Устранение речевых дефектов дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через развитие мелкой моторики и координации движений рук |
Моторика | |||
Автор: Шандра Наталья Григорьевна, Петрякова Нелли Борисовна, Морева Ольга Александровна | |||
06.08.2021 16:44 | |||
Устранение речевых дефектов дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через развитие мелкой моторики и координации движений рук
В последнее время наблюдается рост числа детей дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения. Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми, не могут активно себя проявлять, поэтому становятся пассивными и замкнутыми. Таким детям нужна помощь в обучении владения коммуникативными средствами и развития общения в целом.
Учеными и практиками было замечено, что речевые способности ребенка зависят не только от артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Развитие мелкой моторики оказывает благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизации познавательной и речемыслительной деятельности Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Уровень развития моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Какими же способами можно тренировать детскую руку? Упражнение «Грецкий орех»
А потом обратно, чтоб стало мне приятно. Кроме грецких орехов можно использовать шишки, шестигранные карандаши — растирать ладони карандашом вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально). - Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю. Упражнение «Золушка» Понадобится горох, фасоль, миски. Разложить в отдельные миски фасоль и горох. Упражнение «Пальчиковый театр» Надеваем на большой палец фигурку персонажа: - Пальчик-мальчик, где ты был? Упражнения с прищепками Пристегиваем прищепки к стаканчику, к корзинке либо к фигуркам, вырезанным из картона. Упражнение «Морской пляж» из семян подсолнечника, пластилина и крышки от сметаны. Сделаем синее море (размажем пластилин на крышечке) и выложим из семечек пляж (будем вдавливать их в пластилин). Упражнение «Пейзаж» Надо насыпать на поднос манку тонким слоем и нарисовать на манке пальцем солнце, море, лодку, чаек и т.п. Кроме манки моно использовать песок. Дети очень любят пальчиковые бассейны, наполненные крупой (фасолью, горохом, гречкой) или каштанами. В них мы можем спрятать мелкие игрушки. Не менее увлекательна и полезна игра с «Волшебным мешочком». Ребенок сначала ощупывает игрушку, затем опускает руку в мешочек и на ощупь ищет нужную игрушку. После каждой попытки предмет достаем из мешка, и сверяем с названным. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Конструирование. Нанизывание бус из макарон и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Плетение косичек из ниток, венков из цветов. «Показ» стихотворения. Ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками. Теневой театр. Соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. На освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его речь и интеллект, во-вторых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, и в-третьих, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте.
|