Проект парциально образовательной программы Развития детей старшего дошкольного возраста Музыкально – художественной деятельности В процессе театрализации «Театральная мозаика» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Коровина Ольга Владимировна | |||
04.09.2015 15:57 | |||
Проект парциально образовательной программы Развития детей старшего дошкольного возраста Музыкально – художественной деятельности В процессе театрализации «Театральная мозаика» «В душе каждого ребёнка таится желание свободной театральной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь» Антипина Е.А. «Театр- это волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре познаёт мир» Мерзлякова С.И. Театр пришел к нам из древности, во все времена он потрясал людей. Живое слово всегда доходило до души, сердца человека. Музыка воздействует на душу, эмоциональный мир человека, она проникает до глубины через эмоции. Так каково же влияние сочетания музыки и слова? Велико! Именно драматизация, где есть слово, пение, движение, именно она может оказать на ребенка огромное воздействие. Через театральную деятельность дети узнают очень много, велика важность в познавательном плане: они узнают о творчестве писателей и поэтов, обычаи, обряды народов, костюмы и многое другое. Театр — это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр — это не только вид искусства, но и сокровища мировой культуры, область знания мирового значения. И чем раньше мы к ним приобщим ребят, тем лучше. Воспитательные возможности театрализованной деятельности ог-ромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность ставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия "зажатости", обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Театр — это огромный, прекрасный и многоликий мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление в нем самому нести в жизнь благое и доброе. В театре с помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, пластика, походка разыгрываются определенные литературные произведения. Дети не только знакомятся с его содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). 1. 1 Актуальность парциальной образовательной программы Занятия по театральной деятельности и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных по-требностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Изучив большое количество методической литературы, мы смогли сделать вывод, что одним из самых популярных и увлекательных направлений является театрализованная деятельность детей в ДОУ. Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выра-женный оздоровительный характер. Обучая новым приемам игры на музыкальных инструментах, музыкальный руководитель должен добиваться от детей самостоятельного придумывания различных способов озвучивания появления того или иного героя. Ребенок учится понимать красоту музыки, усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам. К театрализованной деятельности детей в ДОУ нужно обязательно привлекать родителей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Совместно с родителями можно изготовить декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, эмблемы, шумовые музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.). Программа реализуется в рамках художественно-эстетического направления развития дошкольника. Программа обеспечивает учет специфики условий осуществления образовательной деятельности, то есть, отличительные особенности данной парциальной образовательной программы в том, что мы включили в неё региональное содержание. Оренбургская область – многонациональный регион, поэтому, занимаясь по нашей парциальной образовательной программе, дети знакомятся со сказками разных народов: русскими, казахскими, башкирскими, татарскими и другими. Дети не только изучают содержание сказок, но знакомятся с традициями этих народов, с их бытом, что имеет большое значение для по-знавательного развития ребенка. Деятельность по нашей парциальной образовательной программе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре. 1. 2 Цель и задачи парциальной образовательной программы Цель: развитие музыкально-художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализации. Задачи:
В основу программы мы положили следующие принципы:
Сегодня многие педагоги ищут пути реализации гуманитарного, личностно-ориентированного подходов к музыкальному образованию дошкольников, эффективные пути в творческого взаимодействии с детьми, которые позволят пробудить интерес к музыкальному искусству, музыкальной деятельности. Реализация гуманитарного и личностно-ориентированного подходов в процессе музыкально-художественной деятельности обеспечивает повышение интереса к музыке, проживания музыкальных произведений, самовыражения в пении и движении. 1. 4 Возрастные характеристики развития детей В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становиться не только педагог, но и сам большой мир музыки. Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становиться для ребёнка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребёнку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, краски, движениями, словом. Постепенно ребёнок приобщается к «общественной технике чувств» (Л. С. Выгодский), понимая, что музыка позволяет любому человеку общаться и быть понятым. Музыкальная культура ребёнка позволяет рас-сматривать музыку как способ саморегуляции поведения, что открывает возможности в применении элементов музыкотерапии в работе с детьми. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, усиливают «чувство жизни», вызывают эмоциональный подъём, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего дошкольника интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке. Закономерности и особенности развития психических процессов стар-шего дошкольника позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Старший дошкольник не только чувствует, но и познаёт музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становиться накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения с музыкой. Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят в исполнительскую деятельность. В старшем дошкольном возрасте важно показать ребёнку способы пользования освоенными ранее средствами (голосом, движением, музицированием) для создания выразительного художественного образа. Культура слушательского восприятия позволяет ребёнку стать полно-ценным зрителем-слушателем доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей. Чрезвычайно важной становиться специальная организация работы не только с детьми, но и с родителями, обеспечивающими полноценное музыкальное развитие дошкольника. Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении ребенка происходят качественные изменения – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.д.). В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. Эти представления пока существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей ( «Я буду как принцесса» и т.д.). В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать со-вместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнеру свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на их правила. На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.д.). В этом возрасте дети продолжают совершенствовать исполнительские навыки. Для этого необходимо организовывать экскурсии, наблюдения за окружающим, проводить игровые упражнения на воображение, использовать в работе мимические и пантомимические этюды, включать детей к придумыванию и оформлению сказок и отображать все свои эмоции и переживания в изобразительной деятельности. Игры детей начинают носить контаминационный характер, свободное построение сюжета. Центром игры становится не только «артист», но и «режиссёр», «оформитель», «костюмер». По новому идёт приобщение детей к театральной культуре: знакомство с назначением театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства. Ещё больше обогащается театрально — игровой опыт. Усложняются тексты для постановок. Игра — фантазия становится основой театральной игры, где уживаются литературный и фантазийный персонаж. Развиваются специальные умения: «Зритель» становится помощником и советчиком. «Артист» самостоятельно выражает своё отношение к персонажу с по-мощью средств невербальной и вербальной выразительности. «Режиссёр» способен воплощать свои замыслы самостоятельно. Дети овладевают простыми навыками оформителя — костюмера. Дети 6—7 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Са-мо название группы как бы определяет социальное назначение ее. Развива-ются умственные способности детей, обогащается их музыкальное мышле-ние. Вот некоторые ответы ребят 6—7 лет на вопрос о том, почему им нравится музыка: «Когда музыка играет, нам весело» (чувствуют эмоциональную природу музыки); «Музыка рассказывает что-то»; «Она подсказывает, как танцевать» (отмечают ее жизненно-практическую функ-цию); «Люблю музыку, когда ласково звучит», «Люблю вальс -плавная музыка» (чувствуют и оценивают характер музыки). Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение (веселая, грустная, ласковая и т. д.). Они уже относят произведения к определенному жанру: бодро, четко, грозно, радостно (о марше); ласково, тихо, немного грустно (о колыбельной). Разумеется, и здесь ярко выступают индивидуальные особенности. Ес-ли одни дети (в том числе и шестилетние) дают лишь краткие ответы (типа «громко-тихо», «весело-грустно»), то другие чувствуют, понимают более существенные признаки музыкального искусства: музыка может выражать разнообразные чувства, переживание человека. Следовательно, индивиду-альные проявления часто «обгоняют» возрастные возможности. Отчетливо проявляются различия в уровне музыкального развития тех детей, которые усваивали программу музыкального воспитания в детском саду, и тех, кто не имел такой подготовки (некоторые приходят в подготовительную группу из семьи). Голосовой аппарат у ребенка 6—7 лет укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, а диапазон должен постепенно расширяться (ре первой октавы—до второй). Этот диапазон наиболее удобен для многих детей, но могут быть и индивидуальные особенности. В певческом диапазоне детей данного возраста отклонения значительны. В голосах проявляется напевность, звонкость, хо-тя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание. В целом хор детей 6—7 лет звучит недостаточно устойчиво и стройно. Физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и прежде всего, выражается в овладении основными видами движений, в их координированности. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ развития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение песен, плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке. Помимо пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, большое внимание уделяется игре на детских музыкальных инструментах. Дети овладевают простейшими приемами игры на ударных (барабан, бубны, треугольники и др.); они запоминают их устройство, по тембру различают звучания. Короткий обзор возрастных особенностей музыкального раз-вития детей можно закончить, подчеркнув их характерные черты. Во-первых, уровень музыкального развития находится в зависимости от общего развития ребенка, от формирования его организма на каждом возрастном этапе. При этом и выявить связи между уровнем эстетического отношения детей к музыке (к музыкальной деятельности) и уровнем развития музыкальных способностей. Во-вторых, уровень музыкального развития детей разных возрастов зависит от активного обучения музыкальной деятельности в соответствии с содержанием программы. (Однако музыкальная информация, получаемая ребенком дома, шире намеченного в программе.) Не все дети одного возраста одинаковы по уровню музыкального развития. Существуют значительные отклонения в силу их индивидуальных особенностей. Если сопоставить общую структуру музыкальности с проявлениями музыкальности у отдельных детей, то увидим, что одни из них музыкальны по всем показателям, другие же отличаются своеобразным сочетанием отдельных музыкальных способностей. Так, при очень качественном музыкальном восприятии некоторые дети слабее проявляют себя в пении, в танцах или хорошее развитие музыкального слуха не всегда сопровождается склонностью к творчеству. Следовательно, необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности детей. 1. 5 Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы:
- ребенок обладает развитым воображением, реализуемым в музыкально-художественной деятельности - у ребенка развита крупная и мелкая моторика. 1. 6. Формы подведения итогов реализации парциальной про-граммы - Наблюдения процесса музыкально – художественной деятельности ребенка, заполнение карты наблюдения. - Организация представлений по сказкам. 2. 2 Содержание парциальной образовательной програм-мы у детей 5-6 лет Модуль 2 Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Зайкина избушка 2. 1 Сценарий сказки «Зайкина избушка» Содержание темы Сказка. Герои сказки: заяц, лиса, петух, медведь, собака. Добрые: заяц, петух, медведь, собака и злые герои: лиса. Чему учит сказка: Друг познается в беде; Добро побеждает зло. Формы, способы, методы реализации образовательной деятельности Чтение сказки. Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа о положительных и отрицательных героях сказки. Воспитывать сопереживание, готовность помочь. Воплотить собственный замысел в рисунок. Подвижная игра. Распределение ролей. Средства образования и развития (материалы и оборудование): Зрительный ряд: Набор иллюстраций к сказке. Музыкальный ряд: подбор музыки для выполнения детьми творческой работы по рисованию. Материалы и оборудование: Атрибуты для подвижной игры, оборудование для рисования. Характер взаимодействия участников образовательных отношений: Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях. Вид деятельности детей: Подвижная игра, Музыкально- художественная, познавательно- иллюстративна, продуктивная. Продукт: рисунок 2. 2 Внешность и повадки героев сказки, речь персонажей Содержание темы Повадки зайца, лисы, петуха. «Речь» зайца, лисы, петуха. Звукоподражание. Формы, способы, методы Примерка костюмов, масок. Репетиция всей пьесы целиком. Уточнение тем-поритма спектакля. Это проверка готовности всего коллектива к проведению спектакля. В этот период группа участников получает полную самостоятельность. Исполнители должны твердо знать свои роли, помнить и выполнять данные им в ходе работы режиссерские указания и задачи. Средства образования и развития (материалы и оборудование): Музыкальный ряд: Музыкальное сопровождение Материалы и оборудование: Атрибуты для игр. Характер взаимодействия участников образовательных отношений: Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях. Вид деятельности детей: Чтение (восприятие), коммуникативная, музы-кально- художественная, двигательная. 2. 3 Ритмопластика Содержание темы Движения, которые позволяют передать образы героев, их повадки и поведение. Формы, способы, методы Умение объясняться с детьми для совместной игры, распределять роли, поступать в соответствии с общим замыслом. Игры «Пойми меня», «Измени голос» и др. Средства образования и развития (материалы и оборудование): Музыкальный ряд: Музыкальное сопровождение. Материалы и оборудование: Атрибуты для подвижных игр. Характер взаимодействия участников образовательных отношений: Совместная театрализованная деятельность детей друг с другом, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативно- исследовательская, чтение (восприятие), двигательная. Содержание парциальной образовательной программы у детей 6-7 лет Модуль 2. Театрализованное представление по мотивам немецкой народной сказки «Сбежавший пирог» 2. 1 Сценарий сказки «Сбежавший пирог» Содержание темы Сказка. Герои сказки: 2 старухи, пирожок, заяц, лиса, свинья. Добрые: 2 старухи, пирожок, заяц, лиса и злые герои: свинья. Чему она учит: Учит слушаться своих родителей, не убегать из дома, не доверять чужим людям. Формы, способы, методы Чтение сказки. Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа о положительных и отрицательных героях сказки. Воспитывать сопереживание, готовность помочь. Проявлять любознательность, интерес к истории немецкого народа. Эмоционально откликается на переживания персонажей сказок. Распределение ролей. Средства образования и развития: (материалы и оборудование): Зри-тельный ряд: Видеозапись, набор картинок (фотографий). Музыкальный ряд: Музыкальное сопровождение Характерное взаимодействие участников образовательных отношений: Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях. Вид деятельности детей: познавательно – исследовательский, коммуника-тивный, чтение (восприятие), музыкально- художественный. 2. 2. Внешность и повадки героев сказки, речь персонажей Содержание темы Умение исполнить роли, речь содержательная и интонационная. Сопереживает персонажу сказки, способен предложить замысел и воплотить его в рисунке. Формы, способы, методы Примерка костюмов. Репетиция всей пьесы це-ликом. Уточнение темпоритма спектакля. Это проверка готовности всего коллектива к проведению спектакля. В этот период группа участников получает полную самостоятельность. Исполнители должны твердо знать свои роли, помнить и выполнять данные им в ходе работы режиссерские указания и задачи. Средства образования и развития: (материалы и оборудование): Зрительный ряд: Набор иллюстраций к сказке. Музыкальный ряд: Подбор аудиомузыки для выполнения творческой работы по рисованию. Материалы и оборудование: Атрибуты для подвижной игры. Оборудование для рисования. Характерное взаимодействие участников образовательных отно-шений: Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях. Вид деятельности детей: познавательно – исследовательский, музыкально-художественная, коммуникативная, чтение (восприятие). 2. 3 Ритмопластика Содержание темы Умение объясняться с детьми для совместной игры, распределять роли, по-ступать в соответствии с общим замыслом. Способность через движение передать свои ощущения, свое отношение к миру. Формы, способы, методы В играх учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, злость) по мимике. Продолжать учить передавать эмоциональное состояние героев, обеспечивать более яркое литературное произведение. Развивать память, внимание, образное мышление детей, познакомить с понятием- мимика и жесты. Игры «Пойми меня», «Измени голос» и др. Средства образования и развития: (материалы и оборудование): Музыкальный ряд: Музыкальное сопровождение. Материалы и оборудование: Атрибуты для подвижных игр. Характерное взаимодействие участников образовательных отно-шений: Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей с другими детьми, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях. Вид деятельности детей: игровая, двигательная, музыкально- художественная III. Организационный раздел 3. 1. Кадровое обеспечение Музыкальный руководитель: пишет сценарий спектакля, разучивает песни с героями, которые присутствуют в спектакле, ставит постановку движений танца героев, подбирает музыку к спектаклю. Воспитатель: разучивает слова спектакля с детьми. ведет беседу с родите-лями по разучиванию детьми ролей, делает вместе с музыкальным работником атрибуты, готовит ширмы, костюмы. 3. 2. Материально-техническое обеспечение парциальной образователь-ной программы Оборудование - Музыкальные инструменты Фортепиано - Технические средства обучения Магнитофон, видеомагнитофон, музыкальный центр, - Оборудование для театрализации Театральная ширма с соответствующим оборудованием: зеркальный уголок для работы над мимикой и артикуляционным аппаратом, костюмы, маски; декорации; куклы для разных видов театров. 3. 3. Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания.
Театрализованная деятельность проводится в старшей группе один раз в неделю по 25 минут, а в подготовительной группе два раза в неделю по 30 минут. В течение 2-х лет. 3. 4 Организация развивающей предметно-пространственной среды Предметно-развивающая среда Для самостоятельной театрализованной деятельности детей созданы благоприятные условия. Имеется уголок театрализованной деятельности, в нем представлены:
- «оформитель» (виды бумаги, клей, краски, фломастеры, карандаши, ткани, нитки, пуговицы, коробки, природный материал). Таким образом, среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. При организации театрализованной деятельности детей в ДОУ необходимо подбирать такие художественные произведения, которые бы заинтересовывали детей, вызывали сильные чувства и переживания, имели занимательно-развивающийся сюжет. Требования к организации театрализованных представлений
IV. Список использованной литературы.
Приложение 2 Глоссарий Образование универсальный способ трансляции исторического опыта, дар одного поколения другому; это общий механизм социального наследования; механизм связывания людей и способа их жизни; передача и сохранение норм, ценностей общей жизни во времени Воспитание как социальное явление заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. Воспитание в педагогическом смысле — это специально созданные условия, содействующие развитию ребенка (Т. М. Бабунова) Развитие процесс количественных и качественных изменений, происходящих под влиянием различных факторов, в том числе и воспитания (Т. М. Бабунова) Формирование специально организованное управление всей жизнедея-тельностью ребенка с учетом совокупности факторов. (Т. М. Бабунова) Деятельность Вид активности детей, направленная на познание и твор-ческие преобразования окружающего мира. Игровая деятель-ность Ведущий вид активности детей, заключающийся в моде-лировании действий взрослых и их отношений Театрально-игровая деятель-ность Яркое эмоциональное средство, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Способности Это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Литературные способности Особый дар. Отсюда и термин «одаренный», «одарен-ность». Великие русские писатели и критики, наблюдая за процессом творчества, анализируя его и обдумывая вопрос о сущности литературных способностей, литературного таланта, высказали ряд ценных мыслей. Сказка Это древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера Фольклор Формирование у детей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану природных ресурсов. Жанр Исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания Сказочный пер-сонаж Действующее лицо сказочного произведения Театр Всеобъемлющий и синтетический вид деятельности, со-единяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство. Театрализованная деятельность Важнейшее средство развитие у детей эмпатии, т. е спо-собности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Приложение 3 ЗАЙКИНА ИЗБУШКА небольшой сценарий для детского сада. (русская народная сказка) Небольшой сценарий (сценка) для детского сада, где будут играть сами дети. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: СКАЗОЧНИК ЗАЯЦ ЛИСА СОБАКА ВОЛК МЕДВЕДЬ ПЕТУХ (Музыка.) СКАЗОЧНИК: Жили-были Лиса и Заяц. У Лисы была избушка ледяная, а у Зайца лубяная. Пришла весна красна – у Лисы избушка растаяла, а у Зайца стоит по-прежнему. Вот Лиса и попросилась у Зайца переночевать, да его из избушки и выгнала. Идет дорогой Зайчик и плачет. Ему навстречу Собака. (Музыка. Занавес открывается. Задник – лес. На сцене избушка Зайца (из-бушку можно нарисовать и закрепить на чем-то, а можно поставить ширму, а на ее стенки прикрепить нарисованную избушку) По сцене идет Заяц, он плачет. Из-за сцены появляется Собака). СОБАКА: Ав-ав! Что ты, Зайчик, плачешь? ЗАЯЦ: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, растаяла у нее избушка. Тогда попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала. СОБАКА: Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу! СКАЗОЧНИК: Пошли они к Зайкиной избушке… (Собака и Заяц подходят к избушке.) СОБАКА: Ав-ав! Пойди, Лиса, вон! СКАЗОЧНИК: А Лиса им с печи… ЛИСА: (голос Лисы из избушки) Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! СКАЗОЧНИК: Собака испугалась и убежала… (Собака убегает за сцену.) СКАЗОЧНИК: Опять идет Зайчик дорогой, плачет. Навстречу ему Волк. (Зайчик идет по сцене, плачет. Из-за сцены выходит Волк.) ВОЛК: О чем, Зайчик, плачешь? ЗАЯЦ: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, растаяла у нее избушка. Тогда попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала. ВОЛК: Не плачь, я твоему горю помогу! ЗАЯЦ: Нет, не поможешь! Собака гнала – не выгнала, и тебе не выгнать! ВОЛК: Нет, я выгоню! СКАЗОЧНИК: Пошли они к избушке. Волк как закричит… (Волк и Заяц подходят к избушке.) ВОЛК: Пойди, Лиса, вон! СКАЗОЧНИК: А Лиса им с печи… ЛИСА: (голос Лисы из избушки) Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! СКАЗОЧНИК: Волк испугался и убежал… (Волк убегает за сцену.) СКАЗОЧНИК: Опять идет Зайчик, плачет. Ему навстречу Медведь. (Заяц идет по сцене, плачет. Из-за сцены появляется Медведь.) МЕДВЕДЬ: Что ты, Зайчик, плачешь? ЗАЯЦ: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, растаяла у нее избушка. Тогда попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала. МЕДВЕДЬ: Пойдем к Лисе, я твоему горю помогу! ЗАЯЦ: Нет, Медведь, не поможешь! Собака гнала – не выгнала, Волк гнал – не выгнал, и тебе не выгнать! МЕДВЕДЬ: А я выгоню! СКАЗОЧНИК: Подошли они к избушке. Медведь как заревет… (Медведь и Заяц подходят к избушке.) МЕДВЕДЬ: Пойди, Лиса, вон! СКАЗОЧНИК: А Лиса им с печи… ЛИСА: (голос Лисы из избушки) Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! СКАЗОЧНИК: Медведь испугался и убежал… (Медведь убегает за сцену.) СКАЗОЧНИК: Опять идет Зайчик дорогой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу Петух с косой. (Заяц идет по сцене, плачет. Из-за сцены появляется Петух с косой на плечах (косу можно сделать).) ПЕТУХ: Кука-ре-ку! О чем, Зайчик, плачешь? ЗАЯЦ: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, растаяла у нее избушка. Тогда попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала. ПЕТУХ: Пойдем, я твоему горю помогу! ЗАЯЦ: Нет, Петух, не поможешь! Собака гнала – не выгнала, Волк гнал – не выгнал, Медведь гнал – не выгнал, и тебе не выгнать! ПЕТУХ: Нет, я выгоню! Пойдем к Лисе! СКАЗОЧНИК: Пошли они к избушке. Петух лапами затопал, крыльями захлопал… (Заяц и Петух подходят к избушке. Петух ногами топает, крыльями-руками хлопает.) ПЕТУХ: Кука-ре-ку! Иду на пятах! Несу косу на плечах! Хочу Лису посечи! Слезай Лиса с печи! СКАЗОЧНИК: Услышала Лиса, испугалась и говорит… ЛИСА: (голос Лисы из избушки) Обуваюсь… ПЕТУХ: Кука-ре-ку! Иду на пятах! Несу косу на плечах! Хочу Лису посечи! Слезай Лиса с печи! ЛИСА: (голос Лисы из избушки) Одеваюсь… ПЕТУХ: Кука-ре-ку! Иду на пятах! Несу косу на плечах! Хочу Лису посечи! Слезай Лиса с печи! (Петух ногами топает, руками-крыльями хлопает и косой машет.) СКАЗОЧНИК: Петух лапами топает, крыльями хлопает, косой машет… Испугалась Лиса, выскочила из избушки и убежала. (Лиса выходит из избушки (можно выходить из-за избушки) и убегает за сцену. В избушку заходят Заяц и Петух.) СКАЗОЧНИК: Тогда Петух и Заяц зашли в избушку и стали там с тех пор жить да поживать, а Лиса больше в тех местах и не появлялась. (Музыка. Занавес закрывается.) КОНЕЦ СПЕКТАКЛЯ. Музыкального руководителя Коровиной Ольги Владимировны муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 13» г. Оренбург, 2015
|