Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Значение коммуникативных танцев — игр в музыкальном и социально-личностном развитии детей дошкольного возраста
Занятия по Музыке
Автор: Нестеренко Наталья Игоревна   
18.10.2017 15:51

Значение коммуникативных танцев — игр в музыкальном и социально-личностном развитии детей дошкольного возрастаЗначение коммуникативных танцев — игр в музыкальном и социально-личностном развитии детей дошкольного возраста

Нестеренко Наталья Игоревна Музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад компенсирующего вида №1» г. Балаково Саратовской обл.

В настоящее время встречается всё больше детей с неадекватной самооценкой, ребёнок зажат, либо расторможен, вследствие чего возникают проблемы с общением. Поэтому педагогам следует заботиться о социально-эмоциональном развитии дошкольников, о формировании таких качеств, как: коммуникабельность, активность, самостоятельность, инициативность. Освоение ребёнком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Дошкольный возраст это важнейший этап в развитии личности. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, старается учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным. Основной целью в работе с детьми является формирование у ребёнка активного творческого восприятия музыки, способности получать наслаждение от контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников, воспитывая доброжелательность и умение быть коммуникабельным. Этому способствуют музыкальные коммуникативные игры.

Музыкальные коммуникативные игры — это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств, развития чувства ритма, звуковысотного слуха, диатонического слуха, вокального и танцевального творчества детей. Через коммуникативные музыкальные танцы — игры эффективно реализуются следующие задачи:

  1. Развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению со сверстниками.
  2. Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
  3. Уверенность в себе.

Коммуникативные танцы — игры это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет) и т. д. Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Впоследствии использование подобных плясок при проведении досугов с детьми и взрослыми породило множество вариаций.

В работе с детьми можно использовать следующие коммуникативные игры: Игра-знакомство «Мы сегодня собрались, ты кто?» — данная игра позволяет успешно адаптироваться ребёнку в группе. Например, во время игры дети стоят в кругу и поют «Мы сегодня, мы сегодня, мы сегодня собрались», один ребенок в это время — ведущий идёт по кругу, по окончании музыкальной фразы подходит к ребёнку и поёт: «Ты кто?», ребенок-участник поёт своё имя. Ведущий встаёт на место отвечавшего ребёнка, тот становится ведущим, идёт по кругу, игра продолжается. «Игры-фантазии» направлены на развитие воображения детей в процессе восприятия музыкальных произведений, умение согласовывать свои действия в парах, группах. Например, во время игры «Нарисуй музыку» детям предлагают выразить свои чувства, мысли, ощущения, возникшие под впечатлением услышанной музыки и придумать сюжетную картину к ней в паре или в группе из 3-5 человек. Дети договариваются в процессе придумывания и выстраивания общей сюжетной линии, выражают свои музыкальные впечатления в рисунках. Можно оформить выставку детских творческих работ «Мы рисуем музыку». «Игры-массажи» построены на тактильных ощущениях, исполняются в парах, дети договариваются, кто первый делает массаж под музыку. Игры на развитие танцевального и вокального творчества ( «Зеркало», танец — игра «Если нравится тебе, то делай так!», «Придумай песенку воробья» и др.) побуждают детей к совместному придумыванию танцевальных композиций, несложных музыкальных мелодий.

Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание. Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе. Коммуникативные танцы: «Приглашение», «Вот и поздоровались», «Потанцуй со мной, дружок», «У меня, у тебя», полька «Ну и до свидания!» «Лавата», «Танцуем с мамой», «Музыкальный паровозик» другие. Это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. В этих танцах развивается легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению.

Ценность и польза коммуникативных танцев — игр очевидна. Использовать их можно и нужно в самых разнообразных формах работы с детьми − и на НОД, и на праздниках, и на развлечениях. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития.

Особенно актуально использовать коммуникативные танцы — игры при проведении совместных праздников с родителями, где родители не только гости, но и активные исполнители.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год