Конспект интегрированного музыкального занятия по слушанию музыки с элементами игрового и танцевального творчества в подготовительной группе "Сказка в музыке" |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Шулика Лариса Джумабековна | |||
29.01.2015 20:58 | |||
Конспект интегрированного музыкального занятия по слушанию музыки с элементами игрового и танцевального творчества в подготовительной группе "СКАЗКА В МУЗЫКЕ" Цель занятия: - Знакомство детей с классической музыкой Задачи: -Закрепить знания детей о великом русском композиторе П.И.Чайковском; -Учить различать характер музыки, понимать содержание пьес при помощи ритмопластики; -Побуждать детей к активному восприятию музыки; -Формировать навыки игры на шумовых инструментах; - Развивать ритмический, тембровый и звуковысотный слух Материал: Запись музыкальных отрывков из балета " Щелкунчик": Марш, «Танец Феи Драже», испанский танец Шоколад, арабский танец "Кофе", китайский танец "Чай", Вальс цветов. Атрибуты: Кукла Щелкунчик, конфетти; Инструменты: колокольчики, треугольник, кастаньеты ; бубны; металлофоны. Слайды инструментов симфонического оркестра - труба, скрипка, английский рожок, флейта-пикколо, фагот, челеста. Портреты разных композиторов. ХОД ЗАНЯТИЯ Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на занятии. Какое у вас настроение? Готовы ли вы совершить со мной путешествие в страну Ее Величества Музыки? Ответы детей. Музыкальный руководитель: Тогда в путь. Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский создал много удивительной музыки для детей. На наших занятиях мы уже слушали с вами музыку П. Чайковского. Посмотрите на портреты, – на каком изображен П.И.Чайковский?( слайд№1) Ответы детей. Музыкальный руководитель: А сегодня нас ждет встреча с замечательным произведением П.И. Чайковского - балетом " Щелкунчик".А как вы думаете, что такое балет? Что делают артисты во время спектакля, поют или танцуют? Ответы детей – Как мы с вами выяснили, балет – это праздник, где артисты с помощью танца, без слов передают сюжет сказки, рассказа. Балет – это дружба музыки и танца. А как можно без слов передать образ персонажа? Ответы детей. Музыкальный руководитель: А что такое мимика? А что можно передать с помощью мимики? Ритмопластические упражнения (" Роботы и цветы", Умный филин" и т.д.) Музыкальный руководитель: С помощью волшебной палочки, мы с вами перенесемся в прекрасный мир музыки. Итак, волшебство начинается... Музыкальный руководитель взмахивает палочкой, звучит волшебная музыка. Музыкальный руководитель: (приглашает детей присесть в круг)......Эта удивительная история произошла в новогоднюю ночь. Сияет огнями елка-красавица. В гости к маленькой Мари пришли ее друзья. Среди гостей - великий выдумщик и искусник, мастер кукол. И в этот раз он подарил детям много замечательных игрушек. Но Мари больше всего пришелся по душе маленький деревянный человечек. Правда, он был очень некрасив – с огромной головой и туловищем на тонких ножках.( показывает Щелкунчика)Но зато у него было приветливое лицо и добрые глаза. А как он ловко умел щелкать орешки своими острыми зубами! Потому и звали его - Щелкунчик! Девочка весь вечер играла с ним. А поздно ночью, когда весь дом уснул, Мари тихонько пробралась в зал. Ей Захотелось еще разок повидать своего любимца. Вдруг часы хрипло пробили двенадцать раз. И тут же отовсюду послышался визг, писк шипение. Мари с ужасом увидела, что из всех щелей вылезают мыши. Мышиная рать во главе с Мышиным королем двинулась прямо к шкафу с игрушками. А там уже храбрый Щелкунчик готовил к бою свое игрушечное войско. Началась битва, но силы были неравны. Неприятельское войско окружило со всех сторон Щелкунчика и его верных солдатиков. Тут уж Мари забыла о своем страхе. Она схватила тяжелый подсвечник и швырнула его прямо в голову Мышиного короля. И сразу все мыши исчезли. А Щелкунчик, уродливый деревянный щелкунчик превратился в прекрасного Принца. Он повел свою спасительницу в Королевство сладостей. Там текли Апельсиновые ручьи и Лимонадные реки, сверкали леденцовые луга. Там жил веселый и забавный сказочный народец. В честь Мари и принца был устроен шумный праздник: танцевали куклы, цветы, сласти, фея Драже. Но вот занялась заря. Солнечные лучи заглянули в окошко. Осветили нарядную елку, молчаливых кукол за стеклом. И разбудили маленькую девочку. Мари в изумлении оглядела комнату, увидела деревянного человечка у себя на коленях. Неужели это был только сон? (по ходу рассказа дети с помощью мимики и жестов передают образы героев). Много лет назад создал Петр Ильич Чайковский эту сказку - балет, но до сих пор эта сказка продолжает нас радовать. Слушание Марша из балета "Щелкунчик" Муз. руководитель: Под звуки этого марша дети шагают вокруг елки. Марш звучит воинственно и задорно. Давайте и мы пошагаем под этот марш. Движение под Марш. Музыкальный руководитель: В Конфетном царстве, куда Принц привел Мари, танцуют Шоколад, кофе, Чай, Фея Драже. Для этих танцев Петр Ильич Чайковский создал музыку, которая напоминает музыку тех стран из которых привезли шоколад, кофе, чай. Итак, Испанский танец Шоколад, гордо звучит труба,( показ слайда) ей помогает ритмичный, сухой треск. Это щелкают кастаньеты, испанские инструменты.( показ слайда)А сейчас мы с вами послушаем испанский танец Шоколад, но вы должны мне помочь: Когда услышите звук кастаньет, поднимите руку вверх. Слушание музыкального отрывка, с угадыванием инструмента. Музыкальный руководитель: В арабском танце Кофе использовалась настоящая восточная мелодия. Ее нежно поют скрипки( показ слайда), подпевает Английский рожок( показ слайда), тихо позвякивает бубен( показ слайда). Мелодия такая красочная, что словно видно как танцуют маленькие арапчата. Слушание отрывка Арабский танец Кофе Музыкальный руководитель: Китайский танец Чай напоминает забавную картинку, где китайские болванчики прыгают, вертятся, забавно качают своими головками. А музыка в нем интересная: мелодию исполняют флейты-пикколо ( показ слайда), а на них как будто "ворчат" фаготы ( показ слайда)Как можно без слов, а только с помощью жестов изобразить чай? И вот сейчас с помощью волшебной палочки мы станем участниками балета. Итак, вы танцоры. Музыкальный руководитель взмахивает палочкой. Двигательный этюд Китайский танец Чай Музыкальный руководитель: На балу в честь Мари и Принца, танцевала даже Фея Драже Слушание танца феи Драже –сейчас звучал танец Феи Драже. А какой же инструмент ее исполнял? Инструмент, который напоминает звон колокольчиков, называется челеста, повторите.( показ слайда) А теперь вас ждет сюрприз от феи Драже, подойдите к столу. На секундочку закройте глазки и вспомните, как звучала музыка. Пусть каждый из вас возьмет конфетти того цвета, которая, по его мнению, соответствует цвету танца. (Дети объясняют свой выбор). Музыкальный руководитель: Фея Драже приготовила для вас еще один сюрприз. Разбейтесь на пары. Подойдите к столу с инструментами, выберите, тот инструмент, который, по вашему мнению, точнее поможет звучать мелодии красивее. А теперь еще раз послушаем это замечательное произведение и поможем мелодии звучать краше, звонче, и милее. Музыкальный руководитель взмахивает палочкой и превращает детей в артистов оркестра. Еще раз звучит музыка «Танца», дети музицируют. Музыкальный руководитель: (звучит бой курантов) А теперь нам пора домой, слышите, сила волшебной палочки заканчивается с последним ударом часов. Музыка Чайковского звучит, Всех нас звучаньем удивит Мягкая, душевная Легкая, напевная Вместе с музыкой хорошей К нам приходит волшебство Осторожно, осторожно Не вспугнуть бы нам его! Пусть льется музыка рекой…. Будем, музыка, дружить с тобой! – Вот и пришло время нам прощаться, вам понравилось путешествие в страну Ее Величества Музыки? ( Ответ детей) – Спасибо, что помогли провести увлекательное занятие. До новой встречи!
|