Создание позитивного микроклимата в детском коллективе средствами музыкально-ритмического воспитания |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Сидорова Е.П.. Серегина А.Д.. Петросян И.В. | |||
20.05.2017 21:53 | |||
Создание позитивного микроклимата в детском коллективе средствами музыкально-ритмического воспитания Опыт работы МБДОУ №12 «Ладушка» г. Тихорецка Краснодарского края. Музыкальные руководители МБДОУ №12 «Ладушка» г. Тихорецка Сидорова Е.П.. Серегина А.Д.. Петросян И.В. Как помочь детям стать чуткими, щедрыми и милосердными, как своевременно поставить заслон чёрствости и злобе? Ведь в общении между детьми всё чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Поэтому немаловажной задачей в работе с детьми педагоги нашего учреждения считают формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в детском коллективе. Ведь именно здесь, в детском саду, дети проводят большую часть времени, а сверстники являются их основным кругом общения. Для решения этих задач мы, как музыкальные руководители, применяем некоторые методы и приёмы. Так, например, каждое музыкальное занятие начинаем с приветствий «Минуток вхождения в день». Это стало доброй традицией, благодаря которой создаётся определённый позитивный настрой на весь день. Дети радуются друг другу, солнечному утру, воображаемым животным и птицам, цветам и деревьям. Минутка вхождения в день «Солнце проснулось» Е. Сидоровой Солнце проснулось, (ладошки скрещены над головой, пальцы – это лучики) Всем улыбнулось (разводят руки в стороны). Согрело ладошки (потирают ладошки, Цветы на окошке (кисти рук – бутон, раскрывается, Носы, конопушки (точечное касание носа, щёк), У зайчика ушки (шевелят ладошками – ушками над головой) С небес посмотрело (руку козырьком ко лбу) И нежно запело: «А-а-а-а-а-а-а-а!» (кластерное пение, т. е. без определённой высоты, как можно выше, руки поднимают вверх, тянутся к солнышку). В нашей копилке разнообразный опыт лучших педагогов-музыкантов таких, как Т. Боровик, О. Боромыковой, С. Коротаевой, И. Бодраченко, М. КартушинойТ. Э. Тютюнниковой и собственные педагогические находки для создания позитивного микроклимата в детском коллективе: мирилки, игры на сплочение, на развитие чувства ответственности друг за друга, песенки, которыми дети объясняются в любви к родителям и друг другу. Песенка «Ключик в сердце» сл. и муз. Е. Пряхиной (Левая ручка на сердечке, вправой – воображаемый ключик, ладошки – дверцы открываются, покачивание сцепленными руками, обнимаются). Ключик в сердце повернись Или, если слова обращены к маме, последняя фраза: «Мамочка, люблю тебя!» Чтобы стало веселей, (качают сцепленными мизинчиками); Прыг, скок, веселей, (прыгают, взявшись за руки); На заключительный фрагмент музыки показывают друг другу смешные движения, пытаются их повторить в совместном танце. Мирилка «Давай дружить!» Слова неизвестного автора, композ. движ. И.Петросян Хватит, нам уже сердиться, (грозят друг другу пальчиком) Мы обиды все забудем (покачивают сцепленными руками); Скажешь тихо: «Улыбнусь!» (Улыбаясь, поворачиваются); Слова неизвестного автора, композиция движений — (продукт совместного творчества с детьми). Чтобы солнце улыбалось, (ладошки скрещены над головой); Нас с тобой согреть старалось, (соединяют ладошки, выполняя вместе маятниковые движения); Нужно просто стать добрей (хлопают по ладошкам друг друга — ладушки); И мирится нам скорей! (Соединяют руки в рукопожатии). Текст может пропеваться и проговариваться, с музыкальным сопровождением и без, что позволяет его использовать не только на музыкальных занятиях, но и в любых видах деятельности, как динамическую паузу, или организационный момент, чтобы собрать внимание детей и настроить их на «радость» и «творчество», на доброе отношение друг к другу и ко всему живому. Важной задачей по воспитанию социально- коммуникативных отношений считаем включение во все виды деятельности дошкольников коммуникативные танцы и игры. В коммуникативных танцах и играх эффективно решаются следующие направления воспитательной работы:
Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Коммуникативные танцы и игры использую в самых разнообразных формах работы с детьми – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях с участием родителей, и на прогулках. Очень часто при распределении ролей в играх, или музыкальных инструментов, между детьми возникают разногласия. Их можно избежать, если использовать в работе коммуникативные игры. «По дорожке мы шли». М. Картушиной (Вариант распределения шумовых инструментов) В обруче, или просто лежат по кругу – инструменты, дети, взявшись за руки, идут, поют или проговаривают слова: «По дорожке мы шли, инструменты нашли (останавливаются) Инструменты взяли, весело сыграли!» (берут инструмент, играют). «Жу-жу-жу» Е. Сидоровой (Вариант раздачи инструментов) Просим детей закрыть глаза в ожидании сюрприза, водящий или педагог произносит или поёт: «Жу-жу-жу, жу-жу-жу, кому я бубен положу?» Или: «Жу-жу-жу, жу-жу-жу, кому я ложки (врубель, трещотку, шумелку) положу?» Как правило, конфликтов и недовольств не бывает. Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции другого человека. Обучая ребёнка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по – другому взглянуть на себя, по – иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы. Основная её цель – повысить осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт. Работа проводится в тесной взаимосвязи с другими педагогами и имеет различные формы: беседы с детьми в утреннее время и во время свободной деятельности, где моделируются и анализируются заданные ситуации); в досуговой деятельности, в игровой деятельности (развивающие игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения, на музыкальных занятиях с использованием элементов психогимнастики, этюдов и упражнений подражательно- исполнительского и творческого характера на мышечную релаксакцию, на развитие способности к эмпатии (сопереживанию, на формирование позитивного отношения к окружающим и своему Я, на осознание своих характерных особенностей, на регулирование имеющихся у них неуверенности, тревожных состояний, страхов, которые препятствуют полноценному развитию детей. Вашему вниманию игровой материал из нашей «копилочки», который с успехом может использоваться педагогами как с музыкальным сопровождением, так и без него. Обратите внимание на то, как органично вплетается в него этюд на выражение эмоций. Дети мимикой, голосом и жестами изображают капризных, недовольных детей, а затем весело убегают от дружочка – ремешочка. Игра «Дружочек – ремешочек» В. Гомоновой Сидя на ковре, дети мимикой, жестами и голосом изображают капризуль: «Раздень меня, разуй меня, уложи меня, поверни меня». «Давай познакомимся» И. А. Пазухиной (тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольнико3-4, 4-6 лет); С-П; 2008; «Давай поиграем» (тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет); С-П; 2008; «Золотыми вкраплениями» в занятия, по мере поступления сложных ситуаций, включаем этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Учись прощать», «Умей слушать другого». И, конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. Использую такие формы работы с родителями, как совместные проведения досугов, праздники семейного общения, которые стараемся с родителями делать любимыми, ожидаемыми, трепетными, сокровенными. Ведь в настоящее время, когда человек испытывает постоянное воздействие агрессивной, разбалансированной в ценностном отношении окружающей среды, любой повод для неформального внимания к ребёнку, его внутреннему состоянию, переживаниям, ожиданиям, надеждам не может стать лишним. Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими детьми. Доброжелательная улыбка педагогов и родителей, их поддержка и старание в создании общего эмоционально – позитивного микроклимата в группе – всё это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка, делает его пребывание в коллективе детей счастливым и желанным.
|