Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Музыкальное развитие детей средствами наглядного моделирования.
Занятия по Музыке
Автор: Егорушкина Ольга Николаевна   
07.09.2015 16:28

Музыкальное развитие детей средствами наглядного моделирования.Музыкальное развитие детей средствами наглядного моделирования.

О. Н. Егорушкина МАДОУ «Детский сад № 40 «Аленушка» общеразвивающего вида», Великий Новгород, ma_titova@mail. ru

Введение ФГОС ДО требует обновления содержания, музыкального развития, а также поиска новых технологий реализации образовательной области «Художественно — эстетическое развитие», в том числе и в части музыкально-творческого воспитания детей дошкольного возраста. В рассмотрении вопроса об инновационных технологиях музыкального воспитания детей нас интересует метод наглядного моделирования как средство развития музыкальных способностей.

В исследованиях Н.А. Ветлугиной, Г. Н. Кечхуашвили, Г.Н. Волчанской, Е.Г. Сайкиной, Н.Г. Кононовой, Ж.Е. Фирилевой, Л.Н. Комиссаровой, Э.П. Костиной было доказано, что в музыкальном образовании дошкольников можно успешно использовать метод моделирования: музыкальное мышление ребенка можно развивать с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для детей форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Но метод наглядного моделирования с использованием мнемотехники в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста недостаточно изучен.

 

Поэтому, целью исследования моей работы является влияние использования мнемотехники на музыкальное развитие детей.

Мнемотехника-это система методов и приемов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

В дошкольной педагогике мнемотехнику называют по-разному. В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно- графическими схемами; Т.А. Ткаченко- предметно-схематическими моделями; В.П. Глухов- блок- квадратами; Т.В. Большева- коллажем.

Мы строим работу от простого к сложному. Начинается она с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам (небольшие 4 квадрата 2*2), и позже — к мнемотаблицам, которые чаще используем в качестве дидактического материала. В мнемотаблицу мы закладываем определенную информацию для формирования музыкально-слуховых певческих представлений, восприятия музыкально-ритмической культуры и исполнительской деятельности на музыкальных инструментах-игрушках. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании песен, потешек, закличек.

Процесс обучения детей с помощью мнемотаблиц проходит поэтапно:

  1. Обогащение знаний детей в форме познавательного рассказа. Беседы о музыкальном произведении, слушания музыки.
  2. Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию конкретного музыкального произведения. Расшифровка символов, раскодирование информации.
  3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи взрослого.
  4. Воспроизведение детьми музыкального произведения (песни, танца, музыкально-подвижной игры).

Проанализировав результаты мониторинга музыкальных способностей детей старшей и подготовительной группы детского сада в течении 2012-2013 и 2013-2014 годов мы пришли к выводу о положительной динамике музыкального развития детей.

Позитивные результаты развития детей:

-высокий уровень -увеличение составило-5%

-низкий уровень- -снижение составило —6%

В основном дети имеют средний уровень развития музыкальности: они с удовольствием слушают классическую музыку, обсуждают ее характер; проявляют интерес к музыкальным играм, активно участвуют в них; поют, стараясь чисто интонировать, четко проговаривая слова в песне; с желанием играют на детских музыкальных инструментах, соблюдая ритмический рисунок; танцуя в парах, в группе, с предметами, стараясь соотносить движения с ритмом музыкального произведения.

Положительная динамика музыкального развития детей обусловлена тесным сотрудничеством с воспитателями групп и эффективностью применения современных образовательных технологий и методик различной направленности музыкального воспитания и развития детей.

Таким образом, у ребенка, владеющего формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного. Предвидение результата собственных действий; расширяется круг знаний об окружающем музыкальном мире; развивается наглядно-образное и логическое мышление; увеличивается объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций; снимаются внутренние зажимы и комплексы, что приводит к благоприятному эмоциональному настрою и повышению интереса детей к занятиям музыкой.

Литература

  1. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. Спб Детство -Пресс 2000.
  2. Большова Т. А. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Санкт-Петербург Детство-Пресс. 2001.
  3. Боровик Т. А. От слова к музыке. Речевые упражнения. Минск. Книжный дом, 1995.
  4. Боровик Т А. Звуки, ритмы и слова. Минск. Книжный дом, 1999.
  5. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. 1982. № 3
  6. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2005.
  7. Галянт И. Г. Музыкальное развитие детей 2-8 лет. Методическое пособие для специалистов ДОО. М., Просвещение, 2005.
  8. Давыдова Т. Г., Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008 № 1.
  9. Девятова Т. Н. Звук -волшебник. Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М., Линка -Пресс, 1998.
  10. Доронина Н. А. Роль условно-схематических изображений в развитии образной памяти // Дошкольное воспитание, 1990 № 4.
  11. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания Джордано. М., Самиздат, 2007.
  12. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М., Просвещение, 1986.
  13. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М., Просвещение, 1982.
  14. Лебедева Н. А. Технология наглядного моделирования. Символическая деятельность // Дошкольное воспитание. 1990. № 4.
  15. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей // Логопед в детском саду. 2008. №4. с 102-115.
  16. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1990. №2.
  17. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 2004. № 6.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год