Авторское развивающее пособие для развития мелкой моторики, как фактор речевого развития детей дошкольного возраста |
Моторика | |||
Автор: Морозова Елена Валерьевна | |||
31.07.2021 23:49 | |||
Авторское развивающее пособие для развития мелкой моторики, как фактор речевого развития детей дошкольного возраста Автор: Морозова Елена Валерьевна, воспитатель высшей категории МАДОУ «Детский сад №266» г. Барнаула г. Барнаул 2021 Дидактическое пособие «Чудо шаль» является и игровым методом обучения для наших детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью для развития мелкой моторики рук, сенсорной культуры ребёнка. Основу дидактического пособия составляет взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний, для расширения и углубления знаний предлагаются задания в виде сказок, загадок, вопросов. Обучение и игровая деятельность, направленны на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, запоминания, сравнения, для воображения, развитие любознательности и познавательных интересов. Усложняется игра, за счет её вариативности, если у детей угасает интерес к игре.
«Чудо игровая шаль» притягивает внимание детей своим ярким цветом, множеством привлекательных элементов, прикрепленных к нему. Самое главное – происходит ненавязчивое общение ребенка и педагога через манипуляции с компонентами пособия, что способствует положительному настрою для налаживания доверительных отношений между взрослым и малышом. Цель пособия:
Представлюсь вам, друзья Каждый день спешу я в сад, Только, вот беда, понять их На прогулку одеваем, Потому, что год всего лишь Дети любознательны?! - Шаль на плечи я накину Ближе, ближе подходите, Видите? Замочек! – можно расстегнуть! Будем упражнять Малые, большие! Пусть сразу не получится! Буду развивать упорно я Дидактическая игра «У кого какое платье?» Правила игры: пристегнуть и зашнуровать платье желтого цвета к желтым пуговицам, платье синего цвета к синим пуговицам, платье зелёного цвета к зелёным пуговицам, красное платье к красным пуговицам, оранжевое платье к оранжевым пуговицам. Ход игры: Воспитатель раздаёт детям разноцветные платья, дети называют какого цвета платья и пристёгивают их к пуговицам определённого цвета. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Дидактическая игра «Умные коврики» Задачи: закрепить умение различать фигуры по цвету, форме. Развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывать её. Развивать мелкую моторику. Игровое правило: В процессе игры ребенок должен выбирать геометрические фигуры, опираясь на цвет или контур. Ход игры: Дети подбирают геометрические фигуры соответствующего цвета, которые подойдут к цвету пуговицы или к контуру с липучкой на шале. Дети называют и описывают фигуры. «Геометрические фигуры» Правила игры: пристегнуть к пуговице желтого цвета желтый овал, к пуговице синего цвета синий круг, к пуговице зеленого цвета зеленый треугольник, а к пуговице красного цвета красный квадрат, к пуговице оранжевого цвета оранжевый прямоугольник. Ход игры: Ребенку предлагается распределить геометрические фигуры по местам. Ребенок пристегивает геометрические фигуры к пуговицам определенного цвета, воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Дидактическая игра «Геометрическая мозаика» Задачи: Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец. Составление простых изображений из геометрических фигур закрепить знания о геометрических фигурах, об основных цветах; формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм; развивать память, мыслительные операции. Оборудование: карточки с изображением предметов составленных из геометрических фигур разной формы и размера. Игровое правило: ребенок должен брать только те геометрические фигуры, из которых составлены предметы на его карточке. Ход игры:
Дидактическая игра «Бусы» Цель: Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку сделать бусы из геометрических фигур. Можно предложить сделать бусы по образцу, подобрать фигуры по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус. Дидактическая игра «Разложи по цвету» Правила игры: положить в красный кармашек красные цветы, в жёлтый кармашек жёлтые цветы, в зелёный кармашек зелёные цветы, в синий кармашек синие, в оранжевый кармашек оранжевые цветы. Ход игры: Воспитатель выкладывает на стол цветы разного цвета (красные, жёлтые, зелёные, синие). Детям раздаются разноцветные кармашки по цвету цветочков. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Дидактическая игра «Заплети косичку» Ход игры: Воспитатель прикрепляет жгутики (маленькие сплетённые косички) к стенду или к столу, так чтобы верхние концы были закреплены вместе или на близком расстоянии друг от друга, а нижние остались свободными. Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку. Дидактическая игра «Веселые прищепки» Цель: Научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев рук, воспитывать усидчивость, обогащать сенсорный опыт детей. Игры с прищепками для детей относятся к модульной гимнастике, которая подразумевает занятия с предметами, которые сами по себе не разбираются, но из них можно делать другие вещи. С помощью такой гимнастики укрепляется и развивается кисть и два пальца руки, которые в последующем будут активно задействованы в письме. Когда происходит дидактическая игра с прищепками, то указательный и большой пальцы ведущей руки испытывают напряжение схожее с тем, которое нужно приложить при удержании пишущей ручки. Параллельно с физическим развитием кисти происходит совершенствование речи, пополнение словарного запаса, активизируется творческое мышление, происходит формирование пространственных понятий и чувственного восприятия мира. В нашей группе мы с удовольствием используем «Чудо шаль», она яркая и зрелищная и служит настоящим украшением любой театральной постановки, музыкального занятия, досуга детей, как яркий сюрприз любого занятия.
|