Статья на тему «Игровой метод, как эффективное средство в преподавании вокала детям дошкольного возраста» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Балмуш Олеся Олеговна | |||
16.10.2017 19:26 | |||
Статья на тему «Игровой метод, как эффективное средство в преподавании вокала детям дошкольного возраста» В нашей статье собран ценный опыт многих выдающихся и не очень известных педагогов, которые, накапливая его, послужили нам своим творчеством и идеями. Как известно, занятия в вокальной студии служат не только для развития вокальных навыков, но и являются источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности, а наиболее эффективным методом для этого считается игра. Игра необходима ребёнку для выхода избыточной энергии, для реализации инстинкта подражания, для тренировки навыков, необходимых в повседневно жизни и т.д. Известны игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок. Дошкольники с интересом играют в музыкально-дидактические игры, например, с такими заданиями: придумать позу, жест, мимику, характерные для того или иного образа; сочинить для него песню с определенной интонацией и тембром. Первоначально игру ведет педагог, позже – сами дети. С помощью этого метода формируется самостоятельность. В сюжетно-ролевой игре старшие дошкольники выбирают тему под влиянием различных музыкальных заданий, например, "Ищем таланты", "Концерт по заявкам", "Угадай песенку", "Музыкальное занятие", распределяют роли, и сюжет получает развитие.
Игровой метод в вокальной деятельности можно разделить на два этапа: речевой и певческий. Цель первого, речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным и привлекательным. Цель второго, певческого – формирование и развитие подвижности голосового аппарата, навыков певческого дыхания, певческой интонации, разучивание учебного репертуара. Оба этапа тесно взаимосвязаны между собой, т.к. развитие и формирование певческих навыков идёт одновременно. Используя практический материал речевого опыта можно более тщательно поработать над артикуляцией, дикцией, интонацией. Речевой этап значительно облегчает развитие певческого голоса ребёнка. Можно выделить семь видов данного этапа, которые в процессе занятий можно чередовать: Артикуляционная гимнастика — помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию. Игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. Навык речевого и певческого дыхания в игровых упражнениях формируется постепенно с последующим усложнением. 3)Игры с голосом — подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плач), голосам животных (мяукание, хрюканье, кукование, шипение и т.д.), звукам окружающего мира (тикать, капать, гудеть, выть, скрипеть и т.д.). 4) Речевых упражнений — помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, исправлению речевых дефектов, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, активизирует дыхательную мускулатуру. Прием произношения текста песни активным шепотом на крепком выдохе вызывает ощущение опоры на дыхание, активизирует дыхательную мускулатуру. 5) Приём пения «про себя». Для начала, чтобы ребенок понял суть: фрагмент знакомой песни беззвучно «поет» педагог, а ребенок угадывает ее по артикуляции. Применяется и при работе над разучиванием репертуара (развивается артикуляция, артистизм, при этом связки регулярно будут «безопасно» тренироваться). 6) «Включаем и выключаем звук в телевизоре». Например, ученик поёт разучиваемую песню, а педагог то «включает» звук, то «выключает», показывая какой-либо знак рукой. Получается весело, и неплохо тренирует «внутренний слух». 7) Работа с руками: Обязательное условие на музыкальных занятиях является работа с руками. Руки “отвечают” за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения. Практическое применение игрового метода в работе с детьми. Перед тем как приступать к вокальной работе с детьми, необходимо научить их правильно стоять, или сидеть при пении: прямое, без напряжения, положение корпуса, головы, расправленные, слегка оттянутые назад плечи, лёгкий прогиб позвоночника в области поясницы, свободно опущенные (если ребёнок стоит) или лежащие на коленях (если сидит) руки. Певческая стойка способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами. Существует несколько способов «собрать» внимание детей. Например, говорим с детьми так: «Ножки — раз, ручки — два, спинка — три! Певческая фигура, замри!» После того, как дети сконцентрировались, можно приступать к играм – упражнениям. Начинаем с дыхательной гимнастики. Упражнения для подготовки дыхательной системы: счет на четыре:
Дети поют на свободной высоте звук «У-у-у-у-у». - Просто гудим. - Громко, тихо. Самолёт отводить дальше, ближе. - Самолёт заболел. Дети интенсивно ударяют себя рукой по грудной клетке. - Летим вверх, вниз. Выполняем глиссандо вверх, вниз. - Полетели на стульчики. Расправив руки как крылья, дети «летят». Далее разрабатываем артикуляционные мышцы:
Проговариваем скороговорки для развития дикции: Няня мылом мыла Милу, На дворе трава, Упражнения на развитие звуковысотного слуха: «Крашу карниз». Краской крашу я карниз ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ, от и выкрашен карниз. ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ, «вверх» произносить глиссандо вверх, «Вниз» — глиссандо вниз. Это упражнение также способствует выработке гибкости голоса. «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» — поем по натуральному мажору вверх на квинту и вниз. Поём по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении. Поём по слогам «Сияла ночь» по звукам T53 при нисходящем движении. Поём по слогам «Мы идём» по звукам T53 при нисходящем движении. Как только разогрели певческий аппарат, переходим к речевым играм: «Чистоговорка на слоги» Ма-ма-ма – я сама. Ми-ми-ми – меня за руку возьми. Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло. Ле-ле-ле – он их строит на земле. 1) После отработки игровых упражнений начинаем работать над музыкальным материалом. В работе над произведением предлагаем применить фонопедический метод В.В. Емельянова: выбираем небольшой, наиболее сложный отрывок в любой песне, и прорабатываем его различными способами
Список литературы.
|