С пальчиками поиграй, язычок не забывай! |
Моторика | |||
Автор: Воронина Лариса Павловна | |||
25.07.2022 12:36 | |||
С пальчиками поиграй, язычок не забывай! Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.
Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, выполняя простые упражнения, сопровождая стихотворным текстом, и не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Разнообразные пальчиковые игры. Например, взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок поочередно загибает пальчики на правой руке, затем на левой. Этот пальчик большой — Вслед за ним сестренка — Вот вся семейка. Работа с пластилином, ножницами, бумагой; рисование цветными карандашами. Увлекательно проходит игра со спичками: — можно выкладывать узоры по образцу; — по памяти; — придумать самостоятельно из определенного количества спичек. Упражнение «Разноцветные прищепки» Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: Ежик вырос в десять раз, Получился дикобраз. Игры с бусинками. Помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». Игра «Мозаика» Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. Картины из круп и макарон (гречка, просо, фасоль, рис, горох, семечки). Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики. На крупе рисую горы, лес дремучий, а потом нарисую выше тучи, дом, в котором мы живем. Красиво и необычно выглядят макароны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно раскрасить- получится фантастическая композиция. Чтобы ее выполнить аккуратно, надо иметь умелые и ловкие руки. Макаронные аппликации не только маленькое произведение ребенка, но и способ потренировать мелкую моторику пальцев рук. Упражнение «Шнурок» Вот сегодняшний урок у меня в руке шнурок, Упражнение «Карандаш» Пальчики не отдыхают карандаш перебираю --- Гусеница вверх ползет, вниз ползет Игры — шнуровки Первые простые шнуровки для малыша можно сделать самостоятельно. Потребуется плотный картон, дырокол и разноцветные шнурки. Проделайте дыроколом несколько отверстий в картоне. Покажите ребенку, как сквозь них можно протаскивать шнурок. Пусть малыш потренируется на одной или на двух дырочках. Если ребенку удалось попасть в дырочку, обязательно похвалите его за первый успех. В дальнейшем задания можно усложнять, создавая с помощью дырокола контур несложного рисунка. На глазах слезинки -ведь свои ботинки Шнуровать не может маленький Сережа. Ты не плачь Сережа, пальчики шнуровка развивает ловко. Все эти забавные упражнения требуют совсем немного времени. Основы, закладываемые сейчас, в младшем возрасте, помогут малышу в дальнейшем избежать многих серьезных проблем, в школе и во взрослой жизни. Воронина Лариса Павловна Учитель-логопед МДОУ№152 г. Мурманск
|