Статья для музыкальных руководителей на тему: «Бережное отношение к детскому голосу» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Оленникова Лариса Сергеевна | |||
28.06.2015 22:46 | |||
Статья для музыкальных руководителей на тему: «Бережное отношение к детскому голосу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №472 подготовила музыкальный руководитель Оленникова Лариса Сергеевна Челябинск 2015 г. Пение — наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.
Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма. Перед музыкальным руководителем дошкольного учреждения стоит ответственная задача — научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки. С этой целью целесообразно тщательно продумать весь вокальный репертуар, который будет использован в работе с дошкольниками, — и для слушания, и для разучивания. Необходимо расширять репертуар в первую очередь за счет народных песен, так как народная песня обладает художественно-воспитательной ценностью, не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Пение народных песен знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к Родине, родной природе. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Народные песни вызывают положительные эмоции, у ребенка. Иногда при одном только упоминании названия песни лица у детей освещаются улыбками, и они с удовольствием исполняют ее. В работе над протяжностью звука, что может быть лучше, чем русская народная песня, ведь широкая напевность характерна для всех жанров русской песни. Надо расширять репертуар и за счет современных советских песен, доступность музыки и текста которых способствуют быстрому усвоению мелодии, развивают музыкальность. Приобщение детей к современной песне имеет большое значение для их умственного и нравственного развития. Практика показывает, что некоторые музыкальные руководители детских садов формально подходят к работе над песней. Они разучивают песни с целью использования их на праздничном утреннике. В основном учитывается тематика песен, эффективность их звучания. При этом не решаются последовательно программные задачи по данному виду музыкальной деятельности детей. В конечном итоге дети не приобретают устойчивых певческих навыков, так необходимых в дальнейшем для успешного обучения в школе. Часто такие педагоги не задумываются, да и не умеют определить программное содержание песни, проанализировать ее трудности, наметить приемы их преодоления с тем, чтобы работа над каждой песней положительно влияла на певческие умения детей. Возможности голосового аппарата дошкольников довольно ограничены и обычно не выходят за пределы определённого круга интонаций, их певческие навыки элементарны, а у детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, совсем не сформированы. Головное звучание, связанное со звонкостью, естественно для ребёнка от природы и соответствует анатомо-физиологическим особенностям голосового аппарата детей. Дети не могут и не должны петь громко, и не следует этого от них требовать. В удобной, соответствующей голосу тесситуре, ребёнок поёт значительно чище интонационно и при этом естественно, свободно и красиво. Музыкальный слух (как и голос) можно развивать, тренировать и совершенствовать. И чем раньше приступить к музыкальным занятиям, тем лучше. Ребёнку старшего дошкольного возраста без музыкального слуха сложнее научиться правильно «интонировать» голосом, чем 3-4 летнему малышу, но лишь бы было стремление и терпение. Своей методикой я ставлю цель — помочь понять музыкальным руководителям содержание работы над песней, научить видеть ближнюю и последующую перспективу с учетом последовательности и постепенности усложнения заданий в разучивании каждой песни в младшей и средней группам детского сада. Основная часть методики содержит учебный песенный материал (упражнения для развития голоса и музыкального слуха, песни первой и второй степени сложности) для детей 3—4 и 4—5 лет. Возрастные особенности слуха и голоса детей 3—4 лет. У детей этого возраста голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) почти не развит. Поэтому голос ребенка 3—4 лет очень несильный, дыхание слабое, поверхностное. Голосовые связки смыкаются неполно, при звукообразовании колеблются только их края — отсюда легкость и недостаточная звонкость звучания. Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. В первую очередь продумываю подбор песенного материала. Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии: простые, ясные по смыслу слова, близкие образы, события и явления; простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон (ми — си); короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка. Я работаю над формированием устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания, не допускаю форсирования звука, как во время пения, так и в разговорной речи. В работе я создаю благоприятную атмосферу для слуха. Необходимо исключить разговор и пение взрослых на форсированных звуках. Я систематически провожу индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей и родителей, разъясняя им вредность громкого разговора и крика в пении, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. Объясняю, насколько опасно позволять петь дошкольнику на улице в холодную, сырую погоду. В работе с детьми 3-4 лет я ставлю следующие задачи в области пения:
Возрастные особенности слуха и голоса детей 4—5 лет уже иные. На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре — си), дыхание стало более организованным, хотя всё еще довольно поверхностное. У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т. е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе с взрослым; начинают петь согласованно с музыкальным сопровождением и без него (при моей голосовой поддержке). Работая, с детьми 4-5 лет я ставлю следующие задачи по пению:
Важная задача при обучении детей пению — это раскрыть жизненное содержание песни каждому ребенку, научить его радоваться, получать эстетическое наслаждение от своего пения, а также радовать и других своим исполнением. Чтобы воздействие песен стало эффективным, и дети полюбили их, первую встречу с песней я провожу ярко и эмоционально, обращаю особое внимание на содержание песни, на средства музыкальной выразительности и выразительность её литературного текста. Я очень хорошо понимаю, что качество исполненной мной песни играет большую роль в процессе ознакомления детей с музыкальным произведением, воспитывает эстетический вкус. Но ребенок только тогда почувствует прелесть песни, когда у него будет развит музыкальный слух и привиты навыки чистого интонирования, когда он осознает, что его голос сливается с другими детьми, когда у него появится желание петь не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Среди всех певческих навыков особое внимание я уделяю звукообразованию: петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крик во время пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, гибельно отражается на голосовых связках ребенка. Голос теряет необходимую легкость и приобретает неприятный горловой звук. Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от которых зависит качество звука, так как у детей тембр голоса очень неровен. Особенно это проявляется в пении различных гласных: одни дети не поют, а кричат открытым звуком; другие, наоборот, зажимают челюсть. Поэтому, обучая детей пению, я учу их хорошо раскрывать рот, стараюсь привить навык плавного ведения звука, все время показываю своим голосом, как нужно спеть ту или иную фразу, тот или иной звук. Между вокальными и речевыми способностями детей существует прямая связь. Если ребенок разговаривает звонким голосом, то и в пении у него высокое звучание. Важно, чтобы ребенок смог услышать и почувствовать свой голос, тогда он постепенно начнет петь естественным звуком. Вот почему с первых занятий в младшей группе надо уделить этому особое внимание. Например, песенка «В огороде заинька» доступна детям 3 лет уже в начале года. Чтобы вызвать у детей активное желание петь ее, я применяют разнообразные методические приемы, ввожу игровые, зрелищные моменты, благодаря чему можно длительно использовать эту песню, повторяя ее на многих занятиях. Заключительные слова «Скок, скок, побежал в лесок» надо произносить на высокой интонации. Дети, подражая моему голосу, невольно и сами повышают интонацию, что поможет им найти более высокий, естественный звук в пении этой песни. Яркое, образное, эмоциональное ознакомление с песней содействует выразительному ее исполнению детьми, развивает их музыкально и вокально, способствует легкости и прочности усвоения песенного материала, помогает образованию у ребенка представления о песне, повышает интерес к разучиванию. Работая над песней «В огороде заинька», голос у детей укрепляется на звуках ля, соль первый октавы, что помогает разучиванию другой песни «Петушок», мелодия которой начинается с этих же звуков. Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. У многих дошкольников совершенно отсутствует правильное воспроизведение звука. Поэтому необходимо использовать специальные упражнения уже с раннего возраста. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Я использую игровые приемы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Этому требованию отвечают музыкальные упражнения, которые дают возможность в игровой форме обучать и закреплять знания по развитию музыкального слуха. Например, освоению высоты звука при разучивании русской народной песни «Петушок» помогают следующие задания. Я спрашиваю: «Дети, вы хотите сегодня увидеть петушка, а какого — маленького или большого?» Если дети отвечают: «Маленького», я предлагаю покричать, как маленький петушок. Дети испытывают большое желание увидеть петушка, поэтому все стараются кричать тоненько, высокими голосами. Я показываю маленького петушка. Затем появляется и большой петушок. Чтобы убедиться, осознали ли дети высоту звуков, можно проиграть музыкальное вступление к песне в более высоком регистре и спросить их, какой петушок поет — маленький или большой. Для активизации робких, застенчивых детей я прошу их самих исполнить роль маленького или большого петушка. Это задание дает мне возможность услышать каждого ребенка, отметить его исполнительские данные. При этом во всех случаях я положительно оцениваю пение детей. В средней группе для определения высоты звуков я ввожу металлофон, чтобы дети самостоятельно могли проигрывать эти звуки. В процессе музыкально-слухового восприятия детей зрительная наглядность играет важную роль. Для этой цели в младшей группе на занятии проводится музыкально-дидактическая игра «Где мои детки?» При систематической работе у детей настолько развивается слух, чувство лада, что достаточно только проиграть первый звук фа в начале игры, как они начинают подражать большим птицам без музыкального сопровождения, а верхний звук — до (2 октавы) — пение маленьких птиц — пытаются найти самостоятельно и поют его. В средней группе дети имеют определенный запас различных музыкальных впечатлений, соответственно усложняются и задания. Дети воспроизводят не только высокий и низкий звуки, они знакомятся с менее контрастным (средним) звуком. Конечно, задания я предлагаю только в игровой форме. Например, в гости к малышам приходят матрешки: большая Зина, средняя Таня и маленькая Маша. Внимание фиксируется на звучании трех звуков — ми, соль диез, си или фа, ля; затем я пою имя Зина на ми или фа и ставлю матрешку на нижнюю ступеньку лесенки. Дети поют то же самое. На соответствующей ступеньке находят место матрешки Таня и Маша. Варьируя это упражнение, я положением руки показывает различную высоту звука, а дети без музыкального сопровождения поют тот звук, который им показываю. Далее упражнение усложняется: на фортепиано я беру эти же звуки в разной последовательности и пою имена матрешек. Дети рукой показывают высоту и поют, называя имена матрешек. Таким образом, данное упражнение помогает в закреплении высоты звуков, а работа над гласными во время пение имен матрешек способствует протяжности, напевности звука, формирует певческую артикуляцию. В работе над чистотой интонации большое внимание я уделяю распеванию, т. е. включаю певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Для того чтобы эти упражнения были полезными, оказали наибольшее воздействие, надо добиваться от детей выразительного, эмоционального исполнения естественным, легким звуком. С этой целью я стараюсь разнообразить методические приемы, варьирую способы их применения. Эти упражнения использую на занятиях не только для распевания, но и способствую преодолению певческих трудностей. Развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно помогают песенки «Колыбельная», Карасевой. Если работать систематически над вокальными упражнениями, можно добиться того, что у многих детей диапазон расширится и станет ровным звучание голоса на всем его протяжении, многие дети научатся чисто петь. Помимо вокальных упражнений, в работе над чистотой интонации я использую прием — пение без инструментального сопровождения, вначале с поддержкой моего голоса, затем без поддержки. Сначала трудные места мелодии я проигрываю, затем пою без музыкального сопровождения (можно привлечь хорошо поющего ребенка). Большое значение для развития голоса и музыкального слуха имеет неоднократное повторение с детьми ранее выученных песен, особенно русских народных. При этом я добиваюсь от ребят точной вокальной интонации в пении, умения слышать себя и товарищей. Для развития правильного воспроизведения музыкального звука огромное значение имеет певческое дыхание, нарушение его снижает точность интонирования. Певческое дыхание вырабатывается только в процессе самого пения. Надо учить детей с младшего возраста петь музыкальную фразу на одном дыхании. Это укрепляет дыхательный аппарат, дети ровно, устойчиво исполняют различные гласные на всех участках диапазона голоса, т. е. вырабатывается единый тембр, что немаловажно для хорового пения. Певческое дыхание требует выработки навыков бесшумного вдоха, он должен быть спокойным, без поднятия плеч. Я слежу за тем, чтобы певческое дыхание регулировалось фразировкой в соответствии со смыслом, идущим от содержания песни, так как высокое позиционное звучание возможно только при активном дыхании. Добиваясь четкой и ясной дикции, я учу детей отчетливо произносить согласные и чисто петь гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянных упражнений, ведь большинство детей говорят недостаточно ясно, активно, зажимая нижнюю челюсть. Детям нужно понять, что плохая, вялая дикция отрицательно влияет на качество пения, на звукообразование и чистоту интонации и, наоборот, ясно произнесенное слово способствует выразительному исполнению песни, помогает овладеть наиболее важным качеством пения — кантиленой. С этой целью я использую русские народные песенки, прибаутки. Пение каждого звука с четким, ясным произношением согласных приносит большую пользу малышам, оказывает благотворное влияние на процесс звукообразования. Наиболее трудный этап — это работа над выразительностью исполнения. Я учу детей во время пения отчетливо произносить каждое слово, делать смысловые ударения, передавать характер песни. Для этого в работе я использую дирижерский жест: показываю рукой динамику, акценты, что помогает и в работе над высотой звука. В процессе разучивания каждой песни решаются нравственные и эстетические задачи. Чем эмоциональнее рассказ о содержании песни, тем сильнее воздействует она на чувства детей. В процессе объяснения желательно подобрать пословицы, поговорки, помогающие глубже осмыслить содержание. Характер музыкального произведения воспринимается детьми в единстве со словом. Поэтому образная передача поэтического текста является одним из важнейших компонентов выразительного пения. На моих музыкальных занятиях пение составляет почти 30% объема всех заданий и занимает вторую или третью часть занятия в следующей последовательности: а) упражнение для развития голоса и музыкального слуха; б) разучивание новой песни; в) закрепление, повторение ранее пройденной песни. Песня может и должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи и ознакомлению с окружающим, на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, на прогулке (летом). Как хорошо, когда в часы игр дети водят хороводы, играют в игры с пением. К концу года дети каждой (младшей и средней) группы усваивают 15—20 песен, включая песни к играм. Поэтому я провожу с воспитателями консультации, семинарские занятия по разучиванию песенного репертуара, игр с пением. Певческую деятельность детей я планирую перспективно на 2—3 месяца. В плане конкретизирую воспитательные и образовательные задачи, определяю объем знаний и навыков, намечаю репертуар с учетом праздничных дат. Календарный план составляю на два занятия вперед. В календарном плане указываю репертуар, программное содержание к каждой песне и основные методические приемы. Работа над песней планирую с учетом этапа ее разучивания. Песенное творчество детей дошкольного возраста помогает осуществлять задачи музыкального воспитания, способствует развитию звукового, ритмического, ладового восприятия, повышенной активности, инициативы. Неотъемлемой частью моей работы является обучение детей импровизировать. Дети успешно импровизируют, если они достаточно развиты музыкально, чисто и выразительно поют, умеют петь без музыкального сопровождения. Формирование песенного творчества я начинаю с младшей группы. Сначала это обучение звукоподражанию. Я спрашиваю: «Как трубит труба?» Показываю яркую дудочку. Ребенок отвечает: «Ту-ту-ту» (на одном звуке ми или фа первой октавы). А как можно иначе сыграть на трубе? Иногда в ответах детей отмечаю движение мелодии вверх или вниз. Часто предлагаю играть на воображаемом барабане, имитируя удары палочками, и напевать: тра-та-та-там. Подбадриваю: «В следующий раз получится лучше. Девочкам, занятым в игровом уголке, предлагаю: «Покачай куклу и спой ей колыбельную». Напоминаю, что петь надо ласково, нежно, протяжно, иначе кукла не заснет. Начинаю петь сама на слоге «ля», потом слушаю девочек. Спрашиваю: «Как зовут твою куклу?» Дети поют имена. Например, «Ма-ри-на», «Ка — тю-ша», «Ок-са-на». Слежу за тем, чтобы мелодическая интонация в их ответах не повторялась. Затем я предлагаю детям средней группы песенки, в которых звучал вопрос. На него нужно было ответить, найдя свою музыкальную интонацию. Такие задания даю детям средней группы в конце года. В старшей группе я продолжаю работать над развитием ладового восприятия. Для большей активности детей часто применяю прием «пение по цепочке», т. е. первую фразу пою сама, а затем ребята поют по одному, каждый свой вариант. Детям подготовительной группы даю такое задание. Начинаю петь знакомую песню и предлагаю закончить ее, слежу, чтобы это было в той же тональности. Иногда провожу это же задание в форме музыкальной загадки, предлагаю кому-нибудь из детей начать петь любую выученную ранее песню, а сама заканчиваю ее в той же или в совсем другой тональности. Спрашиваю ребят, верно ли спела. Этот прием развивает в детях музыкальный слух. Детей подготовительной группы учу импровизировать в определенном жанре (вальс, марш, полька). Так, например, дети познакомились на музыкальных занятиях с «Маленьким вальсом» Н. Леви. Затем прослушали «Вальс» Д. Кабалевского, «Вальс» П. Чайковского из «Детского альбома» и узнали, что вальс — это плавный, спокойный под который можно легко кружиться. Предлагаю ребятам сочинить свой вальс и спеть на слог «ля». Не сразу и не у всех получается вальс. Некоторые дети хорошо передают трехдольный ритм, но мелодий их вальса бывают, бедны и однообразны. Другие же, увлекаясь развитием мелодии, теряют ритм вальса. Наблюдая за детьми, убедилась, что мальчики с большим удовольствием сочиняют марши и польки. Их увлекает четкий ритм, быстрый темп. А девочкам нравится сочинять спокойные, плавные вальсы. Индивидуальная работа с детьми на музыкальных занятиях по развитию песенного творчества, слушание музыки на вечерах досуга привели к тому, что к концу года детские импровизации стали совершеннее и интереснее. Это отмечают и сами дети. Далее обучаю детей импровизации на предложенный текст и их собственные стихи. Усложняю задание — предлагаю сочинять песенки на заданный текст, радостные или печальные (в мажоре или в миноре), исходя из содержания. Например, знакомила ребят со стихотворением «Осенью» А. Шибицкой: Улетают птицы вдаль. Спрашиваю детей, какой по характеру должна быть песенка. Грустной, печальной. Играю детям в ми миноре или в фа миноре (тональностях, удобных для пения) тонические трезвучия, как бы настраиваю ребят, ввожу в минорный лад. Брала стихи жизнерадостные, такие, как «Весной» А. Шибицкой: Весенний день звенит! Встречай, скворец летит! Играя аккорды в ми мажоре или фа мажоре, настраивала детей на мажорный лад. Моим детям нравятся эти задания — сочинять песенки контрастного характера, и они с удовольствием поют свои варианты: Однажды предложила детям трудное задание: сочинить лесенки на стихи А. Барто: Наша Таня громко плачет. Я была очень довольна, когда услышала, что ребенок спел первую часть песенки в миноре, а окончание — в мажоре. Пробовала побуждать детей к сочинению песен на собственный текст, используя умения и навыки в родном языке. Огромно было желание дошкольников выступить в роли не только композитора, но и поэта. Творчество приносило им радость, импровизировали они с большим желанием. Творческие задания требуют от детей умственных усилий, внимания, активности, Развивают память, речь, интеллект. Они способствуют обогащению музыкальными впечатлениями. Возможности голосового аппарата дошкольников довольно ограничены и обычно не выходят за пределы определённого круга интонаций, их певческие навыки элементарны, а у детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, совсем не сформированы. Головное звучание, связанное со звонкостью, естественно для ребёнка от природы и соответствует анатомо-физиологическим особенностям голосового аппарата детей. Дети не могут и не должны петь громко, и не следует этого от них требовать. В удобной, соответствующей голосу тесситуре, ребёнок поёт значительно чище интонационно и при этом естественно, свободно и красиво. Музыкальный слух (как и голос) можно развивать, тренировать и совершенствовать. И чем раньше приступить к музыкальным занятиям, тем лучше. Ребёнку старшего дошкольного возраста без музыкального слуха сложнее научиться правильно «интонировать» голосом, чем 3-4 летнему малышу, но лишь бы было стремление и терпение. Список используемой литературы:
|