметами, и игры-потешки, и хороводы, и игры-шумелки, и даже знакомство с нотной грамотой. Методика рассчитана на детей младенческого возраста.
Это один из самых любимых детьми видов логоритмики. «Ладушки» и «Мишку косолапого» знают большинство малышей. Стихи с движениями легко запоминаются, расширяют словарный запас ребёнка, развивают координацию и образное мышление. А ещё это прекрасный способ взаимодействия с мамой. Ведь стихи с движениями можно разучивать, когда малыш ещё даже не умеет говорить. Мама рассказывает стих, а ребёнок показывает движения.
Это короткие песенки, которые направлены на улучшение произношения отдельных звуков. Их текст похож на чистоговорки, а пропевать их желательно, сопровождая определёнными движениями (хлопками, щелчками, притопами и проч.). Логопедические распевки есть и в программе Железновых. На видео пример одной из распевок.
Это неотъемлемая часть занятий логоритмикой. От развития мышечно-артикуляционного аппарата лица во многом зависит качество произношения звуков. С малышами чаще практикуйте обычные гримасничанья, надувания щёк, просите изображать разные эмоции. В занятия логоритмики, мы обязательно включали танцевальные разминки. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что давало детям положительные и радостные эмоции. В танцевальных разминках и играх мы не оценивали качество выполнения движений, что позволяло ребенку раскрепоститься. Для того чтобы дети быстрее и легче запомнили музыку и движения, мы включали их в утренние гимнастики, режимные моменты. Это помогает добиться успеха в формировании новых умений детей легко двигаться. Немаловажной задачей стало для нас формирование у детей умения снижать излишнее напряжение, развивать мышечное чувство, воспитать способность управлять этими процессами. Благодаря специально подобранным упражнениям мы постепенно развивали умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела. Общий принцип этих упражнений — сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением. Рекомендации по занятиям логоритмикой
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Логоритмика для малышей — это комплексные занятия, куда входят музыка, движение и ритм. Прежде чем заниматься по этой методике, необходимо изучить виды упражнений: Интонационное и коррекционное произношение. Фонетическое (слуховое) восприятие. Артикуляционное упражнение. Песни без музыкального сопровождения. Игры на музыкальном инструменте. Регулировка мышечного тонуса. Упражнения, формирующие ориентир в пространстве. На всех занятиях соблюдаются правила последовательности. Сначала изучаются слова или стишки. Затем постепенно усложняется занятие. После того как дети усвоили хорошо материал, необходимо его закрепить. Для этого следует уделять внимание логоритмике ежедневно, начиная с 10 минут. В логоритмических играх существует очень много занимательных и развивающих методик для детей. Логоритмика оказывает огромную пользу для развития ребенка, а именно:
Общий проект на учебный год (сентябрь — июнь) Первый этап реализации проекта (сентябрь – ноябрь)
|