Музыкальное развитие детей средствами наглядного моделирования. |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Егорушкина Ольга Николаевна | |||
07.09.2015 16:28 | |||
Музыкальное развитие детей средствами наглядного моделирования. О. Н. Егорушкина МАДОУ «Детский сад № 40 «Аленушка» общеразвивающего вида», Великий Новгород, ma_titova@mail. ru Введение ФГОС ДО требует обновления содержания, музыкального развития, а также поиска новых технологий реализации образовательной области «Художественно — эстетическое развитие», в том числе и в части музыкально-творческого воспитания детей дошкольного возраста. В рассмотрении вопроса об инновационных технологиях музыкального воспитания детей нас интересует метод наглядного моделирования как средство развития музыкальных способностей. В исследованиях Н.А. Ветлугиной, Г. Н. Кечхуашвили, Г.Н. Волчанской, Е.Г. Сайкиной, Н.Г. Кононовой, Ж.Е. Фирилевой, Л.Н. Комиссаровой, Э.П. Костиной было доказано, что в музыкальном образовании дошкольников можно успешно использовать метод моделирования: музыкальное мышление ребенка можно развивать с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для детей форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Но метод наглядного моделирования с использованием мнемотехники в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста недостаточно изучен.
Поэтому, целью исследования моей работы является влияние использования мнемотехники на музыкальное развитие детей. Мнемотехника-это система методов и приемов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. В дошкольной педагогике мнемотехнику называют по-разному. В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно- графическими схемами; Т.А. Ткаченко- предметно-схематическими моделями; В.П. Глухов- блок- квадратами; Т.В. Большева- коллажем. Мы строим работу от простого к сложному. Начинается она с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам (небольшие 4 квадрата 2*2), и позже — к мнемотаблицам, которые чаще используем в качестве дидактического материала. В мнемотаблицу мы закладываем определенную информацию для формирования музыкально-слуховых певческих представлений, восприятия музыкально-ритмической культуры и исполнительской деятельности на музыкальных инструментах-игрушках. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании песен, потешек, закличек. Процесс обучения детей с помощью мнемотаблиц проходит поэтапно:
Проанализировав результаты мониторинга музыкальных способностей детей старшей и подготовительной группы детского сада в течении 2012-2013 и 2013-2014 годов мы пришли к выводу о положительной динамике музыкального развития детей. Позитивные результаты развития детей: -высокий уровень -увеличение составило-5% -низкий уровень- -снижение составило —6% В основном дети имеют средний уровень развития музыкальности: они с удовольствием слушают классическую музыку, обсуждают ее характер; проявляют интерес к музыкальным играм, активно участвуют в них; поют, стараясь чисто интонировать, четко проговаривая слова в песне; с желанием играют на детских музыкальных инструментах, соблюдая ритмический рисунок; танцуя в парах, в группе, с предметами, стараясь соотносить движения с ритмом музыкального произведения. Положительная динамика музыкального развития детей обусловлена тесным сотрудничеством с воспитателями групп и эффективностью применения современных образовательных технологий и методик различной направленности музыкального воспитания и развития детей. Таким образом, у ребенка, владеющего формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного. Предвидение результата собственных действий; расширяется круг знаний об окружающем музыкальном мире; развивается наглядно-образное и логическое мышление; увеличивается объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций; снимаются внутренние зажимы и комплексы, что приводит к благоприятному эмоциональному настрою и повышению интереса детей к занятиям музыкой. Литература
|