«Развитие мелкой моторики как фактор речевого развития детей дошкольного возраста» |
Моторика | |||
Автор: Головнева Надежда Алексеевна, Загорулько Вера Анатольевна, Маковецкая Мария Николаевна | |||
23.07.2021 06:00 | |||
«Развитие мелкой моторики как фактор речевого развития детей дошкольного возраста» «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В.А. Сухомлинский И это не просто красивые слова. Многими учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность детского мозга, психику детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают, что формирование речевые областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности руки, есть общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно сказать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Тонкая работа пальцами способствует развитию речи детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее не только развитие речи, а и внимание, мышление, воображение, зрительной и двигательной памяти. Таким образом, ловкие, умелые пальчики – залог полноценного интеллектуального развития. Как развивать мелкую моторику: Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными. Традиционные:
Пальчиковые игры — наиболее доступный вид работы, так как не требует никакого дополнительного материала. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает его к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Я слежу за правильной постановкой кисти ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое. Каждое упражнение имеет своё название и проводится в течение нескольких секунд. Существует много комплексов пальчиковой гимнастики, где все движения сопровождаются речетативом, что позволяет детям с интересом выполнять эти упражнения. Таким образом снижается утомляемость, повышается работоспособность и, следовательно, оказывается положительное влияние на развитие мышц кисти руки. Графические упражнения развивают зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления; крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание; способствуют формированию интереса к выполнению графических упражнений и заданий. Специальные упражнения на развитие графических навыков. Аппликация развивает в ребенке такие качества, как усидчивость, самостоятельность, аккуратность, терпение. Развивается мелкая моторика, потому что есть необходимость вырезать элементы, работать с мелкими деталями, раскладывать их и наклеивать. Для того, чтобы малышу не было скучно просто выполнять упражнения, их можно разнообразить интересными и забавными играми. Большое значение в развитии общей и мелкой моторики у ребенка имеет семейное воспитание, поэтому необходимо работать в тесном сотрудничестве: ребёнок, родитель, педагог.
|